Настенное дидактическое панно "Окно в мир"

Разделы: Логопедия


Панно используется на занятиях при прохождении недельных тем как на разных видах занятий (формирование лексико-грамматических средств языка, связной речи), так и при разных формах работы (подгрупповой, индивидуальной, в свободное от занятий время). Практические действия с предметами, выполняемые самим ребенком, способствуют возникновению у него желания называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них, создает такие ситуации, которые актуализируют потребность ребенка в речевых высказываниях.

Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность – воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию.

Цели предлагаемого пособия:

  1. обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;
  2. развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;
  3. развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);
  4. формирование пространственно-временных представлений;
  5. эмоциональное восприятие образов, окружающей природы, что дает толчок в познавательной деятельности;
  6. формирование мотивационно – потребностностной речевой деятельности (желание общаться) на фоне зрительно – игровых сюжетов, что важно для профилактики перегрузки вербальной системы у детей, а также для предупреждения дидактического напряжения;
  7. возможность освобождения детей от постоянной статической позы (они постоянно действуют с картинками, т.е.моторно не напряжены).

Пособие изготовлено в виде аппликации. Дети размещают на “полянке” съемный дидактический материал, обновляемый в зависимости от темы занятий.

Съемные элементы (на магнитах):

 

  • Времена года;
  • Фрукты
  • Овощи
  • Грибы
  • Дикие животные и их детеныши;
  • Домашние животные и их животные;
  • Домашние птицы;
  • Дикие птицы;
  • Транспорт;
  • Насекомые;
  • Речные рыбы;
  • Герои сказок “Репка”, “Колобок”.

Формирование лексико-грамматических компонентов языка

Задачи Приемы, дидактические игры
Образование единственного числа имени существительного “Кто это? Что это?”
“Угадай по описанию”
Образование множественного числа имени существительного в именительном и родительном падежах “Один – много”
Предложный падеж существительных “Кто где живет?”
“Где что (кто) находится?”
Согласование существительного с личным местоимением Мой, моя, мое, мои
Согласование имени существительного с именем числительным “Один – три – пять”
“Мы считаем”
Образование уменьшительной и ласкательной форм имени существительного и имени прилагательного в единственном и множественном числе “Назови ласково”
“Большой – маленький”
“Назови детеныша”
Образование качественных имен прилагательных и согласование их с именами существительными “Какой? Какая? Какое? Какие?”
Образование относительных прилагательных “Назови, какой, какая?”
“Если в доме два этажа”
Образование сравнительной степени прилагательных “Большой – поменьше – маленький – огромный”
“Хвастуны”
“Сравни и назови по образцу”
Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа “Чей, чья, чье, чьи?”
Образование глаголов “Кто как кричит?”
“Назови действие”
“О ком (о чем) можно так сказать?”
Согласование существительного единственного и множественного с глаголами “Один предмет – много предметов”
Образование причастий “Что делающий?, Что делавший?, Что сделавший?”
Классификация, слова-обобщения “Четвертый лишний”
Работа над предлогами (в, на, из, за, над, перед, между, из-за, из-под, по, к) “Исправь ошибку”
Работа над антонимами “Скажи наоборот”
Работа над синонимами “Скажи по-другому”
Развитие фонематического слуха “Угадай, чей голос”
“Исправь ошибку”
“Только один(два, три слога”
Работа над звукослоговым и звукобуквенным анализом слов “Назови на звук “…”
“Определи место звука в слове”

Работа над предложением. Развитие связной речи

Поиск соответствующего понятия “Угадай и назови”
Поиск фактических ошибок “Исправь ошибки”
Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом “а” “Сравни”
Сложноподчиненные предложения “Что за чем?”
Поиск соответствующего понятия “Я начну, а ты закончи”
Формирование контекстной речи Чтение и заучивание стихотворения по лексической теме
Описательный рассказ по вопросам
“Загадки-описания”
Построение монолога “Расскажи по плану”
Развитие высших психических функций
Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления “Что изменилось?”
“Так или не так”
“Подумай и ответь”
“Кто где спрятался?”

Развитие мелкой моторики

Игры с предметами “Ловкие пальчики”