Урок на тему "Хорошее настроение. Положительные и отрицательные эмоции"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи.

  • Создание условий для актуализации эмоционального опыта обучающихся.
  • Познакомить с понятиями: настроение, эмоции.
  • Развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;
  • Воспитывать мажорное настроение в жизнедеятельности классного коллектива, семьи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Используемые элементы технологий:

  • Проблемное обучение
  • Игровые технологии
  • Системно-деятельностный подход
  • Личностно-ориентированный подход
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ

Учебные материалы:

Компьютер, мультимедийный проектор; Песня "Улыбка" Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского; презентация к уроку (Приложение 1) "Хорошее настроение"; дидактические карточки "Эмоции людей"; учебник "Окружающий мир" О. Т. Поглазовой для 2 класса; пиктограммы эмоций; раздаточный материал: карточки с названиями эмоций и чувств в четырёх конвертах; изображение солнца и тучки (для каждого учащегося); изображение солнца и тучки для каждой группы; памятки "Секрет хорошего настроения " для каждого учащегося; памятка для семьи "Жизнь прекрасна".

Ход урока

1. Орг. момент. Рефлексия.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и тихонько сядьте.

Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, воспринимаем,
Ни минутки не теряем.

2. Проверка домашнего задания.

- Урок окружающего мира.

- Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

- О каких трёх сторонах красоты человека мы говорили на прошлом уроке?

1. Красота лица и тела.

2. Красота души.

3. Красота человека- творца, мастера своего дела.

Презентация (Приложение 1)

1 слайд.

- Как вы понимаете красоту лица и тела?

- Как вы представляете человека, о котором говорят, что у него добрая душа?

- Приведите пример красоты человека- творца, мастера своего дела.

- Кто запомнил высказывание, которое было девизом нашего урока?

2 слайд. (" В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело, и мысли, и поступки". А. П. Чехов)

Вывод учителя: Не только душой и телом должен быть красив человек, он должен быть красив делами и поступками по отношению к другим людям.

3. Работа над темой урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим наш разговор о человеке. Но попробуйте угадать, о чём именно мы будем говорить на уроке?

- Это бывает и не бывает. Когда ты получаешь пятёрку или тебе дарят подарок, оно сразу появляется. Ты начинаешь улыбаться, веселиться.

- Это появляется, когда приходят гости, когда у вас в доме праздник.

- Оно бывает грустное и весёлое, хорошее и плохое.

- Что это? (Это настроение).

- У каждого из вас на парте есть два символа настроений (солнышко и тучка). Солнышко- символ хорошего настроения, а тучка- символ грустного, плохого настроения.

Поднимите тот, который соответствует вашему настроению в начале нашего урока.

- Какое настроение является полезным для здоровья человека? (Хорошее или плохое?)

3 слайд.

Вывод учителя:

- Сегодня на уроке мы будем говорить о настроении, будем учиться выражать свои чувства и познакомимся с правилами поддержания хорошего настроения, так необходимого для здоровья человека. Пусть нам в течение этого урока светит солнышко, ведь сегодня первый день весны. У вас тоже есть на партах солнышко, прикоснитесь к его лучикам, улыбнитесь, зарядитесь хорошим настроением.(На доске рисунок солнца).

2. Работа по учебнику.

- Давайте выясним, что же такое настроение, а для этого откроем учебники на стр. 43.Прочитайте отрывок учебной статьи и найдите в тексте ответ на вопрос " Что же такое настроение?"

4 слайд.

- Настроение - это настрой человека на положительные или отрицательные эмоции.

Учитель: То есть на наше настроение влияют эмоции. Кто может ответить на вопрос

"Что такое эмоции?" Если мы не можем сейчас ответить на этот вопрос, то где мы сможем найти информацию об эмоциях? (в учебнике, в словаре, в интернете, спросить у взрослых людей).

- Мы обратимся сегодня к нашему помощнику- учебнику. Прочитайте ещё одну часть учебной статьи на стр. 42 и найдите в тексте определение эмоций.

(Воспринимая предметы и явления окружающего мира, человек проявляет к ним определённое отношение. Он может радоваться, огорчаться, грустить, восхищаться, удивляться, испытывать чувство страха. Такие переживания называют эмоциями).

5 слайд

Эмоции и чувства - это наши душевные переживания.

3. Работа с демонстрационным материалом. Работа в группах. (Изображение эмоций, обсуждение).

- Назовите чувства и эмоции, которые вы знаете?

(Радость, грусть, обида, удивление, стыд, гнев, злость, восхищение и т. д.)

- Я приготовила для вас интересные фотографии эмоций. Каждой группе я выдаю для рассматривания по 2 фотографии.

  • 1 группа- удивление и обида
  • 2 группа- восхищение и скука
  • 3 группа- грусть и интерес
  • 4 группа-удовольствие и страх

-.Назовите эмоции на ваших фотографиях.

- Где выражаются эмоции человека? (На лице)

- При помощи чего выражаются эмоции? (бровей, глаз, рта)

- Верно, то есть при помощи мимики лица.

- А ещё при помощи чего? (При помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движении).

-Давайте сначала потренируемся в выражении эмоций. Встаньте.

Физкультминутка.

Поиграем в игру " Изобрази эмоцию!"

(Данная физкультминутка похожа на игру "Море волнуется раз:")

1. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три:.Эмоцию гнева мне покажи и на месте замри!

6 слайд

Эмоция гнева (фотография и пиктограмма)

2. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три:.

Эмоцию радости мне покажи! - 2 раза. Молодцы! (Один раз дети показывают эмоцию радости гостям). Все хлопают.

7 слайд

Эмоция радости (фотография и пиктограмма)

- Продолжим нашу работу в группах. Каждая группа сейчас должна потренироваться в изображении эмоций, которые им даны и закончить предложения, вспомнив жизненные ситуации. (Каждой группе выдаю по 2 фотографии эмоций и по 2 соответствующие карточки).

Рефлексия.

1 группа получает карточки:

- Мне обидно, когда:.

- Я удивляюсь, когда:.

2 группа:

- Я восхищаюсь, когда:..

- Мне скучно, когда :

3 группа:

- Я грущу, когда:.

- Мне интересно, когда:.

4 группа:

- Я испытываю удовольствие, когда:.

- Мне страшно, когда:..

- От каждой группы выходят на защиту по 2 человека. Они выступают, а в это время остальные дети будут оценивать выступление. Чем эмоциональнее будет выступление, чем больше оно вам понравится, тем лучше вы аплодируйте.

4. Распределение эмоций. Работа с карточками.

- Эмоции мы перечислили разные. Все они влияют на настроение человека.

8 слайд

Эмоции: радость, удивление, восхищение, интерес, удовольствие, гнев, скука, грусть, обида, страх.

- Продолжим нашу работу в группах. Каждой группе я выдаю конверты с названиями эмоций. Посовещайтесь и разложите все эмоции на 2 макета: солнышко и тучку. Догадайтесь! Какие эмоции надо положить на солнышко, а какие на тучку?

- Возникли у кого - либо споры? ( В случае возникновения споров дети доказывают, рассуждают.)

9 слайд

Хорошее настроение Плохое настроение
Положительные эмоции Отрицательные эмоции
радость гнев
удивление страх
восхищение скука
интерес грусть
удовольствие обид

Приступаем к проверке. (По слайду)

- У кого распределены эмоции точно также?

- Почему вы выбрали солнышко для данных эмоций?

- Какие эмоции человек испытывает при хорошем настроении? Положительные или отрицательные?

- А при плохом настроении? (Отрицательные)

5. Сценка

- Послушайте сценку Якова Акима " Что говорят двери?". (Дети показывают сценку).

- Какой вывод можем сделать, посмотрев данную сценку?

- Верно, ребята, отрицательные эмоции могут навредить здоровью человека, он может заболеть, испортить настроение другим людям, поэтому уберу эти отрицательные эмоции в чёрный мешочек, завяжу его и спрячу далеко, далеко, чтобы у всех у нас было только хорошее настроение, чтобы все мы были здоровы. (Учитель убирает отрицательные эмоции в чёрный мешочек).

- Положительные эмоции полезны для здоровья человека, они продлевают жизнь.

10 слайд

Физкультминутка.

Мы здоровыми растём,
Вместе с солнышком встаём!
Для здоровья, настроенья
Выполняем упражненья:
Руки вверх, на пояс, вниз.
Потянись!
Улыбнись!
То присели, то нагнулись,
И опять же улыбнулись!

6. Обсуждение в группах. Составление памятки "Секреты хорошего настроения".

- Существуют секреты хорошего настроения. Составим их, продолжив работу в группах.

Каждой группе я выдаю по несколько отдельных слов. Составьте из них предложение- секрет хорошего настроения.

(Дети читают полученные составленные предложения)

11 слайд

Говорить добрые слова.
Делать больше добрых дел.
Никогда не расставаться с улыбкой.
Заниматься любимым делом.

4. Итог урока. Рефлексия.

- Эти памятки мы вклеим с вами в дневник.(Секрет хорошего настроения).

- Для того чтобы поднять вам настроение, наши уважаемые родители приготовили для вас сюрприз!

- Давайте вместе с родителями споём песню "Улыбка" Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.(Играет мама одного из учеников, её сын поёт , а дети и взрослые подпевают и хлопают).

- Ребята, поблагодарим наших уважаемых родителей, прочитаем им стихи - пожелания.

Слайд 12

Приложение 2

- Сегодня каждый из вас это стихотворение- пожелание унесёт домой. Дайте прочитать родным, а ещё лучше - повесьте его на видном месте и время от времени всей семьёй читайте вслух!

Оценивание.

Рефлексия.

- Давайте проверим, улучшилось ли ваше настроение после нашего урока.

- Поднимите тот символ, который соответствует вашему настроению.

- Я желаю, чтобы у вас всегда было больше положительных эмоций и хорошее настроение. Больше улыбайтесь друг другу.

Слайд 13.

5. Домашнее задание.

Приложение 2

Познакомить родителей с секретами хорошего настроения, чтобы в вашей семье навсегда поселились счастье и благополучие.

Список литературы:

  1. Гусева Н. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. СПб: Речь, 2008
  2. Заватски Д. Детям о здоровье / Как научить вашего ребёнка быть здоровым: Пер. с англ.- Заокский: "Источник жизни", 1994
  3. Мы выбираем здоровье и радость, прочь уходи, ядовитая гадость! - Гармония жизни. Остров сокровищ, издание для детей, специальный выпуск, 2004
  4. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. - М.: ВАКО, 2004
  5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе.- М.:АРКТИ, 2005
  6. Шибанова Г. Б. " Поговорим про настроение"
  7. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром : И.Губарев, Н.Варламова, дизайн А.Айгинина ООО "50 копеек"