План-конспект урока по математике во 2-м классе "Многоугольники"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • ввести понятие “Многоугольник”, научить находить и показывать вершины, стороны и углы многоугольника, рассмотреть обозначение многоугольника латинскими буквами;
  • совершенствовать навыки решения задач; развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
  • обогащать кругозор обучающихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование:

  • учебник “Математика” В.Н.Рудницкая, 2 класс,
  • таблицы” Многоугольники”, “Меры длины”,
  • индивидуальные карточки,
  • примеры для игры на кленовых листочках,
  • плакат “Овощи и фрукты”,
  • набор муляжей - овощи и фрукты,
  • презентация к уроку,
  • аудиозапись “Дорога добра”,
  • электронные пособия: “Супердетки. Тренировка навыков быстрого счета”,
  • мультимедиа, телевизор, магнитофон, видеокамера, видеомагнитофон.

I. Организационный этап

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро! -
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

В.Кривошеев “Доброе утро”

Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему вижу каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: “Так держать!”
За парты садитесь, пора начинать.

(Звучит мелодия для релаксации)

Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щеки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное.

Вы на лесной поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти. Когда я скажу “пять”, вы откроете глаза: 1, 2, 3, 4, 5.

II. Устный счет

- О каком времени года пойдет речь?

Несу я урожаи,
Поя вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек и сосен
Я… (осень)

(Просмотр отрывка из видеоролика “Краски осени”)

1. Игра “Собери листья”

На доске запись:

9+9 7+7
15-6 16-9
16-8 12-7
7+5 7+6

12, 7, 5, 18, 14, 9, 8, 13

(Оответы в примерах соответствуют определенной букве, собрав которые получается слово “Сентябрь”)

Этот месяц - самый прекрасный,
Появляется лист первый красный;
Остывает немного земля,
Урожай украшает поля.
Младших - мамы за руки ведут,
Воздух будто наполнен добром,
Этот месяц зовут сентябрем.

- Какие народные приметы знаете о сентябре?

- На какие две группы можно разбить эти числа?

12, 7, 5, 18, 14, 9, 8, 13

(Однозначные и двузначные)

2. Работа 1 группы обучающихся по индивидуальным карточкам, 2 группа - работают по электронному пособию “Математический тренажер”.

На уроке интересно,
Дети все решают вместе.
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы посчитать.

3. Счет от 10 до 100 цепочкой в прямом и обратном порядке

- Как называются компоненты при сложении? Вычитании?

- Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?

- Чему равна сумма чисел 20 и 10? 30 и 20?

- Чуму равна разность чисел 80 и 60? 50 и 10?

- На сколько 40 больше чем 10?

- Назовите число, которое состоит из 3 десятков и 5 единиц, 8 десятков и 2 единиц?

4. Считалка “Шла бабка с Загорья”

Несла кузовок.
В том кузовочке лежали грибочки.
Кому-гриб,
Кому-два,
А тебе, дитятко,
Весь кузовок.

(Кто вышел из игры, тот придумывает задачу про грибы)

5. Составление задач по схеме. (На доске панно “Корзина и грибочки”)

Осень – славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград,
Все поспело для ребят.

6. Игра “Найди лишний предмет”

Крыжовник, малина, вишня, клубника, яблоко (на доске иллюстрации).

Рассказ о пользе витаминов.

7. Нарисуйте недостающую фигуру, чтобы в каждом ряду были фигуры разной формы.

(Выполнение работы на карточках. Самопроверка с доски)

8. Сказочные задачи

- Крош сначала съел 8 морковок, а затем 9. Сколько всего морковок съел Крош?

- Из первого улья медвежонок собрал 10 кг меда, из второго - 5 кг, а из третьего - столько, сколько из первого и второго вместе. Сколько килограммов меда собрал медвежонок из третьего улья?

Физминутка

Косолапый мишка встал,
Присел, поднялся,
На носочках покачался.
Потом кругом пошел,
Красну ягодку нашел,
Съел и сел.

III. Введение в тему урока

Где играют дружно,
Считают умело,
Там и сказке можно
Появиться смело.
Жил-был на свете медвежонок. (Cлайд 2-15. Презентация у автора)

(Он поможет нам открыть новые знания о геометрических фигурах)

IV. Постановка проблемы

- Какую фигуру можно сложить из трех палочек? (Треугольник)

- Давайте разомнем наши пальчики перед практической работой.

Вот помощники мои.
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой,
Скачут пальцы как лошадки.
Чок - чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.

V. Открытие новых знаний”. Практическая работа

1. Возьмите в руки листочек. Поставим 3 точки в разных местах. Сгибаем лист так, чтобы линия сгиба проходила через каждые две точки. Соединим линейкой все точки. Вырезаем фигуру. Какая фигура получилась? Сколько поставили точек? Это вершины треугольника. Покажите стороны треугольника. Сколько их? Сколько углов?

Рассмотрите чертежи на доске.

2. Покажите четырехугольник. Его стороны, вершины, углы. Дайте название этой фигуре. {Четырехугольник). Расскажите о пятиугольнике.

- Какое название дадим этой фигуре? (Шестиугольник)

- Можно ли к этим фигурам добавить круг? (Нет, нет углов)

- Какое название дадим всем фигурам с углами? Как их можно назвать, одним словом. (Многоугольники)

- Какую закономерность вы обнаружили? (У каждой следующей фигуры увеличивается количество углов и сторон на 1)

(Молодцы! Возьмите мой солнечный луч!) Слайд 16

Физминутка для глаз. (Песенка Кота Леопольда). Слайд 17–19

Помоги нам, месяц ясный, спаси волшебный лес от чудища. Помогу, только выполните задания учебника.

VI. Работа по учебнику

1. С. 36, №1.

- Рассмотрите печенье. Сколько углов имеет каждая из фигур? Теперь рассмотрите желтый многоугольник. Сколько в нем углов?

- Какой фигурой является каждая сторона многоугольника? (Отрезком). Сколько сторон у желтого многоугольника?

- Какой фигурой является вершина многоугольника? (Точкой)

- Сколько вершин имеет желтый многоугольник? (Пять)

Вывод: В желтом многоугольнике 5 углов, 5 сторон, 5 вершин.

VII. Работа с рубрикой “Обрати внимание!” (чтение правила)

В любом многоугольнике одно и тоже количество углов, сторон и вершин.

- Сколько же углов в семиугольнике?

- Сколько углов в десятиугольнике?

- Сколько сторон в пятнадцатиугольнике?

На доске: плакат “14-тиугольник”.

- Как определить название этого многоугольника? Что проще всего считать? (Вершины)

А теперь попробуйте ответить на более сложные вопросы: бывают ли одноугольники? Двуугольники?

- Как называется многоугольник, у которого 100 вершин?

VIII. Знакомство с показом элементов многоугольника

- Давайте научимся показывать элементы многоугольника: вершины, стороны, углы. (На доске - рисунок треугольника)

Вершины - это точки. (Указкой показать каждую точку треугольника)

Теперь покажем стороны. Сторона многоугольника - это какая фигура? (Отрезок) Показываем стороны как отрезки. (Конец указки движется от вершины, далее по отрезку до другой вершины)

Углы будем показывать вращением указки. Один конец указки должен находиться в вершине треугольника, сама указка - вдоль стороны, выходящей из этой вершины. Далее, не отрывая указки от вершины угла, двигаем указку по направлению к другой стороне, пока указка не совместится с этой стороной. (Продемонстрировать обучающимся, как это правильно делать)

- Вершины треугольника обозначают буквами. Читать обозначения можно разными способами, начиная с любой вершины. (Например: треугольник АВС, АСВ и т.д.)

2. Работа по учебнику

С.37, №2.

- Что изображено на рисунке? (Многоугольники)

- Как называются данные многоугольники? (Треугольник, пятиугольник)

- Какими геометрическими фигурами являются вершины и стороны многоугольника? (Это точки и отрезки)

- Как принято обозначать точки на чертеже? (Прописной буквой латинского алфавита)

- А отрезки? (Двумя прописными буквами латинского алфавита)

- Найдите вершины треугольника. (О, М, К)

- Найдите стороны треугольника. (МО, МК, ОК)

- Сколько вершин и сторон у этой фигуры?

Вот вам звездная пыль. Слайд 20

Физминутка для глаз. (Звезды). Слайды 21

Помоги нам ,Дюймовочка, спаси наш лес от чудища.

- Конечно помогу, только вы покажите, как вы умеете работать в тетрадях. Слайды 22-23

IX. Работа тетради №1

1. Задание № 50 стр. 16. Закрасьте только многоугольники.

2. Задание.№ 51 стр. 16.

Отметьте вершины многоугольников красным карандашом.

Стороны многоугольников синим карандашом. (Самопроверка с доски)

3. Задание № 49 с. 16. - Прочитайте задачу.

- Что вам известно? Что требуется узнать?

- Какая схема нужна для записи условия задачи? Запишите решение задачи самостоятельно. Проверка в парах. (Показ сигнальными кругами)

Спасибо вам, дорогие ребята. Я дарю вам волшебную розу. Бегите, спасайте свой лес. Слайд 24-29

X. Применение новых знаний на практике

Недавно мы поздравляли Сашу с Днем рождения. Посмотрите внимательно на фото. Слайд 30

- Какой геометрической фигурой можно назвать торт, которым нас угощал Саша? (Квадрат, многоугольник)

- Сколько у квадрата углов, сторон, вершин?

1. Это интересно! Слайд 31

Пирамида Хеопса.

- Перед вами - одно из семи чудес света - Пирамида Хеопса. Это крупнейшая из египетских пирамид, единственное из “Семи чудес света”, сохранившееся до наших дней. В основании пирамиды - квадрат. Вы узнаете о ней много интересного на уроках истории в старших классах.

XI. Домашнее задание

Выполнить аппликацию из многоугольников.