Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Равнины и горы России" (Школа России)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: формирование у обучающихся представление о равнинах и горах России.

Задачи урока:

Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем;
  • развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Обучающие:

  • познакомить с равнинами и горами на территории России, на территории Кемеровской области;
  • формировать умения работать с физическими картами России, Кузбасса;
  • развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;
  • воспитывать патриотов своего Отечества.

Оборудование:

  • учебник и тетрадь А. Плешакова;
  • «Словарь русского языка» Ожегова;
  • «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьёва;
  • физическая карта России и Кузбасса;
  • презентация Power Point, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

- Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга.

2.1. Самостоятельная работа.

Вопросы к самостоятельной работе (Приложение. Слайд №1):

  1. Что такое астрономия?
  2. Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.
  3. Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?
  4. Что изучает наука география?
  5. Закончи предложение: «Глобус – это ...»
  6. Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»
  7. Что изучает история?
  8. Приведите примеры исторических источников.
  9. Что изучает археология?
  10. Запишите 2-3 экологические проблемы

2.2. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь своими работами друг с другом. Если ответ вашего соседа (соседки) близок или точно совпадает с ответом на слайде, ставите +. (Слайд №2-3)

- Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. ( Слайд №4)

- Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.

- Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.

- Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, ваши знания слабы, вам некоторые моменты необходимо повторить.

3. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым (Слайд №5):

Вижу горы и долины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №6)

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

- Чему вас научит раздел « Природа России»?

4. Изучение нового материала.

4.1. Работа по физической карте России.

- Откройте учебник на стр.64. С помощью чего мы начнём знакомство с природой нашей страны? (С физической карты России) (Слайд №7)

- Мы уже знаем, что карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на шкалу. Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

- Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

- Как будет называться такая поверхность?

- Какой цвет имеют возвышенности?

- Каким цветом на карте показаны горы?

4.2. Практическая работа.

- Откройте учебник на стр. 66. Перед вами задание к практической работе, которую вы будете выполнять в парах. Вы должны не только найти объекты на карте, но и рассказать о их местоположении.

4.3. Беседа-путешествие.

И мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте.

- Как вы думаете, почему, именно, с Восточно-Европейской равнины мы начнём наше путешествие? (Здесь располагается столица нашего государства – Москва.)

- Мы попробуем объяснить смысл слова «равнина», а кто-нибудь из вас найдёт его определение в толковом словаре Ожегова.

- Что означает слово «равнина»?

- В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: «Равнина – ровная без гор и холмов поверхность».

Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5000000 квадратных километров.

- Посмотрите на карту. Какие цвета потребовались, чтобы изобразить поверхность Восточно-Европейской равнины?

- Какой вывод вы можете сделать о её поверхности?

- Правильно, такие равнины называют холмистыми. (Слайд №8)

- Двигаясь на восток, навстречу солнцу, мы окажемся на Западно-Сибирской равнине.

- Покажите Западно-Сибирскую равнину на карте.

- Почему для нас с вами эта равнина будет роднее и ближе других? (Здесь наша малая родина.)

- Почему эту равнину называют низменностью?

- Действительно, поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской. (Слайд №9)

- Следуя курсом на восток, мы попадаем на Среднесибирское плоскогорье.

- Покажите Среднесибирское плоскогорье на карте.

- Объясните смысл слова «плоскогорье».

- В толковом словаре Ожегова мы узнаём, что «Плоскогорье – это местность с волнистой поверхностью, лежащая на высоте 200 метров над уровнем моря». Как изменился цвет на карте? (Слайд №10)

4.4. Физкультурная минутка.

Дружно все сейчас мы встали,
По горам мы зашагали.
Руки вверх. Руки вниз.
За страховочную верёвку держись.
Мы шагали, приседали,
Наконец мы на привале…

- Тихо все сели.

4.5. Работа с учебником.

- О горах России вы прочтёте самостоятельно в учебнике на стр. 67-69 и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

- Как своим расположением Уральские горы отличаются от других гор? Покажите их на карте. (Слайд №11)

- Назовите самые высокие горы России? Покажите их на карте. Найдите и покажите самую высочайшую вершину Кавказских гор. (Слайды № 12-13)

- Какие горы включены в Список Всемирного наследия? Покажите их на карте. (Слайды №14-15)

- Чем знамениты горы на полуострове Камчатка? Покажите их на карте.(Слайды №16-17)

5. Закрепление изученного материала.

5.1. Краеведение. Горы и равнины Кемеровской области.

- Индивидуальное задание будет по «Книге о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва. Необходимо найти интересные сведения о горах и равнинах Кузбасса.

5.2. Работа в тетрадях.

- Откройте тетради на стр.21-22. Выполните задания № 1-2.

5.3. Фронтальная проверка выполненного задания в тетради.

-Назовите равнину и горы, которые на ней находятся.

- Проверяем, какие горы соответствуют данным записям.

5.4. Проверка индивидуального задания.

- Что означает слово «Кузбасс»?

Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. (Слайд №18) А предложил это название русский историк и геолог Пётр Александрович Чихачёв, побывавший у нас в 1842 году.

- Более половины Кемеровской области занимают горы. Самая большая по протяжённости и высоте над уровнем моря – горная система Кузнецкого Алатау. (Слайд №19)

- Кузнецкий Алатау в переводе с тюркского: «ала» – пёстрый, «тау» – гора, то есть «пёстрые горы». Самая высокая гора нашей области – Верхний Зуб – 2178 метров над уровнем моря.

- Самое большое скопление каменных россыпей – курумов – находится в Кузнецком Алатау. (Слайд №20)

- Самые низкие и древние горы – Салаирский кряж. Салаирский кряж образовался около 150 миллионов лет тому назад. (Слайд №21)

- Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Словно подковой с трёх сторон её окружают горы – Салаир, Кузнецкий Алатау и Горная Шория. (Слайд №22) В Горной Шории находятся курорты международного уровня.

- Знаете ли вы, что Кузнецкая котловина неоднократно была дном моря, и было это более 250 миллионов лет назад? (Слайд №23)

6. Подведение итога урока.

6.1. Рефлексия.

- Был ли этот урок интересным для вас?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие задания вызвали трудность?

6.2. Итог.

- С какими равнинами познакомились на уроке?

- Назовите виды равнин. (Слайды № 24-27)

- Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию.

1 уровень – учебник стр. 64-71, пересказ.
2 уровень – составить рассказ (фото) о горах, где побывали.
3 уровень – составить презентацию по любому объекту (горы, равнина).

Спасибо за урок.