Урок на тему "Русский национальный характер" (по сказу Н.С. Лескова "Левша")

Разделы: Русский язык, Литература, Иностранные языки


Цель урока: воспитание интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.

Задачи урока:

обучающие:

  1. способствовать формированию умения анализировать художественное произведение;
  2. способствовать формированию умения объяснять мотивы, цели и результаты деятельности тех или иных героев;
  3. способствовать формированию умения выявлять характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства;
  4. способствовать формированию умения определять черты и особенности русского национального характера на примере образа Левши и его товарищей.

развивающие:

  1. способствовать развитию мыслительных, творческих и коммуникационных способностей учащихся;
  2. способствовать развитию навыков грамотной устной монологической и диалогической речи.

воспитывающие:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма учащихся через чтение и анализ художественного произведения;
  2. воспитание чувства гордости за русского талантливого человека, мастера своего дела; за Русь, рождающую умельцев;
  3. воспитание чувства сопричастности к истории Отечества.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово проблемного характера с элементами эвристической беседы учителя литературы

В родном селе из века в век
Людей поклоном привечают:
– День добрый, добрый человек!
И люди тем же отвечают.

– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке литературы по творчеству замечательного русского писателя Н.С. Лескова. Разговор о нём и о его творческой судьбе мы с вами вели на прошлом уроке и пришли к выводу, что про него можно смело сказать словами стихотворения А. Бельского:

А силы в нём такие,
И в нём талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Я попросила вас дома внимательно прочитать статью в учебнике о Лескове и его автобиографию для того, чтобы вы смогли найти в них слова, которые были бы созвучны строкам процитированного стихотворения и помогли бы нам сформулировать тему сегодняшнего урока по сказу «Левша». Пожалуйста, вам слово.

(ответы ребят, подготовленные дома индивидуально, приводятся здесь и далее стенографически, так как невозможно заранее предугадать ход их мыслей; уч-ся предлагали разные варианты, но большинство остановилось на словах из автобиографии Лескова, где он говорит о том, что он «знал русский народ изнутри и понимал его характер»)

Учитель: Сейчас попытайтесь сформулировать тему нашего урока и её обоснуйте. Можно посоветоваться с товарищами в группе.

(Ребята предлагали следующие темы: «Русь, рождающая умельцев», «Образы русских умельцев», «Загадочная русская душа» «Русский национальный характер» (по сказу «Левша»), но выбрали последнюю тему и смогли обосновать её выбор.)

Учитель: Молодцы, с заданием справились успешно. Я же предлагаю вам выбрать эпиграф к нашей теме. Я подготовила карточки с высказываниями для каждой группы.

(Ребята, поработав в группах, предложили несколько эпиграфов, обосновали свой выбор и посчитали возможным предложить следующие варианты:

  • «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» Н.С. Лесков
  • «У него хоть шуба овечкина, так душа человечкина» Н.С. Лесков)

Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок из художественного фильма «Левша», где в качества эпиграфа взяты слова Достоевского. Учитель предлагает уч-ся обратить внимание на них и убедиться в созвучности смыслов этого эпиграфа и эпиграфов, выбранных ими.

III. Актуализация прежних знаний, переходящая в этап изучения нового

Учитель: Ребята, сопоставьте начало сказа и фрагмент фильма. На что вы обратили внимание?

(Ребята, верно, подметили, что фильм начат словами из заключительной, 20 главы, сказа, где всё происходящее названо «делами давно минувших дней». Уч-ся отметили, что здесь умело использован приём «переворачивания» композиции, чтобы привлечь внимание зрителя и настроить на дальнейшее восприятие)

Учитель: Ребята, а действительно ли события, изображённые в сказе, происходили так давно, что их можно назвать «преданьями старины глубокой»? Предлагаю вам, поработав в группах, взглянуть на это произведение с точки зрения историков и найти в нём приметы времени.

(Ребята отметили, что написан сказ в 1881 году, спустя 20 лет после отмены крепостного права (об отмене уч-ся было известно с уроков по творчеству Тургенева). Отметили ещё, что упоминаются два русских императора – Александр I и Николай I, Атаман Платов, Венский конгресс. Упоминаются географические названия – Англия, Россия, Петербург, Тула. Но также ребята пояснили, что более подробно о данном периоде в русской истории сказать не могут, так как он не изучался ещё на уроках истории)

Учитель: Я предвидела, что данный вопрос может вызвать у вас затруднение, хотя вы сумели подметить много исторических реалий в сказе. Поэтому я пригласила к нам на урок в качестве гостя учителя истории, который попытается помочь вам разобраться с этим вопросом.

Учитель истории (гость) вместе с ребятами установил хронологические рамки изображённых событий – с 1815 года после Венского совета при Александре I и до казни декабристов в начале 1826 года при Николае I. Был дан исторический комментарий времени правления Александра I и Николая I, какой вклад они внесли в процветание Отечества, а самое главное, как относились к русскому народу. Речь учителя сопровождалась просмотром фрагментов из худ.фильма «Левша». Далее учитель истории предложил подкрепить полученные знания работой с текстом и найти фрагменты, подтверждающие отношение высокопоставленных лиц (императоров и Платова) к русскому народу. Ребятами была составлена таблица с цитатами из текста.

Александр Павлович Атаман Платов Николай Павлович
«Англичане к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигли»
«
Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России…»
«Платов тоже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться»
«А он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Тула»
«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

Учитель: Значит, исходя из всего наработанного вами, мы можем предположить, что и в основе произведения Лескова «Левша» лежат реальные исторические события или это всё же вымышленная история?

(Ребята, основываясь на материалах прошлого урока и материалах статьи учебника, пояснили, что в основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь на основе реального события. Они отметили тот факт, что в сказе упоминается Тула, а это город мастеровых – оружейников, самоварных дел мастеров. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя. Да и сам сказ – особый тип повествования, который строится как рассказ определённого лица. Сказ передаёт особенности речи этого человека. Ребята предположили, что рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, а исторические персонажи показаны с точки зрения простолюдина. Значит, и он - выходец из народа. Также ребята отметили, что не всегда смогли определить, какое слово искажённое русское, а какое иноязычное.)

Учитель: Значит, ребята, самое время пригласить нашего второго гостя – учителя иностранного языка, который поможет вам разобраться в данном вопросе.

Учитель иностранного языка (гость) предлагает просмотреть фрагмент из фильма, где изображён диалог героев, в который включены слова «искажённые». Далее ребятам предлагается найти такие слова в тексте сказа, каждой группе в определённых главах, и попытаться предположить, что эти слова обозначают, какова их этимология. Затем уч-ся выступили в роли языковедов и переводчиков, узнали, что большинство иноязычных слов в сказе из французского языка. Далее они сделали вывод о том, что Лесков, передавая живую устную речь, даёт нам понять, что «так может говорить только человек из народа», в характере которого нет преклонения перед заграницей.)

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, выбранным вами к нашему сегодняшнему уроку (уч-ся зачитывают). К какому персонажу изучаемого нами произведения относятся эти слова? (к Левше) Л. Аннинский писал: «О Левше и о народе «Лескова спрашивали: так он у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеётесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?..» А как бы вы ответили на этот вопрос, подводя итог 1 части нашего сегодняшнего занятия? Ответ свой подтвердите текстом сказа и фактами из биографии писателя.

(Ребята, обобщив сведения из биографии писателя и текста сказа, отметили, что сам Лесков хоть и принадлежал к потомственному дворянскому роду, но простонародный быт знал не понаслышке до мельчайших подробностей. В автобиографии он писал, что «народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя её, а живучи ею». Лесков также был убеждён, что ни один русский город не может существовать без праведников. У ребят в ходе обсуждения возник вопрос о том, кто же такие праведники. Учитель помог разобраться в этом вопросе и объяснил, что по Лескову,- праведники - это люди, прожившие жизнь «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастного врага»).

Часть вторая

IV. Применение на практике новых знаний

Учитель: Можно ли назвать Левшу праведником, русским человеком, носителем русского национального характера? Если да, то каковы же черты этого характера?

(Ребята, основываясь на ранее изученном материале, дают определение характера как совокупности качеств человека; отмечают, что в художественном произведении характер рисуется автором и является основой образа. Перечислили средства создания характера, записали их в таблицу, которую будут заполнять по ходу урока.)

Учитель: (после показа фрагмента из фильма – изображение Левши) Вы сейчас просмотрели, каким увидел Левшу режиссёр фильма. А соответствует ли это видение тому, каким предстаёт Левша в сказе? Рассмотрите и иллюстрацию к сказу И. Глазунова, где изображён главный герой. Зачитайтеи запишите в таблицу портретные характеристики героя. О чём говорит его внешность? (далее уч-ся заполняют таблицу)

(Ребята сделали вывод о том, что внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. Он беден, потому что одежда порванная. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное.)

Далее учитель даёт возможность группам поработать с текстом сказа и заполнить таблицу примерами. После этого ребята обмениваются мнениями по каждому пункту характеристики:

– О чём говорит речь персонажа? (о его простоте)

– Какими чертами характера наделяет автор своего героя? (главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.)

– Есть ли у этого человека чувство собственного достоинства и как оно проявляется? (Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.)

– В сказе часто говорится о вере в Бога. Верует ли в Него Левша? (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).

Просматриваем фрагмент фильма «Левша у императора». - Как ведёт себя герой и что нового вносит этот эпизод в раскрытие характера Левши? (не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие.)

Учитель: Волею случая Левша оказывается в Англии. Я предоставляю возможность Медведеву Алексею побыть немного Левшой и рассказать историю этой поездки от имени самого героя (заранее подготовленный ученик творчески пересказывает эпизод «Левша у англичан»)

– Что восхитило англичан в Левше? (мастерство восхитило, но удивило, что он нигде не учился, что он талантливый самородок, в котором искра Божия)

– А что за границей произвело на Левшу впечатление? (хозяйственные порядки) Почему вдруг Левша стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? (при осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой.)

О какой черте характера говорит этот эпизод? (о любви Левши к Отечеству, а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии (зачитывают)

Учитель: Значит, Левша – плоть от плоти русского народа. Какой факт наиболее ярко это подтверждает? (в тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа)

V. Подведение итогов урока

Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Сказка о русской игрушке»: Что сближает это стихотворение и сказ Лескова? Какие слова из него вы бы назвали итоговыми нашему разговору?

(Ребята делают вывод о том, что героями этих произведений являются скромные русские мастеровые-умельцы, представители русского народа, его плоть и кровь; в качестве заключительных слов большинством были выбраны следующие строки стихотворения:

Ну а Ванька остался,
Как остался народ.
Ведь душа Ваньки-встаньки
В каждом русском живёт)

Учитель: Мне кажется, что мы всё-таки не обо всём сказали. Один вопрос так и остался без ответа: «Есть ли сейчас в нашем Отечестве «левши»? (Ребята начали дискутировать, но к единому мнению так и не пришли; учитель предлагает вниманию уч-ся компьютерную презентацию, выполненную заранее подготовленной ученицей «Современные «левши», а затем предлагает ребятам встречу с последними гостями урока - педагогами СДХШ – Ириной Павловной Курбановой и Натальей Геннадьевной Колесниковой)

Гости познакомили ребят с тем, какими народным промыслами они занимаются, как соблюдают народные традиции, как пытаются привить любовь к своему делу молодёжи. В ходе рассказа ребята совершили виртуальную экскурсию в Страну Мастеров с помощью выхода в открытое пространство сети Интернет. Гости призвали ребят тщательно хранить народные традиции, ведь через них осуществляется связь времён.)

VI. Рефлексия

Ученики заполняют свои самооценочные листы, подводят итоги работы группы. Составление синквейна.

VII. Домашнее задание

В конце урока ребятам предлагается «свободное» домашнее задание, основанное на материалах урока или впечатлениях от него.

На уроках в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова окончательный итог и выставление отметок предусматривается на следующем уроке.

Формы предоставления домашнего задания:

  • сочинения «О чём меня заставил задуматься сказ «Левша», «Русь, рождающая умельцев» и др.;
  • стихотворения – отзывы об уроке;
  • синквейны;
  • компьютерные презентации об истории народных промыслов;
  • таблица «В каких ещё художественных произведениях говорится об умельцах»;
  • эскиз «Необычный памятник Левше»;
  • и другие.

Наиболее удачной были работы, в основу которых поставлены проблемные вопросы: «А так ли уж положителен образ Левши? Неужели у него нет отрицательных качеств?» «Кто виноват в смерти Левши?» и др.

Приложение.