Классный час "К 70-летию Битвы за Москву"

Разделы: Начальная школа

Классы: 3, 4

Ключевые слова: В. Талалихин, панфиловцы, памятные места


Цель:

  • Актуализировать знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить с одним из решающих сражений - битвой за Москву.
  • Развивать речь, мышление, память, воображение.
  • Воспитывать чувство патриотизма, уважение к людям, к родной истории

Оборудование: стенд с плакатами " Битва под Москвой", презентация, Приложение1

Ход занятия

Сегодня ученики 4 класс"Б" расскажут вам об одной очень важной битве - битве за Москву.

Слайд1 Звучит песня "Священная война" (муз. Александрова, сл. Лебедева-Кумача)

Приложение 1

Ведущий: Самая тяжёлая из бед, которые бывают - это война. На рассвете 22 июня 1941 года, нарушив договор о ненападении, фашистская Германия начала войну против Советского Союза.

Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра, когда московское радио прервало свои передачи и все услышали сообщение о войне. Мог ли кто из жителей предположить тогда, что впереди 1418 дней страданий, жертв, героизма ,отваги и мужества на фронте и в тылу, что враг подойдёт к самому сердцу страны - к Москве. Слайд 2-3

На улицах городов стихли песни. Строгие лица, скупая речь. С этого момента горе вошло в каждую семью. В военкоматы страны устремились призывники и добровольцы.

Вот такие плакаты были выпущены в начале войны. Слайд 4,5

- Кто на них изображен? (Женщины.)

- Почему женщина? (Защищать Родину - защищать мать.)

- Первый удар немецкой армии приняли на себя пограничники Брестской крепости, стоявшие насмерть. Её защитники около месяца вели непрерывные бои. И всё же враг двигался вперёд. Слайд 6

Слайд7. После ожесточённых упорных боёв фашисты захватили города Минск, Киев, Смоленск. Под Смоленском у города Ельни советским войскам впервые удалось на два месяца остановить фашистов, заставить их перейти в оборону. Но враг двигался вперёд. Фашисты нацелили главные удары по 3 направлениям : на север - Ленинград, на юг - к Чёрному морю и главный удар в центр - на Москву.

1 ученик.

Гитлеровцы собирались завоевать Москву за несколько недель. Гитлер приказал окружить город плотным кольцом, захватить, а потом стереть с лица земли вместе с миллионами жителей. Решено было затопить Москву, построив огромные плотины вокруг города. На месте Москвы должно плескаться море. К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве, прорвавшись на танках к Химкам. Гитлеровцы уже рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты и блоки.

2 ученик

Но Москва сдаваться не собиралась. (Слайд 8) "Наше дело правое, победа будет за нами!" - эти слова звучали на всех языках всех народов Советского многонационального государства. Все советские люди поднялись на священную Отечественную войну за свободу и независимость Родины.

"Песня защитников Москвы". (исполняют ученики 4 классов)

3 ученик

П.Железнов "На подступах к Москве"

Держась , как за личное счастье,
За каждую пять земли,
Мы под Москвой встали насмерть,
в грунт промёрзлый вросли!
Земля от взрывов дрожала,
Горела берестой броня.
Солнце- в дыму пожара-
Чадило, как головня:
Не только на этом взгорье,
Где наш окопался взвод,-
На Балтике и в Черноморье
Москву защищал народ.

4 ученик Из москвичей формировалось народное ополчение. (Слайд 9) В его ряды добровольно вступали те, кто по разным причинам не подлежали призыву в армию: одни из-за возраста (старики и молодежь ), другие из-за состояния здоровья, третьи из-за работы, связанной с производством военной техники и снаряжения.

5-й ученик. Вокруг столицы москвичи вместе с воинами рыли окопы (Слайд 10), возводили проволочные заграждения и противотанковые заграждения в виде скрещенных железных брусьев, которые прозвали "ежи". Чтобы враг не прошел на подступах к Москве устанавливали мины, взрывали мосты. На улицах города выросли баррикады. Ровными рядами от одной стороны улицы к другой лежали мешки с землей (слайд 11)

6 ученик

М.Кульчинский "Столица"

Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
Как знак, что в этот час родней
С Кремлём моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.

7 ученик

На окнах белые кресты
Мелькают второпях,-
Такой же крест поставишь ты,
Москва , на всех врагах.
И чертят небо над Москвой
Прожекторов лучи.
И от застав шагают в бой
Родные москвичи..

8-й ученик. В крепости превращались дома па улицах города. За решетками и перилами балконов укрепляли бронированные листы железа, ставили пулеметы. Дула пулеметов выглядывали из чердачных окон. На плоских крышах домов, в парках и скверах разместили сотни зенитных орудий. (Слайд 12). Из них били по немецким бомбардировщикам, прорвавшимся в город.

9-й ученик. На картах воздушных немецких стрелков были отмечены важнейшие объекты города. Их надо было спрятать. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Поднялись дома из фанеры и полотна на самой Красной площади. Чтобы погасить золотой блеск куполов соборов Кремля, их покрасили зеленой краской. Стены соборов замазали черными и зелеными полосами.

Из воспоминаний москвичей:

10 ученик Москва стала малолюдной: почти половину жителей эвакуировали. Поскольку топливо надо было экономить, оставшихся москвичей сселяли потеснее , в чужие квартиры. Пустые дома запирали, и в них отключали воду и отопление. Станции метро превратились в бомбоубежища.(слайд13)

11 ученик В столице начался голод. Продукты выдавали по карточкам, но это был в основном хлеб: неработающие получали 250 г, служащие- 400 г, рабочие- 550 г. Чтобы разнообразить меню ездили за город , на брошенные огороды, вырубать из земли картошку и морковку. (Слайд 14)

12 ученик. Но всё же что-то осталось от обычной жизни. Улицы перестали освещать, но не перестали очищать от мусора. Студенты продолжали учиться и защищать дипломы. Можно было звонить по телефону. Ходили трамваи и троллейбусы. (Слайд 15)

13 ученик Тяжелые времена не озлобили москвичей. Общее несчастье сделало их более отзывчивыми друг к другу.

14 ученик (Слайд 16-17) Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты - огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.

15 ученик 7 ноября советское правительство решило провести в честь праздника 24 годовщины Великой Октябрьской революции традиционный военный парад. Бойцы прямо с парада шли на фронт.

16 ученик

Была Москва пургой заметена.
У Мавзолея ели коченели
И шла по Красной площади
Война
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.
В тревожных небесах аэростаты
Качали удивлённой головой.
Терзали тело Подмосковья рвы.
Убитых хоронил снежок пушистый.
Сжимали горло фронтовой Москвы
Траншеи наступающих фашистов. Слайд 18

17 ученик Особенно отважно сражались летчики. Если им не хватало боеприпасов, они шли на "таран". (Слайд 19-21). 600 самолётов истребителей охраняли небо над Москвой и среди них истребитель Виктора Талалихина. Такой случай произошел в ночь на 7 августа 1941 года. Рассказ о подвиге В.Талалихине.

Слайд 22-23 Подвиг панфиловцев.

На подступах к Москве сражалась дивизия под командованием генерала Панфилова. За шесть дней беспрерывных сражений они подбили 80 танков и уничтожили сотни гитлеровцев.

16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе, горстка бойцов - панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивали танковые атаки. Фашисты так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Это о них поётся в песне " Моя Москва", ставшая гимном столицы.

Исполнение гимна "Моя Москва" учениками 4 класса.

18 ученик (слайд 24-25) " Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва", слова политрука Василия Клочкова стали девизом обороны Москвы.

19 ученик Рассказывает о подвиге В. Клочкова.

20 ученик

В дыму пожаров тонет даль седая.
Широк великой битвы разворот.
Колонны танков, с флангов наседая,
Неудержимо движутся вперёд.
Сапёры ищут под хрустящим снегом
Чужих сапёр коварные следы.
Из белой рощи конница набегом
Врубается в оружие ряды.
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы.
Запомни их товарищ! Эти люди
Фашистов отогнали от войны.

21 ученик

Ведь героев не сбить на колени
Во весь рост они встали окрест,
Чтоб остался в сердцах поколений
Дубосеково тёмный разъезд.

Слайд 26-28 Защитники Москвы обороняли каждую позицию. Красная армия накапливала резервы и готовилась к решительному наступлению. С Урала и Поволжья, из Сибири и Дальнего Востока направлялись к Москве эшелоны с войсками, вооружением, боеприпасами.

Песня "В землянке" исполняют ученики 4 классов.

Битва за Москву длилась 203 дня и ночи. 5-6 декабря 1941 года войска перешли в наступление. Наступление оказалось настолько мощным, что фашистские войска стали откатываться от Москвы. В ходе контрнаступления немцы были отброшены от Москвы на 300 км. Миф о непобедимой германской армии был развеян.

22 ученик

Мы свою победу выстрадали честно,
Преданы святому кровному родству.
В каждом новом доме, в каждой новой песне
Помните ушедших в битву за Москву!

Слайд 27-28 Работа с пословицами.

В боях за Москву - воины - от солдата до генерала - проявили героизм, не жалели ни силы, ни свою жизнь.

Слайд 29-35 Памятные места О боях за Москву в нашем районе Ясенево.

23 ученик

Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты - рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для меня, и для тебя
Он сделал всё, что мог.
Себя в бою не пожалел
А Родину сберёг!

Звучит песня "День Победы!"