Урок по теме "Что такое степень с натуральным показателем". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цели урока:

  1. формировать понятие степени с натуральным показателем и умение выполнять преобразования
    и вычисления со степенями;
  2. воспитывать интерес к предмету;
  3. развивать математический и общий кругозор, внимательность, речь учащихся.

Ход урока

I .Организационный момент.

П. Актуализация.

1 .Какие числа знаете?

Какие числа называются натуральными, целыми, рациональными? (Приложение) (Слайд 1)

2. Найдите значения следующих выражений: (Слайд 2)

а) 3 + 3 + 3 + 3 (12)
6) 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2(14)

Удобна ли данная запись? Как лучше заменить?

Упростите выражение: х + х + х +...+ х (хn)

3. (Cлайд 3)

а) Найдите площадь квадрата со стороной 10 см. (S = a2 =102 = 100см2)
б) Найдите объем куба с ребром 0,5 см3 (V = а3 = 0,53 = 0,125 см3)

III. Изучение нового материала.

–Таким образом, одна из особенностей математического языка состоит в том, что мы стремимся использовать более короткие записи.

– А теперь посмотрите на следующий слайд, (Cлайд 4)

1) 10*10
2) 28*28*28
3) 3*3*3*3*3*3*3*3*3
4)
1,5*1,5*1,5*1,5*1,5*1,5
5)
(-2с)*(-2с)*(-2с)*(-2с)*(-2с)
6)
(х + у)*(х + у)*(х + у)8(х + у)
 
102
283
З9
1,56
(-2с)5
(х + у)4
 

Что вы видите? (Произведение двух чисел заменили квадратом этого числа, произведение трех чисел – кубом числа.)

– Как бы вы записали по аналогии следующие произведения?
– Кто запишет на доске?
– Итак, все эти произведения можно заменить более короткой записью. А если появились новые записи, значит появляется необходимость новых терминов. Введем новый термин “Степень с натуральным показателем”.
– Запишем тему урока: “Степень с натуральным показателем”. (Cлайд 5)
Посмотрим на следующий слайд, (слайд 6). Имеем произведение п множителей, каждый из которых равен а. Коротко это можно записать так: аn, где а – основание степени, n – натуральный показатель.
– Читается а в n-ой степени или n-ая степень числа а.
– Прочитайте следующие степени, назовите основание и показатель степени.
– Скажите, а сколько может быть множителей в произведении? А наименьшее количество? (2)
Получается, что “Степенью числа а с натуральным показателем n называется произведение n множителей, каждый из которых равен а, причем n > 2. (Cлайд 7)

– Как вы думаете, полностью ли соответствует названию темы урока это определение? Ведь тема урока – “Степень с натуральным показателем”, т. е. подразумевается, что n – любое натуральное число. Не потеряли ли мы никакое натуральное число?

– Да, мы потеряли одно натуральное число – 1. Это упущение исправим с помощью нового определения.

Определение: “Степенью числа с показателем 1 называется само это число”, т.е. а1 = а.

А операцию отыскания степени называют возведением в степень.

– Выполним несколько упражнений (Cлайд 8). Решения запишите в тетрадях.

№1. Представьте в виде произведения третью степень числа 4 и найдите ее числовое значение. (43 = 4*4*4 = 64) (Cлайд 8)

№ 2. Чему равна сумма кубов чисел 5 и 3? (53 + 33 = 125 + 27= 152)

№ 3. Вычислите: (Cлайд 9)

1) 53
2) 24 – б2
3) (-4)2 + 25
4) 17 – 92+102
(125)
(-20)
(48)
(20)

№ 4. Представьте данное число в виде степени какого – либо числа с показателем, отличным от 1.

1)64 (43 или 26)
2)36 2)
3) 121 (112)
4) 27 3)
№ 5. (слайд 10). Найдите х, если
1)2x = 32 (х = 5)
2) х3 = 125 (х= 5)
№ 6. Вычислите квадрат куба числа
1) 2 ((23)2 = 64)
2) 4 ((43)2 = 4096 )
№ 7. (Cлайд 11). Сравните с 0 значения выражений, конечный результат подсчитывать только при
необходимости:
1)(-3)4 + (-81) (0)
2) (-б)2 – 12 (>0)
3)42*(-1)5 (<0)
4) (-1,3)*31 (<0)
5) (-10)6 (>0)
6) (-5)7 (<0)

Посмотрим следующий слайд (Cлайд 12).

(-2)1 =(– 2) = -2
(-2)2 =(– 2)( – 2)  = 4
(-2)3 = (– 2) (– 2) (– 2) = -8
(-2)4 = (– 2) (– 2) (– 2)(– 2) = 16
(-2)5 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = -32
(-2)6 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = 64
(-2)7 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = -128
(-2)8 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = 256
(-2)9 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = -512
(-2)10 = (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) (– 2) = 1024

– В ходе выполнения всех этих упражнений мы увидели, что при возведении чисел в степень получаются разные ответы: и положительные, и отрицательные, и 0. Какую закономерность можно заметить в результате возведения отрицательного числа (-2) в степень? (Если показатель – четное число, то при возведении в степень отрицательного числа получается положительное число. Если показатель – нечетное число, то при возведении в степень отрицательного числа получается отрицательное число.)

– Составим схему для знака nстепени числа а. (Cлайд 13)

– Усно возведите в степень следующие числа: (-2)3, (-5)2, (-1/2)4, (-1/2)3, (-1)3, (-1)2

III. Закрепление Математический диктант.

– Выполняем задания самостоятельно, потом проверите друг у друга правильность, поменявшись тетрадями.

№ 1. Запишите в виде произведения 4-ую степень числа а и найдите его значение при а = 3.

4 = 34 = 81)

№ 2. Чему равна первая степень числа 0,25? (0,25)

№ 3. Чему равна 100-я степень числа 0? (0)

№ 4. Запишите число 125 в виде степени с основанием 5. (53)

№ 5. Сравните -24 и (-2)4. (Слайд 13) (-24 < (-2)4)

– Проверьте работы друг у друга, (Слайд 15)

–У кого все правильно? 1–2 ошибки?

IV.

– А теперь послушаем Лизу Чудновскую. Она получила задание подготовить небольшую презентацию по теме “Из истории происхождения степени с натуральным показателем”. (Слайды 16–23).

Хочу сказать, что степень с натуральным показателем в настоящее время широко используется не только в математике, но и в других науках, в физике, астрономии. (Слайды 24–26)

Изучение сегодняшней темы закончим словами великого русского ученого, которому в ноябре исполнилось 300 лет со Дня рождения: “Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь.” (Слайд 27)

V. Самостоятельная работа.

№ 122,134, 135, 151 (1-й вариант – а, 2-й вариант – б.)

Дополнительное задание (Слайд 28): Найдите значение выражения: n2 +k2, если 2n= 32 и 3к = 9

VI. Домашнее задание (Cлайд 29):

§ 4 (определения выучить), №№ 136–139, 153.