Игра-викторина для эрудитов "Врата учености". 9–10-й класс

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели игры:

  • Образовательные:
    • продолжить знакомство учащихся с жизнедеятельностью великого русского ученого М.В. Ломоносова;
    • способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны;
    • комбинировать различные области знаний – физика, химия, история, география, литература, искусство.
  • Развивающие:
    • развивать самостоятельность суждений, образное и ассоциативное мышление, чувство гордости за достижения российской науки, коммуникативную компетенцию учащихся;
    • развивать умение  анализировать полученную информацию, работать в группе;
    • совершенствовать культуру речи.
  • Воспитательные:
    • воспитание гражданско-патриотической позиции подрастающего поколения;
    • воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны.

Тип мероприятия:  игра-викторина.

Методы обучения:  словесный, наглядный, эвристический.

Форма работы: коллективная работа в группах.

Оборудование: NOTEBOOK у учащихся, smart-board.

Оформление: портрет М.В. Ломоносова; выставка книг о М.В. Ломоносове;  фото и репродукции мест, связанных с именем М.В. Ломоносова; эпиграф «Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей» (А.С. Пушкин)

ХОД ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ

1. Вступительное слово учителя

Свою игру-викторину мы посвящаем творцу новой мысли своего времени, прославившему Россию и в одиночку проложившему новые дороги в науку, нашему великому соотечественнику М.В. Ломоносову. Имя М.В. Ломоносова живет в памяти народов нашей страны и за рубежом. Он прожил яркую, полную творческих дерзаний жизнь, отдавая ее науке.  19 ноября 2011года мы отметили  300-летие  со дня его рождения.
А. С. Пушкин писал: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения.   Жажда  науки   была  сильнейшей   страстью  сей  души, исполненной страстей.  Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он все испытал и все проник".
Его энциклопедическая эрудированность дала толчок развитию российских наук. Основы многих из этих наук вы изучаете в школе. Сегодняшняя наша игра-викторина даст возможность проявить вам собственную эрудицию и блеснуть полученными в школе знаниями.

2. Сообщение темы викторины

В нашей игре принимают участие 3 команды (сборные из 9-10-х классов). Викторина  будет проходить по следующим номинациям:
1. Разминка – блиц-вопросы для капитанов (Приложение 1)
2. «Черная дыра» – кино-вопросы (фрагменты  из кинофильма «Михайло Ломоносов» режиссера А. Прошкина – Приложение 3).
3. Вопросы от Ломоносова – сам М.В. Ломоносов задаст вам вопросы (Презентация 1)
4. Тест «Ломоносов» – вопросы о жизнедеятельности ученого (Презентация 2)
5. «О чем рассказали рисунки» – вопросы о практической и художественной деятельности Михаила Васильевича (Презентация 3)
6. Кроссворд (Приложение 2)

– Мы начинаем игру-викторину для эрудитов «Врата учености». Желаем успеха нашим командам.

3. Ход  мероприятия

Разминка (блиц вопросы для капитанов каждой команды), на которую отводится  по 1 минуте

По результатам жеребьевки капитаны  команд получают конверт с вопросами для разминки. Ведущий читает вопросы. За полный ответ капитан получает 3 балла, за ответ с дополнением другими командами – 2 балла, а отвечающей команде дается дополнительный 1 балл.

«Черная дыра» – демонстрация презентации на smart-board

Каждая команда получает бланк для ответов следующего этапа игры. На каждый вопрос необходимо дать краткий письменный ответ. Время на обдумывание ответа 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальная оценка номинации 4 балла.

Правильные ответы номинации «Черная дыра».

Вопросы от Ломоносова – конкурс сопровождается презентацией на smart-board.  

Сам М.В. Ломоносов задаст  вопросы участникам игры. Ведущий озвучивает поэтапно 7 вопросов, которые в письменном виде получает каждая команда. Время на обдумывание каждого вопроса 1 минута. После чего ответ команды передается в жюри, а правильный ответ  демонстрируется всем присутствующим. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, неполный ответ – в 1 балл. Максимальная оценка данной номинации 14 баллов.

Тест «Ломоносов» – вопросы о жизнедеятельности ученого.

Каждая  команда получает NOTEBOOK, на рабочем столе которого размещена Презентация 3.ppt. На решение тестовых заданий  дается 7 минут. Результаты тестирования оцениваются автоматически по количеству правильных ответов. Максимальная оценка номинации 12 баллов.

«О чем рассказали рисунки» –  конкурс сопровождается презентацией на smart-board.

Ведущий дает команду: «Внимание на экран!».  После чего объясняет, что каждой команде поэтапно будут даваться рисунки, под которыми необходимо дать письменный ответ на вопрос в течение 1 минуты и сдать для оценивания членам жюри. Затем для всех присутствующих будет продемонстрирован правильный ответ, за который команда получает 1 балл. Максимальная оценка номинации 5 баллов.

Кроссворд

Каждая  команда получает NOTEBOOK, на рабочем  столе которого размещен        кроссворд ,xls. На его решение  дается 7 минут. Результаты оцениваются автоматически по количеству правильных ответов. Максимальная оценка номинации 12 баллов.

4. Подведение итогов игры-викторины. Вручение призов

5. Заключительное слово ведущего

В связи с ограничениями издательством  объема предоставляемой информации в печатной работе, авторам не представляется возможным продемонстрировать презентацию (слайд-шоу) об исторических местах, связанных с именем М.В. Ломоносова, сопровождаемую «Гимном Московского университета».

Ведущий: Сын своего столетия, Михаил Васильевич Ломоносов писал: «За то терплю, что стараюсь защитить  труды Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство». 
Недолгая жизнь Ломоносова представляет собою пример удивительно цельной жизни, прожитой стремительно, до предела насыщенно и благотворно для современников и потомков. В нём поражает удивительная органичность его натуры, всегда стремившейся через любой предмет, через любую частность постичь мир в его универсальном единстве.

Он был учёный и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чём сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучил и цвет.
Он создал Университет.
Своей рискуя головой,
Заряд измерил грозовой.
Был в красноречии силён.
Историк он, географ он.
И как сказал о нём  поэт:
«Он сам был – университет !»

Используемая литература:

1. Статьи о Ломоносове, Московском университете, Петербургской Академии наук на сайте Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/ 
2. Колочинский И. Г., Корсунь А. А., Родригес М. Г. Астрономы: Биографический справочник. — Киев.: Наукова думка, 1986, стр. 198-200
3. М.Т.Белявский «Всё испытал и всё проник» – Издательство Московского университета, 1990
4. Николай Воробьёв «Прохаживаясь по диску Солнца» – журнал «Звездочёт», № 9, 2000 год, стр.14-17
5. «Кабинетъ. Материалы по истории астрономии» – http://naturalhistory.virtbox.ru/ 
6. «Европейский лунный зонд передал снимок кратера Ломоносова» – http://astro.uni-altai.ru/events/2006/08/01/1154409420.html
7. Ж.Ф Родионова «Краткая история картографирования Марса» – http://selena.sai.msu.ru/Rod/Publications/Map_mars/Map_mars.htm  
8. «Северный клубок», Е.В. Антроповой 2008, с.79-95.