Обобщающий урок русского языка. 5-й класс. Тема: "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Цели урока: Систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное». Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание. Отрабатывать умения определять синтаксическую роль прилагательного в предложении. Закрепить знания о роли изобразительно – выразительных средств языка в текстах, используя литературный материал.

Воспитывать интерес к родному языку и любовь к родному городу.

Оборудование: мультимедиа с презентацией, книги с иллюстрациями города, посвящённые юбилейным датам, индивидуальные карточки с заданиями.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: заочная прогулка по набережной реки.

Ход урока

И вырос у Биры наш светлый добрый дом,
В котором мы с тобой счастливые живём!
Л.Вассерман

Слайд 1. Сегодня урок мы посвящаем родному городу. Наш город очень красивый, и в нём есть места, которые любят посещать и биробиджанцы, и гости. Одним из красивейших мест Биробиджана считается новая набережная реки Биры. Сейчас мы совершим с вами небольшую прогулку по новой набережной, а экскурсию вам ещё предстоит совершить. Но не только полюбуемся её красотами, а вместе с этим ещё раз убедимся, что имя прилагательное помогает увидеть и описать красоту окружающего мира, и что это очень важная часть речи, без которой трудно обойтись. С собой мы возьмём дневники наблюдений, куда будем записывать всё, что увидим, что привлечёт наше внимание.

Тема нашего урока: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Любови Вассерман из стихотворения «Биробиджан – мой дом».

Слайд 2. Цель нашего урока: установить, какую роль играют прилагательные в тексте. И в конце урока мы сможем ответить на этот вопрос.

Лексическая работа: Что обозначает слово «экскурсия»? (после высказываний детей на доске высвечивается его толкование)

Обратите внимание, как объясняет это слово Толковый словарь.

Слайд 3.

  1. Посещение (обычно коллективное) какого-либо достопримечательного места с целью ознакомления с чем – либо.
  2. Организованный, сопровождаемый объяснением показ чего-либо, проводимый с целью ознакомления.

Слайд 4. Я приглашаю вас на набережную Биры. Открылась она 11 сентября 2009 года. Создана по оригинальному проекту местных архитекторов. Сохранены все прилегающие к реке зелёные островки.

Прежде чем отправиться в дорогу, давайте вспомним всё об имени прилагательном.

Блиц-опрос.

  1. Что такое прилагательное?
  2. Как изменяются прилагательные?
  3. Каким членом предложения являются прилагательные ?
  4. Что нужно знать о правописании кратких прилагательных?

С заданием вы справились очень хорошо, значит, готовы в путь.

Слайд 5. Начнём нашу прогулку от старого моста. Слева от нас новое, удивительной красоты современное здание Дворца бракосочетания. Перед зданием расположились лебеди, символ вечной любви. Я вам предлагаю следующее задание, в котором есть красивые слова. Вы должны вставить орфограммы и расставить ударение.

Словарная работа: набережная, чудесный, радостный, удивительный, ясный, счастливый, праздничный.

Добрый, добра, будьте добры, создать, создал, создала.

- Как эти слова связаны с темой нашего урока?

В ходе изучения темы «Имя прилагательное» вы вели исследовательскую работу.

Над каким вопросом мы работали? К какому решению пришли?

Ученик: Работали над условием выбора правильного написания окончаний прилагательных. Пришли к выводу: чтобы правильно написать окончание прилагательного, нужно найти, от какого существительного оно зависит, и задать вопрос к прилагательному. Какое окончание в вопросе, такое окончание будет у прилагательного. Надо только помнить, что в именительном падеже мужского рода прилагательное отвечает на вопрос «какой?», а в окончании будем писать -ый,- ий.

Задание 2. Дописать окончания прилагательных, определить их падеж.

Удивительная тишина, в прозрачной воде, свежим ветром, из синих вод, в прохладную тень, лесные уголки.

Докажите, что вы правильно написали окончания в словах.

Слайд 6. Мы с вами подошли к беседке. Она расположилась на берегу реки. Таких здесь несколько, но мы остановимся у этой и поразмышляем.

Слайд 7. Посмотрите вокруг, и вы увидите быструю, говорливую реку Биру, на берегах которой раскинулся наш город. В переводе Бира – «большая вода»

Задания:

  1. Представьте, что вы художники и вам захотелось написать картину, на которой будет запечатлена Бира. Я предлагаю вам в нескольких предложениях написать чудесную картину, включая в них прилагательные. Предложения запишите в дневник наблюдений.
  2. Другая группа ребят выпишет из текста словосочетания «прилагательное + существительное».

«Чудесный день! Небольшая речка, играющая золотою чешуёй на перекатах, наполняет меня радостным чувством. По берегам она заросла густым кустарником, берёзой и осиной».

Как называем такой способ связи в словосочетании? (согласование)

Перестройте согласование в управление. (чувство радости)

Слайд 8. В последнее время Биробиджан украсился скульптурными композициями и скульптурами. Одна из них перед вами : сидящий на лавочке человек. Предполагают, что это А.С.Пушкин. Он вечен, он воспевает жизнь, любовь, природу.

Едва ли найдется другой город на Дальнем Востоке, которому были бы посвящены тысячи поэтических строк. Его воспевали те, кто приехал сюда в начале 30-х годов строить город на Бире. Его воспевают наши современники, будут воспевать и будущие поэты. Вот как об этом сказал А.Драбкин:

Город этот – наш кусок планеты,
И не худший, как уже известно.
Будет время – лучшие поэты
Про Биробиджан напишут песни.

Слайд 9. Перед вами два стихотворения. Прочитайте и скажите, какие средства художественной выразительности использовали авторы в текстах.

Те, кто в эшелонах
Шумных приезжают,
Город свой построить
Над Бирой мечтают –
Солнечный, как песня,
Юный и прекрасный,
Как улыбка, светлый,
Как удача, ясный.
Э.Казакевич

Вязы, клёны, тополя –
Городок зеленоглазый.
Я девчонкою была,
Но в тебя влюбилась сразу.
Алла Акименко

  1. Что такое эпитет?
  2. С какой целью используется эпитет в текстах?
  3. Какой частью речи являются эпитеты?
  4. Кроме эпитетов есть ли другие средства художественной выразительности? Назовите их. (метафора, сравнение)
  5. Подчеркните прилагательные как члены предложения.
  6. Разберите по составу слова: солнечный, прекрасный, зеленоглазый. (выполненные работы проверяются)

Слайд 10. Перед нами арка, рядом с ней скульптурная композиция «Журавли». Они символизируют счастье. Ведь не случайно журавль – символ нашей области. А ещё они приносят весну. Наступившая в нашем городе весна – это тоже счастье. Именно весной происходит обновление в природе, рождаются мечты о прекрасном.

Задание: Перед вами тексты. Распространите его прилагательными. Подчеркните все известные вам орфограммы.

1. Как хорош день! … воздух чист и прозрачен. Мы ощущаем дуновение … ветерка.

Ярко светит … солнце, и тает … снег. (составить схему предложения, дать характеристику).

2. Пригрело … солнце. Потоки … света заливают … поляны, реку. Воздух прозрачен и чист.

Со стройной берёзки упала … капля, и послышался … звон. ( составить схему предложения и дать характеристику).

Какую же роль играют прилагательные в тексте?

Учёные установили, что прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Они делают речь выразительной, придают описанию яркость.

Всё сказанное сегодня на уроке имеет отношение к нашему городу. Это только маленький его уголок. Биробиджан – это наша родина, и мы с вами здесь счастливы. Вот как о нашей малой родине сказал В.Соломатов:

Слайд 11.

Земля моя -
Сурова и нежна.
Строга, как мать
И так же справедлива.
Как на духу признаюсь,
Что она дала мне всё,
Чтоб быть на ней счастливым.

Рефлексия: Предлагаю вам самим оценить своё участие в уроке. Перед вами уже знакомые колобки. Дорисуйте их. Если вы были активны, пусть ваш колобок смеётся, если не так активны, как хотели, то он будет у вас серьёзным, а если не удалось принять участие, пусть будет грустным.

Дневники наблюдений дети сдают на проверку.

Домашнее задание:

Слайд 12. Напишите сочинение на темы, которые вы видите на доске.(по выбору) А чтобы к вам пришли идеи, я предлагаю вам увидеть ещё раз наш город. (включается видеоролик)