Родительское собрание в начальной школе. Тема: "Свободное время"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


Цель: Познакомить родителей с проблемой использования свободного времени ребенком, помочь найти резервы времени для развития, воспитания, укрепления семейных связей.

Задачи:

  • узнать и проанализировать круг детского чтения,
  • выявить детские предпочтения в выборе телепередач;
  • понять каким образом дети используют компьютер;
  • понять, как и с кем ребенок выполняет домашнее задание, сколько времени он при этом тратит;
  • определить уровень сформированности у детей понятия «времени», умение самостоятельно определять промежутки времени.

Зачастую от детей и родителей учителю приходится слышать: «Я не успел приготовить (математику, доклад, прочитать книгу,…) Эти высказывания подтолкнули нас к тому, чтобы провести тематическое родительское собрание.

Перед собранием проведен опрос детей. В анкете первый блок вопросов был посвящен домашнему чтению, второй – просмотру телевизора, третий – компьютеру, четвертый – приготовлению домашних заданий. Мы выбрали эти темы, исходя из того, что считаем чтение важнейшим общеучебным навыком, который формирует мировоззрение, развивает речь и мышление. А так же понимая, какое большое влияние в современных условиях оказывают на жизнь семьи телевизор и компьютер.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Вопросы 1, 2, 8 помогают понять, как расставлены приоритеты в семье.

  1. Проводят ли свободное время родители с детьми?
  2. Как проводят досуг?
  3. Используется ли это время для развития ребенка, оздоровления, для совместного труда и общения?

ЧТЕНИЕ

Из ответов на вопросы 3 и 4 учитель сможет понять, уделяется ли должное внимание домашнему и семейному чтению, определить круг детского чтения, степень участия родителей в выборе книг.

Учитель может составить общую картину по классу:

  1. Какие книги называют дети? Соответствуют ли они возрасту детей. Входят ли они в золотой фонд всемирной детской литературы.
  2. Сколько учащихся смогли назвать автора и название книги, которую они читают сейчас?
  3. Помогают ли родители читать книги доступные ребенку по содержанию, но недоступные по объему. Например, первоклассник не сможет самостоятельно прочитать «Мэри Поппинс», но с удовольствием будет ее слушать. Более того, если эта книга не будет прочитана в начальной школе, то подростка она вряд ли заинтересует. Таким образом, большой пласт детской литературы будет вычеркнут из жизни ребенка.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Вопросы 5–8 посвящены теме «Дети и телевизор». Учитель, получив ответы на эти вопросы, сможет понять:

  1. Какие передачи дети выбирают? (познавательные, мультфильмы, художественные фильмы, сериалы).
  2. Насколько обширен список выбранного? Как он коррелируется со списком литературы по интересам, по возрастной ориентации, по количеству времени, затраченному на просмотр (время каждой передачи можно без труда узнать в программе ТВ или в Интернете).
  3. Анализируя ответы детей уже можно составить первичное представление о сформированности понятия ВРЕМЯ. Соотношение количества времени, затраченного на просмотр фильмов должно быть примерно равно тому времени, которое эти передачи реально занимают в эфире.

В наших классах в опросе участвовали 24 человека из 3-го класса и 26 из 2-го.

ЧТО МЫ УВИДЕЛИ?

Не все дети смогли назвать книгу и автора, которую они сейчас читают или им читают взрослые, а они слушают. Но почти все (у некоторых нет ТВ) указали название от одной до семи передач, которые смотрят постоянно. Среди них встречаются и познавательные («Галилео», о животных), и мультфильмы и мультсериалы («Винкс», «Чип и Дейл», «Трансформеры», «Лило и Стич», «Джонос», «Хана Монтана»), взрослые сериалы («След», «Мухтар», «Папины дочки», «Побег», «Гаражи», «Глухарь», «Следствие вели», «Суд», «Морские дьяволы», «Маргоша», «Универ», «Обручальное кольцо», «СМЕХ в большом городе», «Ефросинья»…) и развлекательные шоу («Званый ужин», «Камеди клаб», «Прожектор Перис Хилтон», «Большая разница», «6 кадров», «Маленькое супершоу», «Интуиция»).

Список книг значительно скромнее. Все книги входят в круг детского чтения, чего не скажешь о ТВ передачах. Наблюдается закономерность: дети с трудностями в обучении перечисляют значительно больше сериалов.

После того, как родители были ознакомлены с ответами детей, им предложили порассуждать о пользе такого времяпровождения.

«Как Вы думаете, какие последствия может иметь раннее пристрастие к сериалам? Давайте оценим положительные и отрицательные стороны»

В ходе обсуждения заполнялась таблица:

Польза просмотра ТВ Нежелательные последствия
   

Готовясь к собранию, мы предполагали, что будут названы такие доводы в пользу ТВ:

  • телепередачи могут научить жить и строить отношения;
  • дают возможность быстро и без хлопот получать учебную информацию;
  • просмотр ТВ позволяет занять ребенка без участия взрослого.

и готовы были ответить родителям, что:

  • научить жить нельзя. Вышивка крестиком мне очень нравится, но, сколько бы я не смотрела на то, как вышивают другие, я не научусь вышивать. Надо самой взять иголку в руки. Так же идет обучение взаимоотношениям со сверстниками в процессе деятельности;
  • информация, полученная без труда, так же быстро и забывается;
  • злоупотребление самостоятельным просмотром ТВ может повлечь за собой отдаление ребенка от родителей, нарушение душевного контакта;
  • привычка жить при постоянно работающем телевизоре приводит к тому, что ребенок перестает реагировать на обращенную к нему речь, воспринимая её как фон.

У нас на собрании сложилась благоприятная доверительная обстановка. Родители сами понимали негативные последствия и назвали их даже больше, чем мы предполагали:

  1. бедность речи,
  2. пассивность,
  3. неумение планировать время,
  4. пустая трата времени, которая лишает ребенка возможности добиться успеха в реальном мире,
  5. неумение строить отношения с людьми,
  6. потеря чувства реальности.

После этого, можно предложить родителям высказать свое мнение о том, что дает ребенку самостоятельное чтение книг или прослушивание? Мы получили такие ответы:

  1. формирование мировоззрения;
  2. обогащение словаря, что напрямую связано с мышлением (мы думаем словами, а не запахами, звуками, жестами, вкусами);
  3. развитие эмоциональной сферы;
  4. умение слышать и слушать, что важно на уроке.

Наши советы:

  • контролировать просмотр ТВ по времени и качеству;
  • начать читать вслух своему ребенку интересную, доступную его восприятию, но сложную для самостоятельного прочтения книгу.
  • проявлять интерес к самостоятельному чтению.

КОМПЬЮТЕР

Вопросы 9–11 помогут учителю составить представление о роли компьютера в жизни ребенка.

  1. С какой целью используется ПК?
  2. Знает ли ребенок о правилах гигиены при работе на ПК?

Наших детей поставил в тупик вопрос о правилах гигиены при работе с компьютером. Ответы были такими: мою руки, чищу зубы, не ставлю жидкое и горячее на компьютер, не ем и не пью около компьютера, не сильно бить по клавишам, …

Единицы указали, что используют компьютер для подготовки домашних заданий. В основном указывается игра, контакт, просмотр фильмов.

Учитывая объем анкеты, мы оставили за кадром вопрос качества игр и фильмов, скачанных из Интернета.

ВРЕМЯ

Интересны оказались ответы на вопросы, связанные со временем:

  1. дети указали, что на просмотр телепередач ежедневно тратится от 10 минут до 6 часов;
  2. у компьютера ребенок проводит от 0 (в семье нет ПК) до 4 часов ежедневно;
  3. при этом ребенок может указать время у компьютера – 10 минут, но успевает поиграть, посмотреть фильмы и мультфильмы, пообщаться с друзьями и «другое»;
  4. на приготовление уроков идет «20 секунд, 1 минута, 5 минут, 26 минут – 6 часов». Большинство детей указали 1–1,5 часа, что соответствует возрастной норме.
  5. ряд детей и родителей говорят о том, что для выполнения домашних заданий требуется 7–8 часов, что они учат уроки буквально «до полуночи».

Но, надо отметить, что с большинством детей педагог сделает все домашние задания за час. Но при этом у ребенка не будет возможности тратить время попусту. Если ребенок устал во время приготовления домашней работы, можно организовать динамическую паузу или сменить вид деятельности. Но отдыхом не может служить телевизор или компьютер.

Таким образом, мы увидели, что многие дети затрудняются определить промежуток времени.

В учебной деятельности это служит почвой для неумения распределить время, экономить его, непонимание учителя, когда он говорит: «Береги время», «Поторопимся», «Не трать времени даром»

Наши советы:
    • накануне выходного планировать предстоящий день по часам;
    • время от времени практиковать планирование дня по часам;
    • составить расписание полного дня на всю неделю;ы
    • провести хронометраж времени на каникулах, ряда учебных дней.
    • помнить о том, что в жизни сумма знаний необходима, без нее ребенок не получит аттестата. Но еще важнее научиться работать самостоятельно. В старейших университетах мира: Оксфорде, Кембридже, Упсале система высшего образования отличается от Российской. Фактически это самообразование.

    Анкета.

    7.02.2012