Урок из цикла "Произведения живописи на уроках физики"

Разделы: Физика


Мир физики удивительный и увлекательный, и наша задача сделать преподавание предмета таким, чтобы пробудить в сердцах детей интерес к этой науки.

В течение многих лет на своих уроках я обращаюсь к репродукциям картин великих художников.

Привлекая произведения искусства, я преследую двоякую цель: формировать представления о физической сущности явлений природы, о связи между ними, о законах, которым они подчиняются; и воспитывать чувства прекрасного, любовь к природе, развивать познавательный интерес, наблюдательность, эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.

Каждую репродукцию подбираю с учетом изучаемой темы, предлагаю ряд вопросов к ней.

В ходе совместного обсуждения приходим к определенным выводам обобщающего и систематизирующего характера.

На уроке рассказываю об истории создания картины, ее авторе, использую поэтические произведения, отвечающие данной теме.

Вот несколько фрагментов моих уроков.

Тема. «Световые явления. Прямолинейное распространение света» 8 класс

Во вступительной беседе рассказываю ученикам о значении света в познании окружающего мира. Знакомлю с понятием светового луча, светового пучка, прямолинейностью распространения света в однородной среде.

Настоящий гимн свету звучит в либретто к опере П.И.Чайковского «Иоланта».

Чудный дар природы вечной
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный,
Наслажденье красотой!
........................................
Всю природу и созданья
Мы лишь в свете познаем.

Перехожу к иллюстративному материалу. Обращаюсь к картинам В.Поленова «Московский дворик» и Н.Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». (Приложение 1)

На полотне В.Поленова мы видим уголок старой Москвы, сияющие купола церквей, двор, играющих детей. Картина наполнена теплом и светом. Глядя на прозрачную голубизну неба, вспоминаются поэтические строки Ф.Тютчева

И льется чистая и теплая лазурь
На зеленеющее поле ...

Ребята рассматривают репродукцию картины, а я рассказываю им о В.Поленове, величайшем живописце, обладавшем талантом и музыканта, и композитора.

«Московский дворик» - любимая картина и И.Тургенева. Копия этой картины, написанная самим В.Поленовым, всегда висела в рабочем кабинете писателя. И.Тургенев называл эту картину «Поэзией ежедневной жизни».

Далее задаю ученикам вопрос: «О чем свидетельствует образование тени? Полдень или утро изображено на этой картине?».

В процессе обсуждения у учеников формируется понимание того, что свет в однородной среде распространяется прямолинейно, что подтверждается образованием тени. Длина тени свидетельствует о высоте солнца над горизонтом. На полотне – летнее утро, но солнце уже высоко поднялось над горизонтом, поэтому тени короткие.

Усвоению темы помогает и картина Н.Ге «Что есть истина? Христос и Пилат».

Ученики понимают, что на полотне – раннее утро, так как тени от фигур длинные.

Перехожу к рассказу о художнике, о библейском сюжете, положенном в основу картины. Обращаю внимание ребят на полосу света, как меч, разделяющую фигуры Христа и Пилата. Акцентирую внимание учеников на цветовое решение. Желтый цвет одежды Пилата подчеркивает пресыщенность прокуратора собственной властью, а красный цвет одежды Христа говорит о его высокой духовности и предстоящих тяжких муках.

Тема. «Отражение Света. Законы отражения».

Иллюстративный материал.

Репродукция картины И.Левитана «Тихая обитель» (Приложение 1)

Кратко знакомлю школьников с жизнью великого художника, рассказываю о его нищей и голодной юности, о его всепоглощающей любви к русской природе. Картины И.Левитана, как тонко подметил певец Ф.Шаляпин, «наполнены поэзией и лиризмом». Он называл художника «величайшим певцом русской природы».

На полотне изображен Саввино-Сторожевский монастырь в розовых отблесках заходящего солнца. В тихой водной глади отражается лес и небо. Предлагаю ученикам задуматься о том, почему изображение предмета в воде всегда менее ярко, чем сам предмет. После обсуждения этого вопроса делается вывод: «Свет на границе раздела двух сред воздух – вода частично отражается, а частично проникает во вторую среду, меняя свое направление – преломляется».

«А какова роль мостика в этой картине?»

«Это дорога к храму», - следует быстрый ответ.

Следующая картина. И.Айвазовский «Морской Берег. Прощание» (Приложение 1)

На полотне мы видим раннее утро, море, золотисто-желтое от лучей восходящего солнца. Обращаю внимание ребят на отражение солнца в воде. «Отражение солнца в воде можно не жмурясь, рассматривать в полдень. Но в утренние и в вечерние часы это отражение оказывается ослепительно ярким». Прошу объяснить это явление. Подумав, ребята приходят к выводу: «Чем меньше угол падения, тем меньше угол отражения, т.е. тем меньше отраженного света попадает в глаз наблюдателя».

Картина А.Рылова «В голубом просторе» (Приложение 1)

Задумываемся над цветом моря на переднем плане и у горизонта. «Чем вызвано различие в цвете волн?». Ученики рассматривают репродукцию картины и делают вывод: «Угол падения света, а следовательно, и угол отражения от «фронта» волн меньше, чем от «спины», по этому от удаленных областей моря в глаз наблюдателя попадает больше отраженного света, и море в близи горизонта кажется светлее».

Тема. «Преломление света. Закон преломления»

Иллюстративный материал.

Репродукция картины В.Поленова «На Тивериадском озере» (Приложение 1)

Перед нами вновь библейский сюжет. Озеро, окаймленное цепью гор. Христос идет вдоль берега, он погружен в свои мысли. Картина наполнена светом и покоем. Попутно рассказываю ребятам о том, что в образе Христа художник изобразил И.Левитана. Это вызывает у учеников повешенный интерес.

Но не забываю и о физических явлениях, поэтому задаю вопрос: «Почему озеро кажется таким мелким, и даже огромный валун лежит как будто на поверхности?». Ребята самостоятельно приходят к ответу: «Дно озера кажется приподнятым из-за явления преломления света».

Привлечение произведений изобразительных искусств на уроках физики повышает интерес к предмету, связывает изучение физики с пониманием окружающего мира. Хочется напомнить слова К.Г.Паустовского «Нам нужно все, что обогащает внутренний мир человека <...>,все, что возвышает его эмоциональную жизнь, <...>. По существу, мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех народов».

Логическая схема по теме «Световые явления» не только дает возможность сократить время изучения темы, но и способствует более глубокому усвоению учебного материала. (Приложение 2)