Учебно-методическая разработка занятия "Путешествие с друзьями"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия: формирование основ экологического и планетарного сознания через решение следующих задач:

Область “Познание”:

  • Дать представление о нашей планете, о планетах солнечной системы.

Область “Социализации”:

  • Воспитывать чувство причастности к судьбе нашей планеты, сострадания и заботы о других.

Область “Художественная литература”:

  • Показать красоту природы Земли.

Область “Художественное творчество”:

  • Учить создавать художественные образы на основе природных форм (камешков), используя разные приемы рисования и материал по выбору детей.
  • Учить изготавливать поделку из бросового материала.

Средства и материал: Слайд-фильм о красоте Земли, компьютер, проектор, камешки для рисования, фломастеры, гуашь, кисточки, восковые мелки, коробка с бросовым материалом, ножницы; подушечки и аромамедальоны, плакат с изображением правил поведения в природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и чтение статей детской энциклопедии по теме: “Космос”, сбор бросового материала, свободное изотворчество по теме: “Космос”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель:

– Дети, посмотрите, у нас в группе гости. Давайте спросим, откуда они к нам пришли?

Гости (двое детей, заранее подготовленные воспитателем, одетые инопланетянами):

– Уважаемые, дети! Мы прилетели с далекой планеты. На нашей планете случилась беда. Люди на ней совсем забыли о красоте, перестали ее ценить, любить, беречь. Они обидели природу, отравили воздух, воду, землю, вырубили леса, уничтожили цветы, многих чудных животных. На планете начались стихийные бедствия, люди стали болеть. Очень просим вас помочь нам найти планету, где можно жить.

Воспитатель:

– Дети, поможем? Тогда давайте отправимся в путешествие на космической ракете и найдем планету, подходящую нашим гостям.

(Звучат звуки авиатранспорта из сборника “Русские театральные шумы”, дети надевают шлемы космонавтов, рассаживаются в ракету и готовятся к полету).

2. Слайд-фильм

1 часть: (Рисунок № 1)

1 слайд – ракета летит в небо.

Воспитатель: 2 слайд – млечный путь.

Млечный путь.

Черный бархат неба
Звездами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.

3 слайд – планета Меркурий:

Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.

4 слайд – планета Венера:

Второй, за ним, летит Венера
С тяжелой, плотной атмосферой.

5 слайд – планета Марс:

Третий – Марс, планета ржавая,
Красно-оранжевая самая.
А дальше мчат, пчелиным роем,
Своей орбитой астероиды.

6 слайд – планета Юпитер:

Четвертый – Юпитер, очень уж большой
На звездном небе виден хорошо.

7 слайд – планета Сатурн:

Пятый – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами Солнца.

8 слайд – планета Уран:

Шестой – Уран, прилег как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.

9 слайд – планета Нептун:

Седьмой – Нептун, четвертый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.

10 слайд – планеты Плутон и Харон:

Плутон, Харон в солнечной системе,
Во тьме дуэтом коротают время.

11 слайд – планета Земля:

А вот и кружит карусель
Земная наша колыбель.

Один из гостей:

– Стойте, стойте, вот эта планета нам понравилась!

Воспитатель:

– А давайте, облетим ее вокруг и посмотрим на эту планету поближе.

3. Слушание песни “Как прекрасен этот мир” и просмотр 2 части слайд-фильма: “Красивые места нашей планеты” (Рисунок № 2)

Один из гостей:

Мы хотели бы остаться здесь.

Воспитатель:

– Ну что же, давайте приземлимся на луг, пройдемся по нему и подышим чистым луговым воздухом.

4. Аромотерапия.

Детям предлагается сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

(На подушечки и аромамедальоны заранее нанести следующую смесь:

Лимон – 2 капли, Апельсин – 2 капли, Ромашка – 2 капли.

Данная смесь оказывает положительное воздействие на настроение детей, помогает при профилактике простудных заболеваний и нарушениях сна).

5. Физкультминутка (стоя на массажном коврике детям предлагается выполнить движения в соответствии с текстом, делая глубокие вдохи и выдохи):

Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем.
Остановимся и дружно
Глубоко мы все вздохнем.
Руки в стороны, вперед!
Дружный вы какой народ!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

6. Правила поведения человека в природе.

Воспитатель:

– Но ведь все, что вы здесь увидели, эту красоту создала не только природа, но и люди, населяющие эту планету: они сажают целые леса, цветы, ухаживают за растениями, берегут животных, очищают водоемы от загрязнения, соблюдают правила поведения в природе, что тоже немало важно.

Вот наши детки назовут некоторые их них (на магнитной доске вывешивается плакат с изображением правил поведения в природе):

Дети:

– Нельзя кричать в лесу, чтобы не напугать птиц и животных;

– Нужно подкармливать птиц и животных осенью, зимой и весной, чтобы они не погибли от холода и голода;

– Нельзя во время прогулки в лесу оставлять мусор;

– Нельзя загрязнять водоемы;

– Нельзя вырубать деревья и кустарники, срывать цветы.

Воспитатель (проводит игру “Да-Нет” на ответ ДА – дети хлопают, на ответ НЕТ – топают)

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (Нет).
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (Нет).
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (Да).
Если ветку подвяжу,
Колышек поставлю? (Да).
Если разведу костер,
А тушить не буду? (НЕТ).
Если сильно насорю
И убрать забуду? (Нет).
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (Да).

Воспитатель:

– А разве вам не жалко своей планеты. Ведь только от вас зависит будущее своей планеты. Если вы постараетесь, то и ваша планета станет красивой и чистой. А мы вам в этом поможем. Сейчас мы с одной подгруппой детей постараемся с помощью рисования превратить самые обычные камешки в красивых насекомых, цветы или животных, а с другой – постараемся из бросового материала сделать удивительную бабочку, которая тоже будет радовать наш глаз в группе или на участке нашего сада.

(Дети расходятся за столы)

7. Выполнение работы детьми.

  • Пояснение цели выполняемой работы.
  • Краткая беседа по выбору техники и материала для рисования.
  • Рисование по замыслу, используя различные техники и средства рисования.
  • Инструкция по технике безопасности с ножницами.
  • Ручной труд: “Изготовление бабочки из бросового материала”.

Воспитатель:

– Посмотрим вместе с гостями на работы, которые у нас с вами получились. Ну что же мы славно потрудились, давайте наши расписные камешки подарим гостям и пожелаем им успеха и добра сделать свою планету чище и красивее.

8. Итог занятия.