Метод проекта как средство профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население городов растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Все это было бы хорошо, если бы не было сопряжено с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Происходит они, к сожалению, и с участием детей, в том числе и дошкольного возраста. Почему это происходит? Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания.
Наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий являются

  • Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  • Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  • Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  • Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большей части нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация «налево – направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические

1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка в уже школе постепенно.

2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
С этой целью нами создан и в течение ряда лет успешно реализуется педагогический проект «Советы дяди Степы». (Приложение 1)

Цель проекта: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Механизм реализации проекта рассчитан на три этапа:

1 этап – установочный – организационно-подготовительный;
2 этап – основной – практический;
3 этап – контрольно-регуляционный;

Основные направления работы на подготовительном этапе:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей с правилами дорожного движения;
2. Выявление уровня знаний детей, воспитателей и родителей в вопросах ориентировки в правилах дорожного движения;
3. Создание условий для ознакомления детей с правилами дорожной безопасности;

Содержание уголков безопасности дорожного движения в группах определяется содержанием занятий по изучению правил дорожного движения с той ил иной возрастной категорией детей. Несмотря на то, что в проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, нами разработаны рекомендации для всех возрастных групп, начиная с младшей.

Так, в первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовым и легковым автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоят машины. Обучаться различать красный и зелёный цвета. Следовательно, в игровом уголке находятся:

  • Набор транспортных средств
  • Иллюстрации с изображением транспортных средств
  • Кружки красного и зелёного цвета, макет пешеходного светофора.
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
  • Дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор».
  • Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умение различать красный, жёлтый, зелёный цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавляются:
  • Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же картинку».
  • Простейший макет улицы (желательно крупный), где обозначены тротуар и проезжая часть
  • Макет транспортного светофора (плоскостной).

Для ребят средней группы новым является разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны чётко представлять, что когда загорается зелёный сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зелёный сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:

  • Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки
  • Дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»
  • На макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
  • В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекрёсток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения появляются:
  • Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрёстке. Желательно, чтобы этот макет был со съёмными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу.
  • Наборы дорожных знаков, в которые обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационно-указательные; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка» и т. п. В ДОУ имеется крупные знаки, которые используются на улице в автогодке, а также для творческих, ролевых игр, так и мелкие знаки на подставках, для работы с макетами.
  • Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица»

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о Правилах дорожного движения уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:

  • Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер)
  • Организовывается окно выдачи водительских удостоверений сдавшим экзамен по ПДД.

Кроме того, для детей подготовительной группы знакомят с работой регулировщика. Для этого в уголке БДД появляются схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

Для выявления уровня знаний детей о правилах поведения на дорогах, дорожных знаках, дорожном движении нами была подобрана серия тестов,
разработаны опросники для педагогов и родителей позволяющие выявить их стартовый уровень и наметить соответствующую работу.

Цель второго – основного этапа – накопление информации о проблеме безопасного дорожного движения. С этой целью нами проводится серия познавательных занятий и бесед:

  • «Путешествие по Стране дорожных знаков»
  • «Не попади в беду на дороге»
  • «Мы пешеходы»
  • «Правила дорожные, совсем, совсем несложные»
  • «Внимание, переходим дорогу»
  • «Осторожно, дорога!»

Приемы, используемые на занятиях: художественное слово, загадки, игровые проблемные ситуации, дидактические игры, делают предлагаемую информацию интересной и доступной детям.

Закрепление знаний о культуре дорожного движения проходит в ходе сюжетно-ролевых игр, экскурсий по улицам поселка, игр в автогородке ДОУ. На данном этапе мы привлекаем ребят из отряда юных инспекторов движения из школы № 13 п. Падун, которые проводят с воспитанниками ДОУ игры, беседы, викторины о правилах дорожного движения

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, нами используются разнообразные формы:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • памятки “Дошкольник и дорога”;
  • родительские собрания (“Ребенок и дорога”, “Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов”);
  • встречи-беседы родителей с инспектором ГИБДД (“Роль семьи в профилактике дорожно-транспортного травматизма”, “Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог”);
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Особое внимание мы уделяем содержанию уголков для родителей по изучению правил дорожного движения

Основная цель таких уголков – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей Правилам дорожного движения. Именно от их действий зависит насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге
Оформляя такой уголок, воспитатель должен сделать родителей своими главными союзниками в деле обучения малышей сложной азбуке дорог, ведь именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком «своего стиля» перехода проезжей части. Здесь важно показать родителям всю серьёзность проблемы, обозначить ситуации, которые часто приводят к трагедии, объяснить в каких случаях и почему дети чувствуют себя на дороге некомфортно. В каждой группе выбран свой стиль оформления:

Для привлечения внимания родителей при оформлении уголка используются яркие, привлекающие внимание лозунги, например:

  • «Родители – вы пример для нас!»
  • «Внимание – мы ваши дети!»
  • «Ребёнок имеет право жить!»
  • «Не экономьте время за счет нашей жизни и здоровья! »

Учитывая важную роль родителей в вопросе обучения детей правилам дорожного движения, уголок для родителей содержит:

1. Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе
2. Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей
3. Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
4. Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения
5. Рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями

Третий, заключительный этап проекта посвящен оформлению собранной информации продуктов проектной деятельности

На этом этапе проходит конкурс семейных плакатов и рисунков «Внимание, дорога!», выставка книжек-самоделок «Дорожная сказка», макетов для игры, семейных маршрутов «Я иду в детский сад», проводится познавательная викторина «Знатоки правил дорожного движения», где дети и родители состязаются в лучшем знании правил дорожного движения.

Презентация продуктов проектной деятельности, а также знаний полученных детьми в результате реализации проекта проходит в процессе спортивного развлечения «Баба Яга в городе» и музыкально-литературной композиция «Всем без исключения о правилах движения».

Самым ярким моментом в нашем проекте стала акция «Зеленый огонек», в ходе которой проводится шествие с плакатами по улицам поселка, распространение листовок, изготовленных руками детей, с призывами соблюдать правила дорожного движения.

Её цель – привлечения внимания общественности к проблеме профилактике дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

В чем же мы видим результаты проектной деятельности?

Прежде всего, в наших детях: у них формируется самостоятельность и ответственность в действиях на дороге, культура поведения в общественном транспорте. К концу проекта дети знают дорожные знаки, правила перехода дороги, причины ДТП; сигналы светофора; виды транспорта; правила движения; Умеют ориентироваться в дорожных ситуациях; оценивать свое поведение на дороге; могут объяснить товарищу правила поведения на дороге. У родителей повышается ответственность за жизнь и здоровье детей, желание личным примером показывать культуру поведения на улицах и дорогах.

А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе!