Образование глаголов прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма проведения: урок-путешествие.

ТДЦ:

воспитательный аспект:

– продолжить работу по формированию положительного отношения к процессу обучения;

– воспитывать чувство взаимопомощи при работе в парах.

образовательный аспект:

– обеспечить усвоение материала на базовом уровне;

– формировать языковые грамматические, правописные умения и навыки.

развивающий аспект:

– продолжить работу по обогащению словаря детей новыми словами;

– развивать и совершенствовать грамматический строй речи,

связную устную и письменную речь, зрительную и слуховую память, логическое мышление, коммуникативные умения.

Цель урока: познакомить учащихся с образованием глаголов в форме прошедшего времени; с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам и числам.

Оборудование (средства): мультимедиа, карточки с заданиями для детей, учебники.

Ход урока

1 этап. Организационный момент

- Под каким девизом мы работаем на уроках русского языка?

(Грамоте учиться — всегда пригодится.)

- Давайте вспомним правила, которые помогут дружно работать и приобретать новые знания.

(Сначала подумай, потом скажи).

(Учись слушать, научишься и говорить).

(Не стыдись ошибиться, стыдись не учиться).

(Знаешь, сам, помоги товарищу).

- На каждом уроке русского языка получаем новые знания. И сегодня мы не только повторим пройденный материал, но и откроем новые секреты русского языка. А какие, вы узнаете сами, но чуть позже.

- Каким вы хотите видеть этот урок? (Интересным, с трудностями).

- А что для этого каждый из нас должен делать? (Наблюдать, догадываться, обобщать).

- Каждый из вас может себе обещать: Я…анализирую, размышляю, думаю, делаю вывод.

- Дети, настройте себя на плодотворную работу.

- Настроились? Я желаю вам удачи.

Запишите дату и вид работы. (1 слайд. Презентация)

2 этап. Актуализация опорных знаний

- Прослушайте строки, которые помогут определить тему урока.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (Глагол!) (2 слайд)

- Почему говорят, что глагол – самая живая и самая богатая часть речи?

(Глагол обозначает действие, а действие - сама жизнь).

- Это первоначальный урок о глаголе? (Нет).

- Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…

- Рассказать нам об этом может “Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля:

Глагол - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке”.

- Кто такие путешественники? На чем они могут отправляться в путешествие?

- Мы будем путешественниками и поплывем в удивительную страну Глаголию. С нами в путешествии будет умная сова и дядюшка Глагол. (3-4 слайд)

“Путешествие по стране Глаголии”

1. “Море смысла”

Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.

- А вот и первое задание от Дядюшки Глагола: “Разбейте глаголы на группы по смыслу”. (Работа в парах). (5 слайд) (Приложение 1)

(Проверка)

2. Остров “Словарный”. (6 слайд)

- Прочитайте толкование словарных слов-глаголов, замените одним словарным словом.

Разговаривать, обмениваться мнениями. (Беседовать)

Испытывать желание, хотеть. (Желать)

Ярко блестеть, сияя переливаться светом. (Сверкать)

- Почему эти слова называем словарными? (Написание нужно запомнить)

- Запишите слова в столбик, отметив орфограммы.

Беседовать, желать, сверкать. (7 слайд)

- Что общего у этих слов? (Н.ф. или инфинитив, несов. вид)

- Что такое неопределённая форма глагола? (глаголы по которым нельзя определить ни лицо, ни время, ни число. Они чаще всего имеют суффиксы ть, ти или оканчиваются на чь).

- Почему вы решили, что это глаголы несов. вида? (Отвечают на вопросы что делать?)

- Образуйте от данных глаголов глаголы совершенного вида. Запишите их во второй столбик.

- Что изменилось в составе слов? (Появилась приставка).

3. Временный перевал Остров “Что делать? Что сделать?” (8 слайд)

Играют 2 команды (мальчики и девочки).

Девочки встают из-за парты, если слышат глаголы несов. вида, мальчики – глаголы сов. вида.

(Закрыть, смотреть, ходить, пришить, читать, отпилить, прочитать, рисовать, уехать, плавать).

4. Ещё одно задание в Море смысла. (9 слайд)

Замени глаголом следующие фразеологические обороты. (Работа в парах) (Приложение 2)

Прикусить язык - замолчать.

Путаться под ногами - мешать.

Чесать языком - болтать.

Зарубить на носу - запомнить.

Как зеницу ока - беречь.

- Что скажем о глаголах? (Н.ф., вид)

3 этап. Изучение новой темы. (Постановка проблемы)

- Образуйте от глаголов н.ф. глаголы прошедшего времени и выделите суффиксы. (Проверка). (10 слайд)

Замолчал

Помешал

Болтал

Запомнил

Берёг

- Какой вывод мы можем сделать? (У глаголов, оканчивающих на -чь, происходит чередование конечного согласного корня и суффикс л отсутствует).

1. Временный перевал Остров “День ночь”. (11 слайд)

Условие игры:

Я читаю глаголы, в это время вы хлопаете в ладоши до тех пор, пока не услышите глаголы прошедшего времени. Как только вы услышали глагол прошедшего времени - останавливаетесь.

(Читает, веселится, рисовал, бегает, умывается, спал, шьёт, вяжет, метёт, пил, резал, прыгает, едет, подпрыгивает, пишет, думал, лёг).

- Как узнавали глаголы прошедшего времени? (Вопросы, суффикс -л)

Запишите в третий столбик сущ. (11-12 слайд)

Мама, мальчики, сосед, дерево, подруга.

- Что скажете? (Глаголы не подходят, надо изменить окончания, т.к. существительные ж.р. , м.р. , с.р., мн. ч.)

- Добавьте окончания.

- Какие окончания имеет глагол в прошедшем времени мн. числа?

В ед. ч. ж. р.? В ед. ч. ср. р.? В ед. ч. м. р.?

2. “Временной перевал” Физ- ка для глаз (13-16 слайд)

4 этап. Закрепление изученного

1. Остров прошедшего времени (17 слайд)

- От основы н.ф. образуйте глаголы прошедшего времени. Выделите суффиксы. (Работа в парах) (Приложение 3)

Проверка. (18 слайд)

- Какие ещё времена глаголов кроме прошедшего вы знаете? На какие вопросы отвечает наст. время? Буд. время?

(Глаголы в настоящем времени обозначают действие, происходящее в момент речи отвечают на вопросы: что делает? Что делают?

Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое уже произошло и отвечают на вопросы Что делал? Что сделал?

Глаголы будущего времени обозначают действие, которое будет происходить и отвечают на вопросы Что будет делать? Что сделает?)

2. Остров “Времени(19-20 слайд)

- Образуйте от глаголов все времена. (Приложение 4)

Проверка.(21 слайд)

3. Остров “Сообрази” (22 слайд) (Приложение №5)

- Подчеркните глаголы прошедшего времени. Обозначьте род, число.

(Проверка). (23 слайд)

5 этап. Рефлексия. (24 слайд)

- Подошло к концу наше путешествие. (25 слайд)

- Предлагаю устно составить СМС сообщение другу. Что мы делали на уроке? (26 слайд)

- Говорите только глаголы! (Писали, думали, доказывали, объясняли, придумывали, говорили).

- В каком времени использовали глаголы?

- Что узнали о прошедшем времени?

- Как по окончанию определить грамматический признак глагола?

- От каких слов зависит число и род глаголов прошедшего времени? (От подлежащего выраженного существительным или местоимением)

- Что показалось трудным на уроке?

- Какое задание понравилось особенно?

6 этап. Домашнее задание

С. 74 упр. 46, правило с. 71, 72, 73.

Используемая литература

  1. Бакулина Г.А., “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”. 3 класс. Москва изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Учебник “Русский язык” автор Л. М. Зеленина, Т. Е.Хохлова.
  3. Замок - http://s19.radikal.ru/i192/1007/e0/d44e8c533ab4.jpg
  4. Дядюшка Глагол - http://s50.radikal.ru/i128/1007/af/76a0369df6a0.png