Работа с бисером

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель урока.

  1. Обобщение знаний по разделу “Работа с бисером”, формирование интереса к данному виду рукоделия.
  2. Развитие монологической речи; обогащение и усложнение словарного запаса; развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-слухового сосредоточения, пространственного восприятия, памяти, мышления.
  3. Воспитание эстетического вкуса.

Класс – 9.

Тип урока – обобщающий.

Оборудование, материалы: компьютер, бумага, ручка, бисер (все виды), выставочные работы из бисера, мягкие салфетки для бисера.

Дидактический материал:

  1. Карточка “Виды бисера”.
  2. Дидактическая игра “Инструменты и материалы для работ из бисера”.
  3. Набор слов (инструменты и материалы).
  4. Таблицы “Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами”.

Межпредметные связи: история – краткие сведения из истории стекла и бисера; чтение – использование пословиц; ОБЖ – знание правил безопасной работы.

Ход урока

1. Организационная часть

1.1. Проверка готовности к уроку.

1. 2. Упражнение для развития внимания.

Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают большим пальцем правой руки точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.

2. Цели, мотивация. Сегодняшний урок мы посвятим обобщению изученного материала по разделу “Работа с бисером”. По этой теме вы работали много и плодотворно, результат вашей работы – второе место в номинации “Бисер” на областной выставке детского прикладного творчества за вышитые ёлочные игрушки, корзину с ягодами, букет для невесты и подарочные шашки (слайд №2). Прежде чем приступить к уроку, хочется напомнить вам пословицу (слайд №3). Смысл этой пословицы применительно к нашему уроку заключается в том, что данный материал является составной частью того, что пригодится вам при изучении и освоении будущей профессии.

Свои знания по разделу “Работа с бисером” вы будете оценивать при помощи оценочного листа. Результаты подведёте в конце урока.

Оценочный лист

№ п/п Задание Оценка
1 Из истории бисера  
2 Виды бисера  
3 “Бисерный диктант”  
4 Советы при работе с бисером  
5 Инструменты и материалы  
6 Пословица об инструментах  
7 Виды работ из бисера  
8 Изделия из бисера  

3. Обобщение и систематизация материала.

3.1. Посмотрите на перечень опорных слов (слайд №4) и расскажите об истории и происхождении бисера.

- Слово бисер произошло от арабского слова бусра или бусер, что означает фальшивый жемчуг. Бисер появился в ХV веке, когда изобрели стекло.

Отвечающий выставляет себе оценку в оценочный лист.

3.2. Мы привыкли называть все мелкие бусины одним общим словом - бисер. Но вы знаете, что в зависимости от формы и размера он делится на виды. Вспомните их.

- Бисер, бусины, стеклярус, рубка.

Отвечающий выставляет себе оценку в оценочный лист.

3.3. Я предлагаю вам поработать по карточке “Виды бисера”, установить соответствие между элементами правого и левого столбцов и таким образом охарактеризовать каждый вид.

Виды бисера

Задание: установите соответствие между элементами правого и левого столбцов

1 Бисер – это А Короткие палочки
2 Бусины – это Б Мелкие, слегка сплюснутые или круглые бусины размером не более 2 мм
3 Стеклярус – это В Крупный бисер размером более 2 мм
4 Рубка – это Г Длинные палочки, круглые или многогранные

Читаем ответы по очереди, проверяем правильность выполнения задания (слайд №5).

Каждый выставляет себе оценку за выполненную работу.

3.4. Я вижу, что вы хорошо разбираетесь в видах бисера. Сейчас мы выполним “Бисерный диктант” и я надеюсь, что вы подтвердите свои знания на практике. Приготовьте бисер, салфетки для работы и постарайтесь быть внимательными.

“Бисерный диктант”

  1. Положите в центр салфетки большую жёлтую бусину.
  2. Справа - голубую бисеринку.
  3. Слева - розовую бусину.
  4. Сверху - чёрную бисеринку.
  5. Внизу - перламутровую бусину.
  6. Между голубой и чёрной бисеринками - зелёный стеклярус.
  7. Между чёрной бисеринкой и розовой бусиной - белую рубку.
  8. Между голубой бисеринкой и перламутровой бусиной - красный стеклярус.
  9. Между розовой и перламутровой бусинами - оранжевую рубку.

Проверьте себя (слайд №6) и выставите оценку в оценочный лист.

3.5. Давайте вспомним основные советы при работе с бисером.

- Покупая бисер, нужно обратить внимание: чем шире отверстие, тем удобнее нанизывать его на иглу, а края должны быть ровными, без сколов и выпуклостей.

- Хранить бисер лучше в баночках с плотной крышкой или в закрывающихся целлофановых пакетах.

- Не следует смешивать бисер разного цвета и вида.

- При соприкосновении с пальцами бисер не должен окрашивать кожу.

- В пачке бисер должен быть приблизительно одного размера.

- Концы стекляруса должны быть ровными. Стеклярус не должен “расщепляться” по длине.

За каждый правильный ответ в оценочный лист нужно поставить оценку.

3.6. Для работы с бисером используются простые инструменты и небольшой перечень материалов. Во время игры “Инструменты и материалы для работы с бисером” на игровом поле вы найдёте их, а ещё я предлагаю вам выполнить классификацию на инструменты и материалы при помощи набора слов.

Игровое поле

“Инструменты и материалы для работы с бисером”

Вата Шаблоны Бисер Трафарет Бусы
Ткань Фурнитура Иглы Угольник Калька
Нитки
мулине
Нитки
катушечные
Бумага
копировальная
Швейная
машина
Цветная
бумага
Синтепон Ножницы Карандаш Утюг Выкройка
Канва Пяльцы Линейка Шило Тесьма
Сантиметр Флизелин Напёрсток Кружево Блёстки
Булавки Флизофикс Шитьё Ленты Пуговицы

Ход игры

Игру начнём с левого угла.

  1. Вата – 1 ход вправо, 2 хода вниз – Нитки катушечные.
  2. Нитки катушечные – 2 хода вверх, 1 ход вправо – Бисер.
  3. Бисер – 4 хода вниз, 1 ход влево – Пяльцы.
  4. Пяльцы – 3 хода вверх, 1 ход влево – Ткань.
  5. Ткань – 2 хода вправо – Иглы.
  6. Иглы – 2 хода вниз, 1 ход влево – Ножницы.
  7. Ножницы – 2 хода вверх – Фурнитура.

Назовите найденные инструменты и материалы, проверьте правильность выполнения задания (слайд №7), оцените себя.

Инструменты   Материалы
Пяльцы   Нитки катушечные
Иглы   Бисер
Ножницы   Ткань
Фурнитура  

3.7. Прочитайте пословицу про инструменты (слайд №8) и объясните её.

“Хороший инструмент – половина работы”.

- Инструмент должен быть удобным и тогда работу можно выполнить намного быстрее.

3.8. Какие инструменты относятся к опасным инструментам?

- Иглы.

- Ножницы.

При помощи таблицы расскажите правила безопасной работы с этими инструментами.

- Ножницы передают кольцами вперёд.

- Ножницы нельзя оставлять открытыми.

- Иглы хранят в игольнице.

3.9. Какие виды работ из бисера вы знаете?

- Низание или плетение.

-Ткачество.

- Вышивка.

В настоящее время к бисерному виду искусства особый интерес. В различных техниках выполняются всевозможные изделия. Вашему вниманию я представляю ряд очень красочных слайдов (слайды № 10-27), внимательно посмотрите их, про себя проговорите названия изделий, которые вы видите и постарайтесь запомнить. После просмотра слайдов даётся 5 минут для того, чтобы вспомнить и записать все увиденные изделия.

Давайте прочитаем полученный список:

  1. Игрушки
  2. Новогодние игрушки
  3. Брошка
  4. Серьги
  5. Браслет
  6. Вышитое изделие
  7. Колье
  8. Сумочка
  9. Косметичка
  10. Футляр
  11. Картина
  12. Икона
  13. Пасхальные яйца
  14. Шторы
  15. Салфетка
  16. Шкатулка
  17. Ремень
  18. Кошелёк
  19. Цветы

Оцените себя. Если вы вспомнили 15–19 изделий, то вы получили “5”, если меньше, то “4”.

4. Итоги урока

Подведите итоги своей работы. Если вы получили за задания больше пятёрок, то итоговая оценка – “5, вы успешно освоили материал по данной теме и я очень рада за вас.