Система уроков по повести Л.Н. Толстого "Детство"

Разделы: Литература


Урок 1
«Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. Глава «Карл Иванович»

Цели и задачи: познакомить учащихся с некоторыми фактами биографии Л.Н.Толстого, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать нравственные проблемы, поставленные автором.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, сообщение целей, постановка задач)

Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью «Детство» великого русского писателя Л.Н.Толстого.

Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии (портрет на доске или слайд). Лев Толстой – потомок двух старых дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских. Он состоял в родстве с Пушкиными, Трубецкими, Голицыными.

Толстой – необычный граф. Он увлекался земледелием, понимал и уважал крестьянский труд. Большую роль сыграла в жизни Толстого Ясная Поляна: там он научился видеть природу и простых людей, там написано множество произведений. (Репродукции на доске или слайды) «Без Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней», – писал он. В Ясной Поляне Лев Николаевич открыл школу для крестьянских детей, затем еще 20 школ в окрестных деревнях. Для ребят Толстой создал азбуку, арифметику, 4 книги для чтения, рассказы и сказки («Филипок», «Косточка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как мужик гусей делил», «Три медведя» и др.).

Анализируя эти произведения, можно заметить, что основное для Толстого – доброта, уважение к ребенку, умение видеть в нем личность. Он считал, что многие взрослые не понимают и не уважают ребенка, дают ему мало свободы: «Чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы»,– говорил он.

Эта мысль – уважение к человеку, пусть даже самому маленькому, является главной для повести, которую мы сегодня рассмотрим.

2. Объяснение нового материала

Повесть «Детство» первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета (запись термина в рабочую тетрадь). Впервые она появилась в сентябрьском номере журнала «Современник» за 1852 год за подписью «ЛН». «Отрочество» печаталось в 1854 и было подписано «ЛНТ», «Юность» увидела свет в январе 1857 года, и стоявшее под ней имя «Граф Л.Н. Толстой» было уже широко известно в русской литературе. В октябре 1852 г. Николай Алексеевич Некрасов (портрет или слайд), главный редактор «Современника», написал И.С. Тургеневу: «Обрати внимание на повесть «Детство» в 9 номере – это талант новый и, кажется, надежный». Давайте и мы обратимся к этой повести.

Главный герой «Детства» Николенька Иртеньев воспитывается в крепостном поместье. В 19 веке обучение в лицеях и гимназиях дети начинали с 9-10 лет, а до этого их воспитывали гувернеры и домашние учителя, чаще всего иностранцы. Иногда домашнее образование продолжалось до тех пор, пока молодой человек не поступал в университет или пажеский корпус (девушки не приминались в высшие учебные заведения до 1864 года).

Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.

Работа с текстом произведения. Один или несколько учащихся получают задание к уроку – подготовить отрывки текста из главы «Учитель Карл Иванович». Чтение подготовленного отрывка.

Учитель. И вот теперь Карл Иванович узнал, что ребята уезжают учиться в Москву, где располагались лучшие учебные заведения. Вот почему наш отрывок начинается словами: «Карл Иванович был очень не в духе». Прочитаем его.

3. Комментированное чтение главы «Классы»

Вопросы классу:

– Как отнесся Карл Иванович к известию об отъезде ребят?
– Что он сказал дяде Николаю?
– В чем выразилось негодование учителя на уроке?
– Какое предложение продиктовал он ребятам?
– Как мальчики отнеслись к разлуке с учителем?

Учитель: А сейчас давайте узнаем, чем закончилось это приключение.

Чтение учеником подготовленного отрывка из главы XI. «Занятия в кабинете и гостиной», из которой становится известно, что Карл Иванович поехал в Москву.

Вопросы классу:

– Что мы можем сказать о Карле Ивановиче, используя эти отрывки?
– Каким он вам кажется?
– За какие качества его можно любить и уважать?
– Хотели бы иметь такого учителя?

4. Подведение итогов

Что хотел нам сказать Толстой, создавая образ Карла Ивановича? Что было для него главным? (Доброта, искренность, любовь к детям, привязанность, но самое главное – уважение. Только так можно воспитать личность ).

5. Домашнее задание

Прочитать главу «Наталья Савишна».

Урок 2
Глава «Наталья Савишна»

Цели и задачи: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, раскрыть образ Натальи Савишны, показать его место в повести и в жизни главного героя.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, сообщение целей, постановка задач)

Лекция учителя. «Мыслитель и художник никогда не будут спокойно сидеть на олимпийских высотах, как мы привыкли воображать… Он (художник) всегда, вечно в тревоге и в волнении: он мог решить и сказать то, что принесло бы благо людям, избавило бы их от страдания, дало бы утешение, а он не так сказал, не так изобразил, как надо; он вовсе не решил и не сказал, а завтра, может, будет поздно, – он умрет». Тяжело и веско звучат слова Л.Н. Толстого. Он не желает быть приятным, не успокаивает читателя. Говорит то, что думает, говорит правду о нас и о самом себе. И рассказ о том, как жил и работал Толстой, не может напомнить сказку о мудром старце из Ясной Поляны.

В яснополянском доме, если подняться по лестнице на второй этаж, вот уже более двухсот лет стоят в футляре часы красного дерева с башенкой (репродукция или слайд). Они показывают не только часы, минуты и секунды, но и числа месяца. Еще в 18 столетии их завел у себя дед Толстого Николай Сергеевич Волконский. Для Толстого с детства привычен был их красивый бой.

Дом еще спал обычно, когда вставал Толстой. В поздние свои годы он поднимался много раньше домочадцев и гостей, когда на ногах была лишь прислуга. Он не ждал особого часа для работы, она не прекращалась в нем никогда. Впрочем, слово «работать» в применении к себе Толстой употреблял редко. Работа – это пахота, косьба, тяжелый крестьянский труд, а в отношении своего дела Толстой предпочитал слово «заниматься».

Часы били восемь, а он был уже одет в свою черную или – в жару – светлую парусиновую блузу, подпоясанную ремешком, проверял, сунул ли в карман записную книжку, и через кабинет, гостиную, залу выходил к лестнице, ведущей вниз. Стараясь не шуметь и не скрипеть половицами, чтобы не разбудить домашних и гостей, Толстой спускался по лестнице и выходил на улицу.(1)

«Виртуальная экскурсия по Ясной Поляне» (репродукции, слайды, сопровождаемые комментариями).

Утренняя прогулка была недолгой – полчаса – час. По старой липовой аллее, мимо гумна, к долине речки Воронки, к колодцу. А можно рядом с домом пройтись «Прешпектом», как по-старинному звалась старая въездная аллея. Толстой шел не спеша, не по-стариковски мягким и четким шагом. Он сосредоточенно готовился к будущей работе дня. Его утренняя прогулка заканчивалась у старого корявого вяза, носившего название «дерево бедных». Тут Толстого обступали собравшиеся яснополянские крестьяне, странники, нищие, посетители издалека. Кто просил леса на подгнившую или погоревшую избу, кто спрашивал у графа совета, кто просто пришел за милостыней. Толстой говорил со всеми внимательно, с любопытством заглядывал в глаза, оделял деньгами. Среди дожидавшихся Толстого у «дерева бедных» людей, случалось, бывали и те, кого он сам приглашал, хотел видеть, чтобы расспросить о чем-то неотложном, нужном.(2)

2. Объяснение нового материала

Такое уважительное отношение к простым людям было не только у Толстого в Ясной Поляне, но и в лучших дворянских семьях. По отношению к дворовым и крепостным часто судили о человеке, составляли мнение о нем.

В «Детстве» круг народных образов ограничивается усадьбой Иртеньевых: охотники, дворовые, слуги, камердинер и приказчик – без этих лиц невозможно было с исторической достоверностью описать крепостное поместье, а для главного героя они, собственно, и составляют домашний круг. Основное место занял в нем образ Натальи Савишны: при всей его простоте и ясности он оказался одним из наиболее сложных и содержательных в повести. С образом Натальи Савишны связан едва ли не самый противоречивый для Толстого вопрос о народном характере. Мысль Толстого: « через нянек, кучеров, охотников полюбить свой народ».

Рассказанная в этой главе история «веселой, толстой и краснощекой девки Наташки» и ее несостоявшейся «преступной» любви не заключает в себе ничего необычного: в крепостной России, а ближе – в соседних с Ясной Поляной деревнях – случались истории более страшные и трагические. Наталья Савишна, раз и навсегда выбросившая «дурь из головы» и заботившаяся лишь о барском добре, во всем видевшая «порчу и расхищение» (случай со скатертью), не только никогда не говорившая, но и не думавшая о себе (отказ от вольной) – «вся жизнь ее была любовь и самоотвержение» – не должна была, кажется, сколько-нибудь серьезно повлиять на склад ума и чувств героя, чей характер так не схож с ее. Но между тем, ее влияние и нравственный пример оказались для него более важными, чем другие примеры.

Вопрос классу.

Почему именно Наталью Савишну выделяет Николенька среди всех дворовых? (Учащиеся отмечают любовь, доброту, большое и верное сердце, неподдельную искренность – на похоронах матери героев одна Наталья Савишна плачет искренне, все остальные «играют горе).

После смерти Натальи Савишны Николай прощается с ней, как с матерью: «Мне приходит мысль : неужели провиденье для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?...»

3. Рефлексия

Вопросы классу: 1) Что мы узнали о жизни русского дворянства из повести Л.Н.Толстого? 2) Чему учит Толстой?

4. Обобщение учителя. Подведение итогов

В образе Натальи Савишны сосредоточена моральная сила, противопоставленная светскому образу жизни, духовному одиночеству.

Усадьба для детей – модель мира. Все «лица народные» создают представление о мире, который постепенно открывается герою как реально – исторический, как родина.

1, 2 – Судьбы: от Пушкина до Блока. В. Лакшин.