Сценарий праздника "Прощай, Азбука"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Воспитывать любовь к школе, к школьным праздникам.
  • Развивать творческие способности, умение держаться на сцене.
  • Способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование: письмо в страну Литературию, шапочки с буквами: Б, Д, М, У, Щ, бублики с загадками, ластики (поролон), пирог с алфавитом, голубые ленты-полоски (река), сундук (с гласными буквами), плакат с глухими согласными, кочки (со звонкими согласными), палочки для буквы Ш, плакат с надписью: «Ваши буквы свободны», корона для книги «Литературное чтение», клякса, книги для подарков.

Музыкальное оформление: «Песенка Мамонтёнка» (из м/ф «Мама для мамонтёнка», песня «Голубой вагон», фонограмма песни «Дедушка рядышком с бабушкой», фонограмма песни «Чему учат в школе».

ХОД ПРАЗДНИКА

Первоклассники празднично одетые читают стихи.

1. Мы собрали всех гостей,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

2. Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

4. Уже Земля сменила платье,
Надела вешний свой наряд.
Сегодня праздник –
Для всех читающих ребят!

5. Смех и слёзы,
Радость и печаль
Довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко
Теперь читать.
А помогла нам в этом
Наша первая книга «АЗБУКА».

6. Мы Азбуку уже прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.

Ведущая:Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Вы закончили первую книгу – Азбуку. Совсем недавно, 1 сентября, вы переступили порог школы и стали учениками. За это время вы научились читать, писать, считать. А научила вас этому умная, интересная, занимательная азбука. Сегодня мы должны с ней попрощаться, но знания, которые она нам дала, мы возьмём в страну Литературию. В этой стране мы познакомимся с новыми интересными произведениями.

Я думаю, ребята, надо сообщить жителям Литературии, что мы собираемся к ним в гости. Я приготовила письмо, его осталось только подписать. Вот послушайте: «Уважаемые жители Литературии! Мы идём к вам в гости. Встречайте нас!!!» (письмо читают дети) Оно написано на большом листе ватмана, но не подписано: ученики 1 класса.
Давайте подпишем письмо, отправим его, и на этом наш праздник закончится.

(Ведущая старается подписать письмо, но ручка выскакивает и ничего не получается.)

Ведущая: Ребята, что происходит? Я не могу подписать письмо. Кто-то хочет нам помешать отправиться в Литературию.

Появляется буква А, плачет.

Ведущая: Что случилось?

Буква А: Клякса! Отвратительная Клякса пробралась в азбуку! Она ссорит буквы друг с другом, она их ненавидит, она хочет, чтобы в азбуке были только одни кляксы. Меня она уже выгнала.

Ведущая: Что же делать? Но ты успокойся, мы с ребятами что-нибудь придумаем. Нельзя же ей уступать. Надо бороться!

Буква А: Что уж тут придумать? Вы ведь даже своё письмо подписать не можете. Клякса ведь когда узнала, что вы письмо в Литературию пишете, расхвасталась: «Гласные буквы я запрячу под замок, звонкие согласные зарою глубоко, а глухие спрячу поблизости, их всё равно не слышно. Я – хозяйка АЗБУКИ!»

Ведущая: Да, ребята, в сложную ситуацию мы попали. А без письма нас никто не встретит в Литературии. Ребята, а что если мы с вами отправимся на поиски Кляксы, найдём её и сотрём ластиком. Правильно?

Буква А: Ещё как правильно!

(Ведущая и буква А раздают детям поролоновые кусочки – ластики)

Ведущая:

Вперёд за буквами , вперёд!
Вперёд, Вперёд, Вперёд!!
Нас впереди преграда ждёт!
Нас ждёт, Нас ждёт, Нас ждёт!!!

(Из дверей появляется буква Б, на шее связка бубликов, сзади, на спине написана большая буква Б).

Буква Б: Купите бублики, бараночки, купите!

Буква А: Какие бублики? У нас очень важное дело. Пропустите нас, пожалуйста!

Буква Б: Бросьте! Берите белые бублики и баранки! Быстрее, больше, больше!

(Детям раздаёт кусочки мела)

Ведущая: Ребята, кто получил мел, быстренько выходите к доске и скорей рисуйте бублики, купите т.е. (нарисуйте) целую «строчку» бубликов, иначе мы не пройдём дальше. Что же тогда будет с нашими буквами, даже и подумать страшно!

(Дети рисуют на доске бублики. Буква Б ходит, смотрит как рисуют дети и приговаривает: «Больше, берите бубликов, больше»)

Ведущая (обращается к букве Б): Скажите, уважаемая, вы случайно не видели Кляксу?

Буква Б:Как же не видела? Клякса уехала на поезде.

(Буква Б уходит)

Ведущая:

Пары разводит паровоз,
Вздыхает на ходу
Помчимся в грохоте колёс
Спасать родную АЗБУКУ.

(На доске сказочный паровозик). Ребята, скорей садимся в вагон! Номер нашего вагона равен числу слогов в слове «азбука». Как вы узнали, что в этом слове три слога? (Сколько гласных, столько и слогов)

Ведущая: Правильно, наш вагончик №3

Ну-ка, ребята,
Вставайте, вставайте!
Поезду мчаться
Быстрей помогайте!

(Дети строятся «паровозиком», впереди ведущая. Звучит песня «Голубой вагон, дети «проезжают» по кругу.

Ведущая: Смотрите в окно (показывает на доску).

На доске висит голубой домик из бумаги, и на нём написано:

Глупый гном глядел, глядел,
Громкий горн гудел, гудел,
Громче горна грянул гром.
Громче грома гаркнул гном.

– Прочитайте слова, написанные на домике.
– Догадайтесь, чей это домик. (буквы Г)

(Дети садятся в вагончики и едут дальше.)

Ведущая: А вот и первая остановка.

(Дети садятся на стулья.)

Интересно, кто живёт на этой станции?

Буква А: Я знаю, здесь живёт буква Д. её Зовут Добрая Дуня.

(Выходит буква Д)

Буква Д: Здравствуй А, душечка! Кого это ты привела ко мне?

Буква А: Это пришли со мной ребята из 1 класса. Они хотели написать письмо в Литературию, но злодейка Клякса спрятала все буквы.

Буква Д: Добро пожаловать! Дети, послушайте мою песенку и подумайте, почему я так её люблю.

(На доске, на лучиках солнца написана песенка. Её можно петь на любой мотив.)

Доброе утро, новенькая яхта,
Утро доброе, синяя волна!
Новенькая яхта, а вон там в горах-то
Ясная звёздочка всё ещё видна.

Ведущая: Ребята, почему Добрая Дуня поёт эту странную песенку?

Буква Д: Я здесь готовила сладкий стол, а Клякса бежала так быстро, что наткнулась на него, и все сладкие слова рассыпались.

(На магнитной доске разбросаны буквы и слоги. Дети должны составить слова: яблоко, мёд, груша, пирог)

Ведущая:

Да, много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставить в чёткий ряд,
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.

Буква Д: Вот эти буквы и слоги.

(Дети составляют слова)

– Спасибо вам, ребята. А за то, что вы помогли мне, я дарю вам этот пирог.

(Буква Д дарит пирог с алфавитом)

Буква А: Спасибо тебе, Добрая Дуня! А ты не знаешь, где найти Кляксу?

Буква Д: Нужно перейти на левый берег речки Чернилки. (Буква Д уходит, на пол кладут голубую ткань)

Буква А: А как же мы перейдём на другой берег, если нет моста? Давайте спилим дерево.

Ведущая: А как же мы его спилим?

Буква А: Давайте перекинем « строчку» бубликов с берега на берег и пройдём по ней.

Ведущая: Но, чтобы мост из бубликов был прочным, мы должны отгадать загадки, которые на них написаны.

(Уч-ся 1 класса отгадывают загадки, если они затрудняются с ответом, им помогают учащиеся 2-4-х классов)

1-я загадка

Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом. (Портфель)

2-я загадка

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)

3-я загадка

Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, всё ль в порядке,
В ранце ль книжки и тетрадки.
А вопрос такой возник: Кто он? (Ученик)

4-я загадка

33 родных сестрицы, да таких красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся! (Алфавит)

(Когда ребята отгадали загадку, это бублик кладётся на речку, в результате получится мостик)

Буква А: А теперь все бегом через речку по мостику. (Ребята бегут по «мостику» и садятся на свои места)

Ведущая: Ребята, смотрите, а что это за сундучок? (Из-за двери выскакивает буква М в костюме сторожа)

Буква М: Ни с места!

Ведущая: Ребята, кто это? (Ответы детей)

Ведущая: Нам нужны гласные без них мы не можем написать письмо в Литературию.

Буква М: Молчать! Метро, мыло, Максим!

Ведущая: Ребята, что это с ней?

Буква М: Мел, кормил, морковка.

Ведущая: Да она же говорит слова, которые мы читали на страницах нашего учебника, когда изучали букву М.

Буква М: Эти слова прочитали, а больше и не можете, забыли про меня. Вот я и решила Кляксе помогать.

Ведущая: Ну, что ты, буква М! Дети очень много слов читают с тобой и даже знают песенку, в которой очень часто встречается М.

(Звучит «Песенка мамонтёнка» слова Д. Непомнящей, музыка В. Шаинского)

Буква М: Ну, хорошо, забирайте свои гласные. Только сначала те, перед которыми согласный читается мягко, а я побегу, спрячусь от кляксы.

(Подаёт ведущей сундук, а сама убегает)

Ведущая: Ребята, какие гласные сначала достанем? (я, ю, е, ё, и)

(Достаёт из сундука гласные с весёлыми мордочками.)

– А теперь?
– Ребята, а что ещё мы знаем о гласных?
– Сколько всего гласных букв?
– Значит, здесь не хватает одной? (Нет буквы у)
– Послушайте, кто-то плачет. (Из-за двери слышен плач)

Буква А.Да это же буква У. Что с тобой случилось?

Буква У (старушка): Т-с-с! Тише Я вернулась в азбуку тайком. Ведь клякса выгнала меня. Она рассердилась за то, что я не дала ей спрятать в дупле согласные буквы.

Буква А: И что же она с ними сделала?

Буква У: Не знаю. Вот я и ищу тебя, чтобы покричать «АУ!», а у меня получается только «У-у-у!»

(Буква А встаёт рядом с буквой У)

Ведущая: Ребята, давайте вместе покричим «АУ!» Ой! Я слышу какой-то шум. А какие согласные произносятся только шумом, без голоса?

Дети: Глухие.

Буква А: А помните Клякса обещала их спрятать на видное место. Давайте поищем их здесь.

(Буквы висят у ребят над головой)

Ведущая:Назовите их скорее. Ребята, все ли мы буквы освободили?

(Подходят к ленте букв. Пока идёт работа по ленте букв, появляется болото с кочками)

– Какие ещё остались? (Звонкие согласные) Тогда в путь!!!

Буква А:Ой-ой-ой! Да здесь же болото. Придётся прыгать по кочкам.

Идёт игра. Ребёнок берёт карточку с гласной буквой , прыгает «по кочкам», на которых написаны согласные и читает слоги, которые получились. Появляется буква Щ.

Ведущая: Что с тобой? Беда?

Буква Щ: Не со мной, а сестричкой Ша. Клякса растащила её на крючочки за то, что она не хотела выдать буквы, и заколдовала. Теперь «крючочки» будут одинокими, пока кто-нибудь не напишет букву Ша сто раз. Но ведь этого никто не сможет сделать. Бедная моя сестричка!

Ведущая: Не убивайся так. Мы попросим ребят, и они нам помогут. Ребята, соедините скорее букву Ш. Получилась буква Ш?

Буква А (обращаясь к Щ): Скажи, а куда подевалась Клякса?

Буква Щ: Она пошла в конец Азбуки, я слышала, как она ругалась с ъ и ь знаками. Клякса их на что-то подговаривала. Я не запомнила, но успела записать.

(Достаёт плакат и показывает ребятам)

Ведущая: Как вы думаете, какой знак так говорил: « Мне страшно! Вот съем тебя и объедки собакам отдам»? (Ответы ребят)

Ведущая: А эти слова: «Разве тебе не жаль? Брось! Оставь! Перестань!» (Ответы детей)

Буква Щ:А потом Клякса оставила заколдованную надпись, которую невозможно прочесть. Кто её прочитает, тот и освободит буквы.

Буква А: Что же ты стоишь? Оказывай скорей помощь! Ребята, миленькие помогите! Читайте скорее! (Показывает плакат с надписью: Ындобовс ывкуб ишав» – ваши буквы свободны!)

Ведущая: Молодцы, ребята! Теперь мы можем и письмо подписать.

Ведущая подписывает письмо и отдаёт его библиотекарю. Тот уходит.

Ведущая: Ну вот, ребята, буквы мы освободили, а Кляксу так и не нашли. Постойте, кто это здесь бормочет.

Ведущая заглядывает за шторку, где ещё до праздника была нарисована Клякса.

Ведущая: Да это же Клякса! Быстрее стирайте её, а иначе она сбежит.

(Дети своими ластиками – поролоном стирают кляксу.)

Ведущая: Кляксу-то мы стёрли, а посмотрите, сколько крошек на полу. Это друзья Кляксы –Помарки и Описки. Они сбежали и иногда будут бегать из тетрадки в тетрадку, страивать беспорядок. Но, я думаю, что вы будете стараться писать аккуратно, чтобы они как можно реже были вашими гостями. Вот мы с вами и спасли все буквы и пришло время спеть о них песенку.

(Исполняют песню «Буковки» на мотив песни «Дедушка рядышком с бабушкой»)

Песня «Буковки»

1. Праздник, праздник празднуем семьёй,
Праздник, праздник книжки золотой!
Буковки! Буковки! – весело кричат
сорок правнуков и двадцать пять внучат.

Припев:

Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Дружно поют эту песню.
Звуки согласные, гласные –
Столько лет, столько лет вместе!
Звуки согласные, гласные –
Мы изучали все вместе!

2. В эту книгу с детства влюблены
Мамы, папы и, конечно, мы.
Очень сильный дедушка танцор,
Ну а бабушка поёт, как сводный хор!

Припев.

3. В праздник, в праздник книги дорогой
Ей желаем жизни молодой,
Поднимаем ладошки высоко
И, похлопав, воскликнем : «БРАВО!».

(Раздается стук в дверь)

Ведущая: Ой! Ребята, к нам кто-то пришёл!

(Входит книга: «Литературное чтение»)

Ведущая: Ребята, узнали, кто пришёл к нам? Да, это наша новая книга, которую мы теперь будем читать – «Литературное чтение». Давайте поздороваемся с нашей гостьей.

1 ученик:

Здравствуй, гостья дорогая!
Проходи сюда скорей.

2 ученик:

Расскажи нам про Отчизну,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете!

3 ученик:

Расскажи про всё на свете!
Рады мы с тобой дружить
Будем дружбой дорожить.

Книга: Ребята, Жители Литературии получили ваше письмо и прислали вам ответную телеграмму. Позвольте я вам её зачитаю: «Мы рады видеть вас в Литературии».

Каждому из вас я рада другом стать
Позвольте вам, ребята, подарки раздать.

(Раздаёт ребятам подарки)

Ведущая: А закончим мы наш праздник песней «Чему учат в школе».