Особенности преподавания экономики в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Экономика


На современном этапе развития общества стала очевидной необходимость обучения школьников основам экономических знаний. В большинстве школ преподавание экономики начинается в 8-9-х классах, в некоторых уже в средней школе – в 5-6-х классах. Зачастую приходится сталкиваться с искренним удивлением тех, кто узнаёт, что в нашей школе знакомство с экономикой начинается уже во втором классе. Между тем, практика показывает, что в этом возрасте многие базовые экономические понятия усваиваются едва ли не лучше, чем у старших детей. Дети младшего школьного возраста с удовольствием вовлекаются в игру, в то время как подростки начинают относиться к ней с определённой долей скепсиса. В результате на выходе из начальной школы мои ученики прекрасно владеют такими понятиями как:

  • потребности человека и их виды;
  • ресурсы и их виды;
  • осознают проблему выбора как главную проблему экономики, возникающую из-за безграничности потребностей и ограниченности ресурсов;
  • бюджет (умеют составлять его и определять сбалансированный он, дефицитный или избыточный);
  • бартер и деньги, знакомы с историей их возникновения как особого товара, служащего мерой стоимости других товаров;
  • банк и его сфера деятельности, основные виды банковских вкладов (срочный, до востребования и т. д.);
  • товары и услуги;
  • производство;
  • предпринимательство;
  • понимают разницу между коммерческими и некоммерческими предприятиями;
  • собственность и её виды;
  • управление (менеджмент);
  • знают, как устроена система управления в своей местности.

И многое другое. Это служит хорошей базой для дальнейшего изучения экономики.

Дети очень быстро понимают, что экономика – это наука про жизнь, она необходима любому человеку и сопровождает человека с того самого момента, как мама учит его аккуратно сложить свои вещи, навести порядок в игрушках и т. д.

Играя, ученики приобретают навыки разумного ведения своего личного и семейного хозяйства, учатся ориентироваться в товарах и услугах, правильно выбирать товар и совершать покупки. В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом использования на уроках обучающей ролевой игры. Она, собственно, пронизывает все уроки, на которых мы просто играем в жизнь. Изучение основ производства товаров и оказания услуг, конкуренции как экономического соревнования удачно происходит в результате интегрированной деятельности на уроках экономики и технологии, о чём я рассказывала в других статьях.

Каждый урок должен быть ярким впечатлением, именно тогда сформируется интерес к дальнейшему изучению экономики. При изучении темы “Деньги” мы с ребятами рассматриваем старинные деньги, деньги разных стран (которые приношу я и дети). Так дети учатся распознавать систему защиты купюр и монет от подделки. Мы с ними обязательно придумываем и рисуем свои деньги со своими степенями защиты, названиями, гербами и другой информацией, которая должна быть на деньгах. Учимся размену денег, правильному подсчёту сдачи и т. д. Эта работа продолжается позже при изучении темы “Магазин”. Выясняется, что зачастую современные дети, часто сопровождающие своих родителей в магазин, сами никогда покупок не делали. Не удержусь и приведу в пример случай: девочка, хорошая ученица, получает задание от меня – купить 4 м. сутажа по 5 рублей за метр для урока технологии. Идти в магазин она должна была с няней, а покупку делать самостоятельно. И перед этим она подходит ко мне и говорит: “Значит, так: я куплю 4 м. сутажа по 5 рублей, покупка обойдётся в 20 рублей. Но что же делать, мама дала мне 100 рублей?!” Конечно, подобная задача не вызвала бы у неё затруднений на уроке математики, но это наглядный пример того, насколько оторваны теоретические знания детей от реальной жизни. И наша задача научить детей пользоваться ими, применять их на практике.

Именно поэтому при изучении темы: “Покупатель и продавец” я использую такую схему. В классе мы обсуждаем подробно, как подготовиться к походу в магазин, чтобы не совершить необдуманных, незапланированных покупок, выясняем необходимость составить заранее список, подсчитать предполагаемое количество денег и т. д. Изучаем расположение и название отделов в магазине. И тут, как правило, выясняется, что многие ученики и не подозревают, что такое “бакалея”, “гастрономия”, “парфюмерия”, “канцтовары”… Некоторые убеждены, что в гастрономе продаются телескопы (видимо, по созвучию с астрономией). Но знания должны иметь практическую направленность. Поэтому после получения теоретических сведений мы с учениками обязательно отправляемся в настоящий универсам. Небольшое количество учеников в классах нашей школы позволяет дать каждому индивидуальное задание. Каждый получает свой список продуктов (для примера это может быть пакет яблочного сока 1л, пачка печенья “Юбилейного” и 1 кг бананов и др.) Позже покупки используются для совместного чаепития. Задание: найти необходимые товары в магазине, правильно посчитать деньги и сдачу на кассе, сохранить чек для дальнейшей работы в классе. Несмотря на кажущуюся простоту, задание оказывается для многих настоящим испытанием. По возвращении в школу мы обсуждаем ошибки, разбираем трудности. А после на других уроках обязательно играем в свой магазин. Товары для него – сувениры, изготавливаем на уроках технологии, рисуем рекламу, придумываем свои денежные единицы, оформляем “витрины” (прилавки) и приглашаем за покупками учеников других классов начальной школы. Здесь отрабатывается и понятие конкуренция, и умение правильно вести расчёты. Такие уроки запоминаются, всегда интересны детям, так как они вовлечены в активную практическую деятельность.

Очень интересно работать над темой бюджет. Выяснив возможные источники постоянных и временных доходов, мы начинаем обсуждать, а как же узнать, хватит ли этих денег на всё, что нам нужно. Дети самостоятельно приходят к выводу, что необходимо составить план доходов и расходов на определённый период времени. Слово бюджет переводится с английского языка как “денежная сумка”. Очень живая продуктивная работа получается, если взять настоящую сумку (я беру бумажный подарочный пакет), с одной стороны наклеить слово бюджет, а с другой – денежная сумка, и сложить туда карточки с названиями доходов и расходов предполагаемой семьи. Затем доску расчертить на две графы – “доходы – расходы”. Учащиеся по очереди выходят, вытягивают карточки, и прикрепляют их на доску в соответствующую графу. После делаются подсчёты, выясняется, что бюджет дефицитный, и дети вносят свои предложения, от чего можно отказаться семье в этом месяце, чтобы денег хватило. Возможный вариант содержания – (Приложение 1).

На последующих уроках материал закрепляется при помощи игры с фишками. Класс делится на “семьи”, делает в игре ходы, в результате которых приходится делать какие-то расходы или получать доходы. Ход игры фиксируется в таблице (то есть ведётся бюджет). В ходе игры формируется умение делать выбор, через спор приходить к совместному решению. Вариант такой игры представлен в тетради творческих заданий под редакцией И. А. Сасовой. (Приложение 2, 2-1)

При изучении раздела “Домашнее хозяйство” в 3 классе обязательно играем “в семью”. Часто выясняется, что дети вообще никак не участвуют в хозяйственной жизни семьи. И когда сталкиваются с конкретной задачей, не знают, как её решить. Я предлагаю задания по подготовке к какому-нибудь событию (празднику). (Приложение 3)

Игра сопровождает нас и при изучении темы “Управление” в 4-м классе. Мы обязательно играем “в Москву”, выбираем своего мэра, префектов округов, глав управ районов. Обозначаем проблемы, предлагаем нестандартные пути из решения (кто знает, может, они когда-нибудь пригодятся). Как правило, изучив систему управления в нашей местности, выделив четыре основных этапа процесса управления (планирование, организация, руководство и контроль), мы объединяем уроки технологии и экономики. В это же время начинается коллективная работа по созданию объёмного замка из бумаги для черчения. Мы выбираем главного архитектора, его помощников. И теоретические знания, изложенные в учебнике, нам снова очень пригождаются на практике. Человек так устроен, что всё время должен понимать, зачем он что-то делает. Очень полезным разделом, на мой взгляд, является “Мир труда и профессий”. Здесь закладываются основы профориентации. И, опять же. Мы не просто говорим об этом, а играем “в отдел кадров”. И ученики проходят почти настоящее тестирование, позволяющее выявить их способности и интересы. Здесь можно использовать игру “Пойми меня” (показать предмет без слов) – профессия – “человек – человек”, игра “Вообрази…” (когда рисуются “каляки-маляки”, а из них нужно придумать образ) - профессии – “человек – художественный образ”, игра “Запоминалка” (когда за определённое время нужно запомнить и повторить какой-то набор знаков) – профессии “человек-знак” и т. д.

Важно только, чтобы игра на таких уроках была не только развлечением, но вовлекала детей в мир настоящей жизни, в мир экономики, как науки, необходимой каждому человеку.