Нестандартные формы занятий по курсу "Азбука нравственности"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В начальной школе учащиеся знакомятся с курсом "Азбука нравственности". Это вводная часть нравственного просвещения детей на уровне формирования у них систематических первичных представлений о нравственности. В первом классе у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому методика работы построена на конкретных ситуациях. В последующих классах, с развитием способности к абстрагированию, дети подводятся к обобщению разных ситуаций, отвечающих тем или иным нормам поведения. Несомненным шагом вперед в процессе воспитания учащихся в стенах школы стал экспериментальный курс "Азбука нравственности", который подразумевает планомерное формирование в учениках базовых моральных и нравственных представлений. Курс "Азбуки нравственности" ведется нами в течение 4 лет, с 1 по 4 класс. Положительно оценивая и учебники, и книги для чтения, предлагаемые авторами программы, за это время мы все же пришли к выводу: никакие хорошие слова учителей не заменят непосредственного общения, в процессе которого нравственные понятия закрепляются и входят в привычку.
К сожалению, является нормой ситуация, когда на уроке "Азбуки нравственности" ученик проникновенно читает наизусть стихи об уважении к труду и бережном отношении к вещам, а на перемене спокойно перешагивает через фантики в коридоре и наступает на упавшую с парты тетрадь.

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Как правило, педагоги сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. При этом многие забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Практика показала: результативными занятия по "Азбуке нравственности" становятся только при соблюдении принципа деятельностного подхода.

Реализация принципа деятельностного подхода подразумевает:

1. "Проблемное" построение занятия, когда происходит столкновение новых знаний с уже имеющимися у ученика представлениями, и на фоне этого конфликта в душе формируется необходимое понятие. Ребенок не получил готовое знание, он "прочувствовал", "вывел" его самостоятельно. Это его "открытие", а не учителя.
2. Открытое высказывание и аргументация собственного мнения. Только при этом условии педагог получит реальную обратную связь, а не "красивые слова", которым сам же детей и научил.
3. Применение знаний на практике, многократное повторение в деятельности (хотя бы игровой). Желательно, чтобы использование нужных педагогу понятий было не целью игры, а ее средством. Тогда материал занятия будет усвоен гораздо глубже.

Эффективные формы проведения занятий по "Азбуке нравственности":

– Игры – практикумы;
– Ролевая игра;
– Театрализованное занятие;
– Диспут;
– Тренинги.

Одним из важнейших способов нравственного образования, наряду с традиционными, является тренинг, так как имеет не только теоретическую, но и практическую составляющую. Тренинг – это практическая игровая ситуация, в которой учащиеся могут попробовать реализовать себя в разных ипостасях, побывать в роли "морального противника", поработать "экспертом" и дать оценку происходящему.

– Отдай! Это мой карандаш!
– Не твой! Я его из дома принесла!..

Конфликты, к сожалению, часть повседневной жизни. Дети (особенно маленькие) научатся гораздо большему не из наших слов обо всем этом, а если увидят, как мы, взрослые, на деле отвечаем на агрессию и конфликт. Если спросить детей: "Что бы вы сделали, если бы вас кто-нибудь толкнул?", то ребята обычно отвечают: "Я бы тоже толкнул его". Как правило, дети не видят никаких альтернатив насилию. Используя тренинговые упражнения, мы учим детей формировать свои собственные альтернативные варианты решения конфликтов. Они узнают, что таких альтернатив намного больше, чем им казалось раньше. Благодаря своей связи с реальной жизнью, процесс исследования альтернативных решений конфликтной ситуации учит детей ненасильственному разрешению конфликтов, помогает им прояснить свои собственные ценности, что является необходимым условием творческого разрешения конфликтов. Когда дети работают вместе, общаются и поддерживают друг друга, у них развивается чувство взаимного уважения и желание вместе решать проблемы. Так, применяя упражнение "Ситуация", дети анализируют и решают проблемы, используя литературные источники, например: Что должны сделать герои сказок – Маша и три медведя, Красная Шапочка и Серый Волк; Волк и три поросенка – чтобы всегда жить дружно? Или жизненные ситуации, например: Мимо проходил одноклассник и столкнул с твоей парты учебники. Твои действия?

При выполнении этого упражнения мы используем некоторые приемы ролевой игры:

"Замри"! – прием, который позволяет остановить ситуацию и разобраться, почему герои поступают именно так или что они чувствуют по поводу происходящего; 

"Поменяйтесь ролями" – прием, который помогает детям взглянуть на обе стороны конфликта, пережить состояние своего оппонента, понять точки зрения друг друга.

На уроках "Азбука нравственности" система нравственных ценностей рассматривается через пословицы и поговорки, которые заставляют детей задуматься над своими поступками, помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе, передающиеся из поколения в поколение. Рассматривая различные качества людей на уроках, мы используем игровые ситуации, помогающие детям лучше запомнить информацию, когда ребенок не только слышит, но и имеет возможность потрогать изучаемый объект. Так, например, для усвоения понятия "сердечность" выполняется упражнение "Мягкое сердце" (для его выполнения необходима мягкая игрушка в виде сердца). Дети вспоминают, какого человека можно назвать сердечным (того, кто умеет любить других). Затем учитель говорит: "Но, к сожалению, на земле есть люди, которые не умеют любить, потому что их сердце зачерствело. Их называют бессердечными". Показывая игрушку-сердце, предлагает детям поучиться делать свое сердце мягким и любящим, дает потрогать сердечко и просит детей перечислить, кому бы они хотели послать свою любовь при помощи мягкого сердца (это могут быть: мама, папа, друзья и даже любимые игрушки). Держась рукой за сердце, дети представляют свое собственное сердце таким же мягким, как то, за которое они держатся. И из этого мягкого сердечка можно послать лучики тепла и света всем тем, кого хочется любить.

Игры-практикумы широко используются педагогами на занятиях, особенно по прикладным темам: "Разговор по телефону", "Как вести себя в гостях". Но эта форма проведения занятия – лишь ступень к более эффективной интерактивной игре.

В интерактивной игре ученики одновременно и участники, и зрители. Педагогом задается только сюжет, общая канва, а роли и их исполнители могут меняться. Реплики героев рождаются спонтанно, вызывая живой отклик у других участников игры.

Театрализованное занятие при деятельностном подходе отличается от обычной инсценировки тем, что дети, работая в группах, сами развивают сюжет, заданный учителем, сами распределяют роли, сочиняют поступки героев, реплики и концовку сюжета. Педагогу следует вовремя заметить и помочь разрешить затруднения в группах, связанные со столкновением интересов, вовремя направить мысль детей в нужном направлении и оказать дозированную помощь в реализации замысла.

Наиболее трудна для педагога последняя из перечисленных форм эффективного занятия по "Азбуке нравственности" – диспут (лат. – спор, полемика).

Главная ценность урока-диспута состоит в том, что в нем формируется диалектическое мышление школьников. Но такие уроки позволяют решать и многие другие педагогические задачи:

– вовлекают в непринужденный, живой разговор учеников и этим помогают избежать формализма в знаниях;
– учат высказывать свое мнение и обосновывать его; 
– приучают к диалогу, то есть обучают вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы – а это все важно для нас сейчас, в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений;
– активно способствуют превращению знаний в убеждения.

На основе программы курса "Азбуки нравственности" для 4 класса были намечены примерные темы, в рамках которых возможна организация диспута:

– "Помощь – это всегда хорошо?" (тема "Что такое взаимопомощь?)
– "Допустим ли обман?" (тема "Против лжи и нечестности")
– "Нужен ли в наше время ручной труд?" (тема "Как быть трудолюбивым")
– "Если кто-то не похож на тебя, надо ли его уважать?" (тема "Что такое уважение?")
– "Можно ли менять правила по ходу игры?" (тема "Правила для всех")

План проведения диспута:

1. Выбор проблемной темы.
2. Разделение класса на 2 группы ("ДА" и "НЕТ").
3. Подготовка групп.
4. "Аргументы и факты" (выступления групп).
5. "Каверзные" вопрос.
6. Приход к "консенсусу" (общий вывод по проблеме).
7. Итоги занятия.

В результате деления класса формируем 2 группы.

Группа "ДА" поддерживает утверждение либо дает утвердительный ответ на проблемный вопрос.
Группа "НЕТ" отрицает утверждение либо дает отрицательный ответ на проблемный вопрос.

После того, как группы "спорщиков" сформированы, они получают большой лист бумаги (на первых порах достаточно одного листа А4) и несколько карандашей, ручек, фломастеров. С помощью педагога либо самостоятельно учащиеся формулируют тезис, который будут доказывать, и записывают его вверху листа. Естественно, что тезисы у двух группы противоположны. Далее преподаватель объясняет, что под тезисом участники группы пишут аргументы, доказывающие правоту своей позиции. Чем больше аргументов, тем сильнее позиция. На подготовку группам дается около 10–15 минут.

От этапа подготовки во многом зависит успех проведения диспута, поэтому педагог должен ни на минуту не выпускать группы из поля зрения, переходя от одной к другой и контролируя ситуацию. Аргументы, которые собирается привести группа в защиту своего утверждения, также должны быть внимательно отслежены педагогом. При возможных затруднениях следует направить мысль детей в нужное русло, но не прямой подсказкой. Не должно быть ни малейшего ощущения навязывания чужой воли.

Кроме этого, каждая группа готовит один или несколько "каверзных" вопросов соперникам. Но в первое время проведения диспутов, когда дети могут затрудняться с этим видом заданий, "каверзные" вопросы может приготовить и задать "от себя" сам педагог.

Когда обе группы готовы, начинается собственно полемика: группы поочередно озвучивают свои тезисы и приводят аргументы в их пользу. Защиту можно провести либо перекрестно, когда участники по очереди обмениваются аргументами, выражая согласие или несогласие с аргументом соперника, либо можно предоставить слово сначала одной группе, потом другой для полного оглашения доказательств.

Во время защиты участники групп могут дописывать на свой лист доказательства, которые только сейчас пришли им в голову, и также использовать их в споре. После выслушивания позиций друг друга учащиеся (либо учитель) задают свои "каверзные" вопросы, чтобы соперникам пришлось искать новые доказательства в защиту своей точки зрения. Когда аргументы иссякнут, учителю следует ненавязчиво подвести детей к необходимости вывести общее мнение по вопросу, прийти к "консенсусу". После чего можно пожать руки соперникам в споре.

В конце ведущий подводит итог дискуссии. Полезно предложить учащимся (в начале урока) записывать факты, содержащиеся в высказываниях, в таблицу. Для этого следует заранее дать каждому ее форму. Далее по этим материалам можно написать сочинение и сделать вывод.

Очень важно зафиксировать полученное в результате спора общее мнение. В качестве итога работы класса могут выступить:

– Памятки для всего класса;
– Оформление плаката в группах;
– Написание рассказа, сочинения на следующем занятии или дом;
– Рисунки – дома либо в конце занятия.

Итак, на основании опыта применения нестандартных форм занятий по курсу "Азбука нравственности" можем сделать некоторые выводы:

1. Деятельностный подход в преподавании курса повышает его эффективность и способствует более глубокому усвоению учащимися предполагаемых знаний и умений.
2. Проведение диспутов, как одной из форм реализации деятельностного подхода, необходимо в курсе "Азбуки нравственности".
3. Организация диспута является нелегким, но вполне возможным делом для учащихся 3–4-х классов. Польза от его проведения гораздо больше возможных рисков и затруднений.

Смысл воспитания заключается сегодня в том, чтобы сформировать отношение человека к миру, самому себе, выработать умение самоопределиться в ситуациях нравственного выбора. В современной системе образования это достигается воспитывающим обучением, то есть системой занятий, направленных на организацию самопознания, на осознание, осмысление и выработку собственных норм и ценностей.