Этнокультурная модель социализации сельских школьников белорусской национальности

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Воспитание любви к родному краю,
к родной культуре, к родной речи –
задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать.

Д.С.Лихачев

Корни человечества лежат в той почве,
которая его взрастила, в той среде ,
где он вырос, но ветви он может устремлять
во всех направлениях,
и они покроются листвой и цветами.

И.А.Абашидзе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тургеневская средняя общеобразовательная школа» Баяндаевского района Иркутской области расположена на территории МО «Тургеневка».

Уникальность школы заключается в том, что она находится в селе, богатом народными белорусскими традициями, обычаями, нравами, имеющим большое культурно-историческое наследие. Но в силу ряда социальных причин происходит постепенное разрушение национальной колоритности. Исторически сложилось так, что именно школа является фундаментом при формировании национального самоопределения личности. Поэтому коллектив МБОУ Тургеневксая СОШ, опираясь на белорусскую культуру, помогает обучающимся пройти путь самореализации и адаптации в современном обществе через освоение культуры своего народа. Формирование этнокультурной компетенции – одна из главных целей профессиональной деятельности учителей нашей школы, каждое занятие которых – это творческая мастерская изучения белорусского прошлого, настоящего и нахождение точек культурного развития нации.

В стремлении сохранить народные истоки в образовательной системе школы коллектив выделяет, опираясь на президентскую национальную инициативу «Наша новая школа», следующие приоритетные направления:

– развитие образовательной системы, основанной на ценностях и традициях белорусской культуры;
– формирование воспитательной системы школы на основе культурных традиций белорусского народа и становления гражданского сознания; национального «культуротворчества», способствующего:

– участию обучающихся в социально-значимой деятельности;
– интеграции этнокультурных эффектов, получаемых в процессе дополнительного образования личности в социуме;
– взаимодействию школы с социокультуными учреждениями села;
– фокусированию всей образовательной деятельности школы в целевом стратегическом направлении и системном развитии учреждения.

Образовательный процесс, базирующийся на традициях и ценностях белорусской народной культуры, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, в социуме и семье.

Воспитывающее значение культуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих  и национальных ценностей, но и получением эффекта включения личности в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие его вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе. Многообразие чувств и суждений проявляется у человека только тогда, когда расширяется  круг его познания и общения: с другими людьми, взглядами и традициями, далекими и близкими эпохами. Культура входит в систему личностных потребностей и представлений, это та основа, которая позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, малой Родине. Народная  культура осваивается в учреждении в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, реальном освоении традиций, обычаев, ремесел; изучении предметов быта. Через приобщение к народной культуре ребёнку также предоставляется возможность попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Он пробует петь, плясать, рисовать, мастерить, играть, принимать гостей, готовить пищу, все это способствует гармоничному развитию личности ребёнка, а также формированию навыков межличностного общения.

Воспитательная работа Тургеневской школы в контексте этнокультурного образования представлялась на районном семинаре педагогов дополнительного образования в 2010 году и августовской районной конференции в 2011 году.

У учреждения имеется опыт сетевого взаимодействия с национальными школами Баяндаевского района и центром дополнительного образования г Ангарск.

МБОУ Тургеневская СОШ  имеет хороший кадровый потенциал и развивающуюся материально-техническую базу для реализации этнокультурного образования. Социологический опрос обучающихся и родителей показывает востребованность распространения содержания и форм работы школы в области этнокультурного образования личности.

В школе организована системная совместная деятельность  детской, педагогической и родительской общественности.  Осуществляется такое управление учреждением, которое вовлекает всех участников образовательного процесса в совместные социально-значимые КТД этнокультурной направленности. Особо важную роль  в этом играет орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников «Школьная рада».

В учебном процессе этнокультурный компонент реализуется:

– предметами школьного компонента, позволяющими углубленно изучать культурные традиции белорусского народа, воспитывать гражданственность, патриотизм, народность;
– отбором содержания предмета с целью усиления его духовного и патриотического потенциала;
– интеграцией и координацией всего учебного процесса по освоению культуры белорусского народа;
– внедрением новых образовательных технологий.

В воспитательной работе этнокультурный компонент реализуется:

– духовно-нравственным и патриотическим воспитанием, направленным на формирование ценностей, возрождение исторической памяти человека;
– приобщением школьников к традиционной культуре;
– закреплением и развитием сложившихся в школе традиций.

Нормативно-правовая и документальная основа этнокультурной деятельности школы:

  1. Закон «Об образовании».
  2. Президентская национальная инициатива «Наша новая школа».
  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  4. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Тургеневская средняя общеобразовательная школа».
  5. Программа развития школы.

Представляемая этнокультурная модель учебно-воспитательной деятельности учреждения является концептуальной и методической основой для социализации сельских школьников с учётом культурно-исторических, социально-экономических, демографических и иных особенностей села, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Это осуществляется через конкретизацию задача, выбор ценностей, содержания, определение планируемых результатов, а также форм воспитания школьников, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в деятельности объединений, творческих клубов.

Цель и задачи

Цель: создание условий для позитивной социализации детей белорусской национальности в условиях сельской школы.

Задачи:

  1. Повысить уровень профессионализма педагогов, через включение их в инновационную, исследовательскую, экспериментальную сферы деятельности образовательного учреждения по реализации этнокультурного компонента.
  2. Сформировать программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в рамках этнокультурного направления.
  3. Совершенствовать модели управления, соуправления и самоуправления при реализации коллективных творческих социально-значимых дел.
  4. Развивать систему дополнительного образования детей через включение и интеграцию социокультурных учреждений села.
  5. Модернизировать учебно-воспитательную систему образовательного учреждения с целью освоения  этнокультурной компетенции белорусскими школьниками и устойчивой реализации её в современном обществе.
  6. Повышать интерес у обучающихся к познанию и изучению поликультурного пространства Баяндаевского района.
  7. Осуществлять учебно-воспитательный процесс этнокультурной направленности через проектную деятельность, элективные курсы, направленные на изучение белорусских национальных ценностей.

Этнокультурная модель социализации детей белорусской национальности

Описание модели

Факультативная деятельность

Элективный курс Цель Продукт
Чтение – лучшее учение
(2-3 классы)
Изучение сказок белорусских писателей Рабочая тетрадь
Родная белорусская речь (5 класс) Ознакомительный курс с белорусской грамматикой, через элементы разговорной белорусской речи Рабочая тетрадь
Основы проектной деятельности «Исследование социума села Тургеневки» ( 8-9 классы) Изучение национального, возрастного состава и исследование демографической ситуации населения Публикация
МХК (8 класс) Изучение белорусской культуры Рабочая тетрадь
Музейное дело (10-11 классы) Сбор краеведческого материала, изучение архивных документов, экскурсионная деятельность Обновление экспозиций
Беларуская вёска Изучение этапов развития белорусского села Тургеневка Публикация, рабочая тетрадь
Метапроект – эстафета «Книга жизни» Изучение истории сибирских белорусов в системе уроков Брошюра

Внеурочная деятельность

Все традиционно выделяемые направления внеурочной деятельности в учреждении, помимо своей основной решаемой задачи, решают интегрированную задачу становления этнокультурной компетентности личности, так как реализуются через содержание и формы этнокультурной направленности. Таким образом, процесс освоения школьником этнокультурного содержания оптимизируется и становится более эффективным и результативным, а также целостным, системным.

В конце учебного года осуществляется подведение итогов образовательной деятельности школы этнокультурной направленности на общешкольном фестивале «Неделя белорусской культуры».

Направление Мероприятия Формы работы Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное Проект-поход:
– начальная ступень «Тропинками ремесел»;
– средняя ступень
«К источнику»;
– старшая ступень
«К родным истокам»
Экскурсии по родным местам Гармоничное развитие личности ребёнка, формирование физически здорового белоруса, активизация познавательного интереса школьника к освоению культуры родного края
Художественно-эстетическое Проект-фестиваль
«Диалог культур»
Проект
«Кааб не перасыхала крынiца»
Фольклорная группа «Рушничок»
Занятие в театральном, музыкальном, декоративно-прикладном кружках; создание творческих проектов, посещение выставок Развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Гражданско-патриотическое Проект «Взгляд в прошлое» Работа в музее, экскурсии Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям своего и других народов
Научно-познавательное Фестиваль семейных заочных проектов
«Моя родословная»,
«Белорусское блюдо»,
«Белорусский национальный костюм»;
Конференция-телемост «Экскурсия по Белоруссии»
Работа с родителями, проектирование, мини-исследования, работа с презентациями. Становление национального самосознания и исследовательских способностей личности через освоение семейных национальных ценностей
Социальное направление Мастер-классы
«Деревянное кружево»,
«Белорусское блюдо»,
«Национальные ремесла»
Беседы, встречи с людьми Воспитание позитивного отношения к национальному  творческому труду

Планируемые результаты учебно-воспитательной деятельности обучающихся этнокультурной направленности в МБОУ Тургеневская СОШ

Общий ожидаемый результат:

Позитивная социализация обучающихся – белорусов в условиях сельской школы.

Диагностика эффективности деятельности:

Основные результаты реализации этнокультурной модели оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного потенциала личности.

Мониторинг социальной компетентности, позволяющей личности жить в поликультурном обществе

Факультативная деятельность

Компетенции ученика

Показатели

Инструментарий

Учебно-познавательная Умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, конкретизировать фактический материал с целью получения из него новой информации Педагогическое наблюдение; методики изучения познавательных интересов
Информационная Умение использовать информационные источники для накопления жизненного опыта Анкетирование, соц. опрос, изучение продуктов деятельности
обучающихся
Ценностно-смысловая Умение использовать полученные знания в реальной жизни в соответствии со своими ценностями и смыслами Педагогическое наблюдение, соц. опрос, беседы, интервью

Внеучебная деятельность

Компетенции ученика

Показатели

Инструментарий

Толерантность Уважение к другим культурам, языкам, религиям, принятие различий национальных культур Баяндаевского района Методики изучения толерантности обучающихся, тестирование, наблюдение за поведением личности в образовательных и жизненных ситуациях, беседа, диспут
Коммуникативная Умение общаться с другой личностью, знание и применение демократических коммуникативных правил общения Педагогическое наблюдение, диалоговое взаимодействие, дискуссии.
Этнокультурная Знание  и реализация ценностей и традиций белорусского народа, знание и уважение ценностей и традиций других народов (буряты, русские), желание и способность конструктивно взаимодействовать с другой культурой. Методики изучения нравственного потенциала, анкетирование, педагогическое наблюдение