Урок здоровья "От болезней всех полезней"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель:

  • Развивающая – дать детям представление о закаливании, его пользе для здоровья.
  • Воспитывающая – убедить учащихся в необходимости здорового образа жизни.

Задачи:

  • познакомить с правилами и видами закаливания;
  • развивать стремление вести здоровый образ жизни;
  • побуждать к применению закаливающих процедур.

Форма проведения: коллективное решение.

Оборудование: плакаты; магнитная доска; шарики, вырезанные из цветной бумаги номерки для разбивки на группы; карточки с пословицей (“разрезанной” на отдельные слова); белая бумага; цветные карандаши или фломастеры.

Ход мероприятия

I. Введение в тему:

Ученица: Сегодня много говорят о здоровье и не только говорят, но и пытаются что-то делать. Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующего его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Здоровье вместе с другими составляющими личности: умом, чувствами, волей, способностями образует ее единство и целостность. Сейчас даже наше правительство, наш президент обратили внимания на здоровье населения. Но чтобы ни предпринималось, мы сами в ответе за наше здоровье.

1. Соберите пословицу. (Работа в группах.)

Учитель: Пожалуйста, соберите известную пословицу о здоровье. Вы будите работать в группах по четыре – пять человек. На обдумывание – три минуты.

(Пословица “разрезана” на отдельные слова. Учащиеся собирают пословицу: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”.) Осуждение с детьми.

А теперь помогите мне, продолжите пословицу.

Здоров будешь – …”.Кто продолжит? (Учащиеся высказывают свои варианты, затем учитель открывает вторую часть плаката.) “Все добудешь”.

2.. Определение понятия “здоровье”.

Ученица: А, вообще, что само слово “здоровье” обозначает? Пожалуйста, подумайте и ответьте мне на мой вопрос?

Учитель: А вот какое определение “Здоровью” я нашла в толковом словаре Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю.) “Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие”.

II этап. Определение проблемы.

Учитель: Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его? Наверное, нет, так как не можем прожить без тех или иных болячек, ОРЗ, гриппа и так далее. И сегодня мы попытаемся определить некоторые шаги, которые помогут поддержанию и укреплению нашего здоровья.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о закаливании, узнаем о видах и правилах закаливания.

Начну я свой рассказ с одной истории, которая произошла в стране Ватных Одеял. Сядьте все поудобней и слушайте.

Учитель читает сказку “В стране Ватных одеял”:

Давным-давно в стране, называемой страной Ватных Одеял (все жители этой страны ходили, закутавшись в ватные одеяла), жила королевская семья. Все было у этой семьи, и только одно обстоятельство мешало ее членам быть счастливыми по-настоящему: сын короля и королевы, маленький принц, очень часто болел. Родители не жалели денег на самые теплые одеяла в стране, но болезни не отступали.

Но вот однажды в этой стране появился врач, который очень хорошо лечил всех куталок (так назывались жители страны Ватных Одеял). Король сразу же пригласил его во дворец, чтобы он осмотрел принца. Осмотрев мальчика, доктор сказал, что причина его болезни в изнеженности, и распорядился, чтобы принц перестал кутаться в одеяла, спал всегда с открытой форточкой, гулял в любую погоду по парку, ходил в лес, почаще бегал босиком по траве, по влажному песку.

Вскоре принц перестал болеть, и король сделал врача главным министром. Это не понравилось остальным придворным. Они стали нашептывать королю, что врач очень жестоко обращается с принцем и хочет его погубить.

Врач был казнен по приказу короля. Принца стали снова закутывать в одеяла, запретили ему ходить босиком, приказали закрыть в его комнате все форточки, перестали пускать на прогулки.

Очень скоро принц опять начал болеть…

Беседа с детьми.

Как справился с болезнью придворный врач?

(Дети отвечают на вопрос, учитель на доску вывешивает слова:

– прогулки в любую погоду;
– хождение босиком по влажному песку, по траве;
– спать с открытой форточкой;
– одеваться по погоде.

Как назвать, одним словом все эти действия? Что предложил придворный врач? (Закаляться.) А элементами закалки являются закаливающие процедуры. (На доску вывешивается надпись: закаливающие процедуры.)

– Послушайте рассказ о том, как проводит свое утро девочка Таня:

(Стихи читают дети.)

По утрам и вечерам
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею,
Уши вымою и шею.
Пусть течет водица -
Я хочу умыться.

Посильнее кран открыла
И взяла кусочек мыла,
Пышно пена поднялась-
Смыла с рук и пыль и грязь.

Полотенчиком махровым,
Полотенцем чистым, новым
Вытру, плечи, шею.
Чувствую себя бодрее!

Чищу зубы пастой мятной,
Ароматной и приятной.
Щеткой действую умело,
Зубы будут очень белы!

– Поднимите руки, кто сегодня умывался и чистил зубы?

Расскажите, как проходит ваше утро?
– А как вы думаете, эти процедуры закаливают наш организм?

(На доске вывешивают слова: – умывание прохладной водой;

– полоскание горла водой комнатной температуры.)
– Послушайте стихотворение о том, что делает по утрам девочка Юля:

Воду в тазик я налью,
Горстку соли растворю,
Лучше соли не простой,
А особенной морской!
Мама мягкой рукавицей
Оботрет меня водицей,
Спину, руки, шею, грудь.
Скажет мне: “Здоровой будь!”

– Можно обтираться специальной махровой рукавичкой. Для этого в таз наливают прохладную воду, растворяют в ней щепотку морской соли и, смочив рукавицу в воде, обтирают плечи, руки, ноги, шею и грудь. Это очень полезная процедура – ведь к коже приливает кровь, кожа слегка краснеет, улучшается кровообращение. Вы сразу чувствуете себя бодрыми и веселыми. После обтирания нужно насухо растереть кожу махровым полотенцем.

(На доске вывешивают слова: обтирание.)

– Послушайте, как еще можно начать утро:

Утром я едва проснусь –
Сразу в душе обольюсь.
На веселый летний дождь
Душ немножечко похож.
Он поет, журчит, звенит-
Веселит он и бодрит.
И ленивый, сладкий сон
Струйками прогонит он!

– Ребята, а кто-то из вас принимает по утрам душ? Расскажите, как вы это делаете? Какую воду выбираете: теплую или прохладную? Принимаете ли вы душ каждое утро? (Ответы детей.)

(На доске вывешивают слова: обливание прохладной водой.)

Одна из замечательных закаливающих процедур – мытье ног прохладной водой. Особенно приятно и полезно мыть ноги на ночь – во-первых, смоете с ног пот и грязь, а во-вторых, будите крепче спать. Ведь мытье ног на ночь благоприятно действует на сон!

(На доске вывешивают слова: мытье ног на ночь.)

– А сейчас представьте, наступило лето, мы на берегу реки…

Физкультминутка “Пловцы”.

К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись и домой.

– Ребята, как вы думаете, когда мы купаемся летом в реке или на озере, наш организм закаляется? (Ответы детей.)

(Вывешиваются слова: купание в открытых водоемах.)

После купания можно принимать воздушные и солнечные ванны. Воздушные ванны принимают под тенистыми деревьями. На солнце проводят вначале 5–10 минут (обязательно с покрытой головой), когда организм привыкнет к солнечным лучам, можно подольше времени быть на солнце.

(Вывешиваются слова: воздушные и солнечные ванны.)

– Посмотрите на доску, о скольких видах закаливания мы вспомнили.

Звучит музыка.

В класс заходит Профессор Закалкин.

– Здравствуйте, дорогие ребята. Я пришел сегодня к вам в гости для того, чтобы поговорить о закаливание. Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей.)

Закаливание – это тренировка, помогающая организму сопротивляться неблагоприятным погодным условиям (холоду, жаре, слякоти, сквознякам).

“Правила закаливания”.

Учитель: Для того чтобы закаливание было эффективным, следует соблюдать определенные правила:

(На доску вывешивают правила закаливания.)

Первое правило:

Если хочешь быть здоровым,
Прогони подальше лень.
Если начал закаляться,
Закаляйся каждый день.

Закаливание должно быть ежедневным, постоянным. Делать водные процедуры нужно каждый день, без пропусков. Для этого нужна не малая сила воли.

Второе правило:

Вышел сразу на мороз –
Весь до косточек промерз.
Закаляйся постепенно.
Это для здоровья ценно.

Закаливание должно быть постепенным, лучше начинать с воздушных процедур: умываться и делать зарядку в одних трусиках при комнатной температуре, 15–20 минут. Следить, чтобы на коже не появлялись “пупырышки”, надо сразу одеться.

Обливание следует начинать с теплого душа, постепенно снижая температуру воды на 1 градус каждые два-три дня, доведя ее до 15–18 градусов.

Третье правило:

Если закаляться – в радость,
Вам простуда – не подружка.
Вы здоровье берегите.
Это, дети, не игрушка.

Закаливание должно быть приятным. Нельзя мерзнуть на морозе, загорать до ожогов, купаться до гусиной кожи.

Правила, эти помните, дети.
Будьте здоровы и не болейте!

Задание от профессора “Зашифрованное письмо”.

Ребята! Я получил зашифрованное письмо, а ключа к нему у меня нет. Вы мне не поможете его расшифровать и прочесть.

(Дети расшифровывают слова “Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!”)

– Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)

– Людям, которые закаливаются, здоровье дает именно природа, ведь солнце, воздух и вода – это неотъемлемые ее части. Общение с природой доставляет радость, повышает настроение, успокаивает, а значит, оздоравливает.

Песня “Закаляйся”.

Закаляйся, если хочешь быть здоров,
Постарайся, позабыть, про докторов,
Водой холодной обливайся,
Если хочешь быть здоров!

Всех полезней солнце, воздух и вода,
От болезней помогают нам всегда.
От всех болезней нам полезней
Солнце, воздух и вода!

Подведение итога.

Учитель: Ребята, а вы согласны со словами: “Кто с закалкой дружит, никогда не тужит”?

– Как вы думаете, как выглядит здоровый и закаленный человек, какими признаками он должен обладать?

Задание.

Выберите шесть признаков для характеристики здорового человека:
– Очень редко болеет.
– Имеет чистую кожу, блестящие глаза и волосы.
– Всегда носит теплую одежду.
– Хороший, спокойный сон.
– Всегда отличное, “солнечное” настроение.
– Имеет бледный вид, тусклый взгляд.
– Если заболел, то быстро поправляется.
– Может без одышки пробежать 2 километра.
– Постоянно раздражителен.
– На уроках собран и внимателен.
– Излишне не утепляется.

Учитель: Как вы думаете, хорошее у вас здоровье? Можете ли вы себя назвать закаленными?

Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Мы сегодня вспомнили все виды закаливания, профессор рассказал о том, как правильно закаливаться.

Профессор Закалкин:

Если вы прямо с завтрашнего дня начнете закаливающие процедуры и будите выполнять их каждый день, то будите здоровыми и закаленными людьми. А напоследок я предлагаю вам прочитать пожелание для всех.

(Плакат с лабиринтом на доске со словами “Желаю крепкого здоровья!”)

Задание на дом.

Нарисовать здорового и закаленного человека и его друзей (солнце, речку, полотенце, душ, мыло, зубную щетку и т. д.).

Приложение.