Технические средства обучения в практике образовательной деятельности

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека.

В учебном процессе важную роль играют технические средства обучения. Главная задача их применения – повысить эффективность обучения и оптимизировать учебный процесс в связи с модернизацией российского образования. Это выдвигает новые требования к подготовке учителя-предметника, ставит перед ним новые проблемы, заставляет осваивать новую технику и создавать новые методики преподавания, основанные на использовании современной информационной среды обучения.

Технические средства обучения (ТСО) – совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Таким образом, ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.

Дидактические функции ТСО:

  • Уменьшение затрат времени;
  • Передача необходимой для обучения информации;
  • Рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
  • Обеспечение деятельности учащихся и педагога.

К ТСО предъявляют разносторонние требования:

  • функциональные,
  • педагогические,
  • эргономические,
  • эстетические,
  • экономические.

Степень применения компьютерной техники в образовательном учреждении зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов обучающихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличных средств, программно-методического обеспечения.

Условно выделяют три уровня использования ТСО:

  • эпизодически;
  • систематический;
  • синхронный.

Школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Зуевка предоставляет широкие возможности для организации изучения информационных технологий. В школе имеется 2 кабинета информатики, видеотелеконференцсвязь, современные ТСО установлены в кабинетах большинства учителей-предметников, в библиотеке, на рабочих местах администрации. Все компьютеры школы объедены в локальную сеть с подключением к сети Интернет по выделенной линии.

У школы создан и работает Web-сайт, функции которого заключаются не только в предоставлении информации и общении между учениками, но и в получении обратной связи. С этого учебного года школа является методическим центром района, многие учителя нашей школы являются руководителями районных методических объединений. В связи с этим, возникла потребность в общении не только учитель – ученик, но и учитель – учитель. Данная проблема разрешилась созданием Web-страниц учителей школ района. Это позволяет проводить дополнительные, не выездные, заседания РМО, получать консультации, решать насущные проблемы.

В 2010-2011 учебном году инновационной формой работы в районе является сетевое взаимодействие, которое немыслимо без использования средств ТСО.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой наиболее благоприятную сферу для применения современных ТСО и информационных технологий. В процессе преподавания физики, информационные технологии могут использоваться в различных формах. В своей практике я применяю ТСО и информационные технологии во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.

ПК, несомненно, незаменимый помощник. Я его использую в разных целях:

– для индивидуализации учебного процесса,
– как средство наглядности учебного процесса,
– путь поиска информации из самых широких источников (Интернет),
– способ моделирования изучаемых процессов или явлений, организации коллективной и групповой работы (проекты) и др.,
– средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического сопровождения урока, т.е. использование компьютера для подготовки необходимых материалов (поурочное планирование, методические разработки, индивидуальные задания, контрольные и другие виды работ) и т.д.

Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

– разработка и применение мультимедийных сценариев уроков;
– применение готовых мультимедийных курсов, обучающих программ, энциклопедий;
– проверка знаний на уроке;
– внеурочная деятельность.

Разработка и применение мультимедийных сценариев уроков

Сценарий урока представляет собой его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии применяются на уроках разного типа.

В этих сценариях я применяю разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной, а динамичной, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, а с возвратом.

Применение готовых мультимедийных курсов, обучающих программ, энциклопедий

Обучающие программы предоставляют возможности компьютерного моделирования опытов и экспериментов в игровой форме. Учащиеся самостоятельно могут сконструировать атом, увидеть, как возникает невесомость в движущемся лифте, как движется броуновская частица. На глазах ребенка происходит процесс диффузии и т.д. К тому же, если что-то не получилось, можно повторить все сначала. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений.

Проверка знаний на уроке

Для контроля знаний на уроке помимо традиционных контрольно-измерительных материалов мною используются специально составленные мультимедийные презентации и компьютерный тренажер "Активная физика".

Презентации, посвященные проверке знаний учеников, содержат материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Еще один способ использования ТСО – это компьютерное тестирование, которое дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к пропущенным вопросам и сделать «работу над ошибками». Мною разработаны некоторые компьютерные тесты («Электрическое поле», «Механические волны», «Молекулярная физика», «Изменение внутренней энергии», «Модели атомов» и др.) с выбором ответа, которые я применяю, проводя урок в компьютерном классе.

Внеурочная деятельность

Много новых возможностей ТСО открывают для проведения внеурочной работы с детьми: подготовка и проведение традиционной научно-практической конференции в школе (оформление и защита проектов и исследовательских работ), подготовка к естественно-научному турниру школьного и муниципального уровней, подготовка к олимпиаде по предмету, различные конкурсы. Данное направление содержит в себе задания, выполнение которых предполагает не только непосредственное общение ученика с учителем, но и посредством электронной почты.

В каждом классе есть такие ученики, которые при прохождении нового материала по некоторым темам по заданию учителя заранее готовят к уроку презентации, для чего самостоятельно ведут поиск в сети Интернет, сканируют необходимые рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал. Учитель при этом дает необходимые пояснения и комментарии. В качестве примера можно привести несколько таких тем: простые механизмы, виды теплопередачи, устройство атомного реактора, электрические двигатели и т.д.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение ТСО и информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету.

Внедрение в образование современных ТСО повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей, в том числе и меня, в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Но как бы ни использовались современные ТСО, личность учителя всегда играет главенствующую роль.

Приложение 1