Урок русского языка по теме "Большая буква в именах собственных". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • закрепить и углубить знания учащихся о написании имен собственных,
  • способствовать более прочному и осознанному усвоению изученного на уроке материала,
  • развивать речь, фонематический слух, зрительные навыки,
  • воспитывать активность и внимание учащихся, аккуратность, интерес к родному языку, к родному краю.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, шаблон генеалогического древа.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Давайте вспомним!

Что является речевым средством общения?
Какой бывает речь?
Из чего состоит наша речь?
Из чего состоят предложения?
На что мы делим слова?
Из чего состоят слоги?
Какие бывают звуки?
Сколько гласных букв?
Сколько гласных звуков?
Какими бывают гласные?
Какими бывают согласные?
Какие буквы не обозначают звука?
Каким бывает мягкий знак?
В каких случаях пишется разделительный мягкий знак?
С какой частью речи мы уже знакомы?

На какие вопросы отвечают имена существительные? Какие им. Существительные отвечают на вопрос что? Кто? Какими ещё бывают имена существительные?

МОЛОДЦЫ!!!!!

У: Тему нашего урока, ребята, поможет узнать задание, которое вы сейчас выполните.

Решите ребусы: карандаш тетрадь пенал ученик

У: Посмотрите внимательно на слова и скажите, какое слово “лишнее” и почему?

Д: “Лишнее слово карандаш, так как во всех остальных словах непроверяемая безударная гласная Е.

У: Правильно, ребята

У: Что у нас получилось?

Д: У нас получился флаг Приднестровской Молдавской Республики , один из символов нашего государства.

У. Какие ещё символы есть у каждого государства? ( герб и гимн)

У. Чем для каждого из нас является Приднестровье? ( Родиной)

У. Составьте, пожалуйста, предложение со словами Родина и Приднестровье.

Д. Приднестровье – Родина моя!

У: Прочитайте предложение.

У: Что заметили?

Д: Это предложение восклицательное, два слова в нем записаны с большой буквы, так как это имена собственные.

У: Запишите красиво и правильно это предложение.

III. Сообщение темы урока

У: Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Д: Речь пойдет об именах собственных.

У: Да, ребята, мы сегодня обобщим знания об именах собственных. Ваша задача – не только знать правило написания имен собственных, но и уметь применять его.

Тема урока: “Заглавная буква в именах собственных”

Работа над темой

1.

У. Назовите столицу нашей республики.

Д. Город Тирасполь.

У. В каком городе мы живём? – (записываем)

По какой улице находятся эти здания? Наша школа?

Д. Улица Строителей. (проверочное слово – стройка)

Название каких улиц в нашем городе вы ещё знаете?

Какие имена собственные пишутся с заглавной буквы?

Как вы усвоили этот материал мы сейчас проверим . Проверим себя. (слайд 15)

Молодцы, а теперь немного отдохнем. Физкультминутка (слайд 16)

2. Игра “Назови своё полное имя”

У: Как только ребёнок появляется на свет, родители дают ему имя. Сейчас имён великое множество. Рождались они и у нас, и в других странах. Назовите ваши имена – полные и сокращённые.

(Дети называют своё сокращённое и полное имя)

  • Слово “имя” очень древнее. В древности люди давали только осмысленные имена.
  • Имена давались не только в детстве, но и в зрелом возрасте. При этом “детское” имя иногда жило вместе со “взрослым”.
  • Мая, Бел, Кудряш, Черныш. Эти имена даны по внешности человека.
  • Умник, Добр, Несмеяна. Эти имена говорят о черте характера человека.

Имя человека растёт вместе с ним. Сейчас , например, Андрея мы называем – Андрюша, пройдет несколько лет и мы будем его называть – Андрей, а когда вырастет – на работе его будут называть – Андрей Евгеньевич.

У: А есть ли у нас в классе дети, у которых одинаковые имена?

Д: Есть, Алина, Мария, Кирилл, Илья

У: Как называют людей с одинаковыми именами?

Д: Таких людей называют тезками.

У: Как же различать таких людей?

Д: Людей с одинаковыми именами различают по фамилии.

Словарно-орфографическая работа слов ФАМИЛИЯ

У: Слово “Фамилия” на латинском языке означает “Семья”. Запишите слово “Фамилия”. Какую работу можно выполнить с этим словом?

Д: Можно разделить на слоги, определить ударный слог, произвести звуко-буквенный анализ).

Составление из данных слогов имен девочек и мальчиков

(Показ слайда № 18).

I вариант: Составьте и запишите имена девочек.

II вариант: Составьте и запишите имена мальчиков.

“Разгадай” ребусы ( №19 – 22)

У: Кроме имени и фамилии у человека есть отчество – происхождение по отцу. Прочитайте фамилии, имена и отчества всех родственников одного мальчика Алёши.

Это генеалогическое древо. И каждый из вас дома вместе с родителями сегодня составит своё – личное древо, И следующий классный час мы проведём по теме “Генеалогическое древо моей семьи”

Работа на карточках

“Добавь имена”

Мою милую маму зовут _______________.
Мою дорогую бабушку зовут ________________.
Моего папу на работе называют __________________.
Моего дедушку уважают и зовут __________________.

Какой можно сделать вывод?

Немного отдохнём.

Физминутка для глаз.

Большая буква в кличках животных

У: Посмотрите на фотографии животных, которые живут у вас дома.

У: Как пишутся клички животных? Почему?

6. “Исправь ошибки”

(Показ слайда)

IV. Итог урока

У: Расскажите все, что вы знаете об именах собственных.

Домашнее задание: Вставь вместо точек подходящие слова.

Мы живём в республике …….. , в городе…….. .

В нашем районе протекает река …….. .

Летом мы купаемся в …….. лимане .

Мы любим свой край!