Школа здоровья: комплексный подход к здоровьесберегающей деятельности

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Идея внедрения здоровьесберегающих технологий возникла в связи с приоритетными направлениями развития образования Российской Федерации, определенными национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», в соответствии с требованиями модернизации образования и актуальными задачами повышения качества образования в школе.
Гораздо важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Это является одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни.

Исходя из целевых установок образовательных стандартов второго поколения видно, что современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, здоровый и безопасный образ жизни.

Мы все понимаем, что только здоровый ребёнок способен овладеть школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям в обучении, поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.

При этом необходимо обратить внимание именно на то, что для планирования работы и организации здоровьесберегающей деятельности необходим комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих и патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у учителей культуры здоровья.

Эффективность работы зависит от материально-технического обеспечения, и в этом направлении нашей школой, благодаря спонсорской поддержке, в 2011 году много сделано по обновлению и пополнению классов и кабинетов новой мебелью и учебным оборудованием, спортивным инвентарем. Но главное это готовность педагогов к внедрению здоровьесберегающих технологий и получению положительного результата.

С целью сохранения здоровья учащихся учителя нашей школы видят систему уроков класса в данный день, помнят и учитывают не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

Понимая, что каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции, активно внедряем в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации. «Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность.

Кроме того, проводим обязательные две зарядки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Зарядка часто сочетается с предметом и даже темой урока.

В 2011 году введен новый норматив занятий физкультурой – три часа в неделю с учётом индивидуальных особенностей детей.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности мы относимся со всей ответственностью: соизмеряем объем и сложность с возможностями ученика, предоставляем им право выбора, а иногда освобождаем от домашних заданий, если чувствуем, что учащиеся хорошо усвоили программный материал.

Наши учащиеся принимали участие в районном конкурсе социальной рекламы по здоровому образу жизни «Мы люди будущего – нам жить!», заняв II место в номинации «Жизнь без вредных привычек», а также стали победителями в номинации «Экология». Работа в данном направлении помогает сформировать бережное отношение к живой природе.
В рамках работы по программе «Разговор о правильном питании» проводятся классные часы: «Подарки осени», «Где найти витамины зимой», «Ягоды, овощи, фрукты – самые витаминные продукты и т.д. Работа в данном направлении формирует у учащихся установку на здоровый образ жизни.

Школьная столовая обеспечивает всех учащихся полноценным горячим питанием в соответствии с режимом работы школы. Организация качественного горячего питания не только благоприятно влияет на состояние здоровья учащихся, но и позволяет без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня (занятия в кружках, секциях, внеклассных мероприятиях).

Основное требование к содержанию питания – соотношения белков, жиров и углеводов, что соответствует энергозатратам детей и нормам СанПиНов. Разнообразить меню позволяет урожай, выращенный на пришкольном участке. В настоящее время не многие школы сохранили свои пришкольные участки-огороды.

Мы считаем, что роль пришкольного участка-огорода очень велика еще и в воспитании подрастающего поколения. Наши ребята принимают участие в областных конкурсах и показывают неплохие результаты. Так в конкурсе «Юннат 2009» заняли III место, в конкурсе «Юннат 2010» принимали участие в двух номинациях «Цветоводство» и «Ландшафтный дизайн и архитектура» и заняли два II места. В областном конкурсе учебно – опытных участков наш участок занял III место.

В период осенних и летних каникул в школе работает оздоровительный лагерь. Оздоровлением охвачено 100 % учащихся школы. Посещение лагеря, на мой взгляд, приостанавливает рост заболеваний пищеварительной системы и приобщает учащихся к культуре отдыха, здоровому образу жизни.

Наблюдается положительная динамика состояния здоровья обучающихся за последние годы. Сократилось количество простудных заболеваний. В школе проводится большая профилактическая работа инфекционных заболеваний. Все учащиеся школы имеют профилактические прививки.

Немаловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Проводятся не только традиционные внеклассные мероприятия, но и различные спортивные праздники: «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья». Во все мероприятия и праздники включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители.

Спортивно-оздоровительная база включает в себя: школьный стадион для активного отдыха и развивающих занятий, спортивный инвентарь, необходимый для занятий физической культурой, имеется велотренажер. В спортивных секциях нашей школы занимается 100% учащихся.

Ребята нашей школы принимают активное участие в спортивных районных мероприятиях и занимают призовые места. Так в районных соревнованиях по лыжным гонкам среди учащихся нашей школы 3 призера. В районных соревнованиях по спортивному ориентированию также 3 призера. Наши ученики также приняли участие в XXVI областной спартакиаде по лыжным гонкам.

Реальная отдача использования здоровьесберегающих технологий получится лишь тогда, когда учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. В последние годы заметно проявился интерес ко всему, что связано с растениями и оформлением ими интерьеров. И это не мода на цветы, а желание сделать красивым то место, где живем, учимся. Ведь растения создают уют, поднимают настроение, снимают стрессы. Зеленый цвет растений успокаивает человека, снижает артериальное давление. В нашей школе все утопает в зелени: и коридор, и классы.

Благотворно влияет на здоровье участников образовательного процесса проекта эстетизации школьного пространства: озеленение классов, коридора (Подбор комнатных растений, способствующих очистке воздуха от микробов). Оптимизация экологического состояния прилегающей к школе территории (Оформление цветочных клумб. Озеленение пришкольной территории). Создать благоприятную атмосферу для учащихся и их учителей – чрезвычайно благородная задача. Она посильна только дружному коллективу. Обстановку и атмосферу в школьном доме творят не деньги, а люди. Тот, кто недооценивает свои способности и собственную индивидуальность, проходит мимо возможности украсить свой быт, улучшить условия жизни и работы. Занимаясь обустройством школьного дома, мы остались самими собой, не отказались от своего «я», подошли к проекту творчески. Идею по благоустройству школьной территории вынашивали всем коллективом. Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

В рамках внедрения зоровьесберегающих технологий мы пытаемся решить актуальную, на наш взгляд задачу, задачу оздоровления семьи. Именно поэтому в работе по оздоровлению детей обязательно сотрудничество педагогов с родителями, которое призвано создавать в семье благоприятную для воспитания среду, улучшать межличностные отношения. Мы считаем, что только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения.

Для решения этой проблемы в нашем ОУ созданы тесные контакты школы с семьей, мы активно привлекаем родителей к участию в работе с детьми во внеурочное время.

Деятельность нашего педагогического коллектива школы на протяжении ряда лет ориентирована на изучение, разработку и внедрение здоровьесберегающих технологий и в результате многолетней работы педагогического коллектива по здоровьесбережению, нами выработан ряд гигиенических показателей, характеризующих урок:

  • оптимальные гигиенические условия в классе;
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;
  • разнообразие видов, форм и методов преподавания;
  • наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы творческого самовыражения учащихся;
  • место и длительность применения технических средств обучения;
  • физкультурные минутки и оздоровительные паузы;
  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;
  • психологический климат на уроке.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.

Наш коллектив стремится воспитать физически, нравственно, духовно здорового гражданина, образованного, адаптированного к условиям современного социума, осознающего необходимость здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека, обладающего стойким интересом к познавательной и двигательной активности, с высокой творческой продуктивностью.