Способ работы со словарными словами на этапе обобщающего повторения по программе "Школа России". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Над словарными словами учитель работает с классом на уроке чаще всего фронтально. Известно, что для запоминания правописания трудного слова его нужно включить в активный словарь каждого ребёнка, и обратиться к этому слову не один раз. Я пробую делать это с помощью двух комплектов индивидуальных заданий. Комплекты состоят из карточек с однотипными заданиями.

В каждой карточке ребёнок работает с тремя словами. Нужно только один раз объяснить детям, что нужно делать в каждом задании и далее с любой из карточек по аналогии они работают самостоятельно.

В первом комплекте (приложение 1) одиннадцать карточек, в которых представлены все словарные слова по программе «Школа России» для первого класса. В карточках детям предлагаются следующие задания.

  1. Найди словарные слова в предложениях и обведи их простым карандашом.
  2. Впиши подходящие по смыслу словарные слова из таблицы в словосочетания.
  3. Впиши подходящие по смыслу словарные слова из таблицы в предложения.
  4. Подбери и запиши к данным словам слова-рифмы из таблицы.
  5. Измени слово из первой строчки таблицы так, чтобы оно обозначало много предметов и впиши его во вторую строчку таблицы.
  6. Во всех словарных словах поставь ударение и подчеркни ошибкоопасные места.

Во втором комплекте (приложение 2) десять карточек. В них дети работают также со всеми словарными словами по программе «Школа России» для первого класса. Только задания здесь посложнее.

  1. Отгадай загадку. Запиши отгадку после загадки и в первую строчку таблицы.
  2. Найди словарные или родственные им слова и обведи их карандашом.
  3. Узнай слово по описанию и напиши его.
  4. Узнай слово по толкованию или по словам со сходным значением (синонимам) и запиши его.
  5. Во второй строчке таблицы запиши слова, родственные словам из первой строчки.
  6. Во всех словарных словах поставь ударение и подчеркни ошибкоопасные места.

По этому комплекту можно работать и в первой четверти 2-го класса, чтобы быстро вспомнить пройденный ранее материал. Или использовать его в качестве проверочной, а не тренировочной работы в 1-ом классе.

Дети вписывают слова в карточки печатными или письменными буквами.

Каждый ученик работает с карточкой в своём ритме. Кому-то на работу хватит времени на одном уроке. Кто-то будет работать 2-3 урока. По окончании выполнения всех заданий дети сдают работу на проверку учителю. После проверки работа помещается в специальную папку-копилку, которая есть у каждого учащегося.

Работа по этим двум комплектам направлена не только на запоминание правописания словарных слов, но и на обогащение активного словарного запаса детей, расширение их кругозора, развитие языкового чутья, орфографической зоркости и повышение техники чтения учащихся.

При написании статьи использована литература:

  1. Работа со словарными словами. 2 класс / Л.П. Николаева, И.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  2. Рабочая тетрадь логопеда: загадки, рифмовки, скороговорки / сост. Т.В. Пятница. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.