Урок физики по теме "Электрический заряд и его свойства. Электромагнитное поле". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Тип урока: урок объяснения нового материала и совершенствования знаний.

Цели урока:

  • дать понятие об электрическом заряде, об особом свойстве тел и частиц материи;
  • научить объяснять явление электризации в свете классической электронной теории;
  • дать понятие электромагнитного поля;
  • воспитать умение работать по плану с книгой.

Знать: электрический заряд, электромагнитное поле, закон сохранения заряда, элементарный заряд, силовые характеристики электромагнитного поля.

Уметь:

  • определять электрический заряд атома;
  • определять заряд после взаимодействия тел.

Таблица: «Электризация тел» (Приложение 1)

Приборы: электроскоп, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, бумага.

ТСО: компьютер, экран, проектор для показа видеосюжета (Приложение 2) и презентации (Приложение 3).

Портреты: Ш.Кулон, Н.Тесла, Дж. Максвелл.

Ход урока

I. Организационный момент

Восстановление опорных знаний

– Откуда произошел термин «Электричество»?
– Какова история его возникновения? (Легенда о Фалесе Милетском  – Приложение 4)
– Что такое электрический заряд?

II. Совершенствование знаний объяснение нового

Определение электрического заряда (нашли в учебнике, прочли, дома выучить)
q – электрический заряд;
единица измерения электрического заряда – Кулон, названа в честь французского ученого Шарля Кулона (Приложение 5)
Электрический заряд (схема заполняется постепенно)

III. Просматриваем видеосюжет из Приложения 2 «Электризация 1» по итогам которого должны сделать вывод, приводящий к формулировке первого свойства.

Электрический заряд не является знакоопределенной величиной

Вопрос на сообразительность: Что произойдет при замене названий зарядов протон, электрон?

  • Электрический заряд – величина инвариантная
  • Электрический заряд – величина аддитивная
  • Электрический заряд дискретен или квантован

Записываем значение элементарного заряда.

IV. Просматриваем видеосюжет из Приложения 2 «Закон сохранения заряда»по итогам которого должны сделать вывод, приводящий к формулировке пятого свойства.

Для электрического заряда справедлив закон сохранения

– Что такое электризация?

Электризация (схема заполняется постепенно по таблице и при просмотре видеосюжетов из Приложения 2)

  • Трением
  • Соприкосновением
  • Влиянием
  • Облучением

При электризации возникает статическое электричество

Польза статического электричества Вред статического электричества
 

 

 

Таблица заполняет при изучении текста Приложение 6

V. Закрепление знаний

Решение задач из учебника Громов С.В. Физика 10 №213, 215
№ 213 Чему равен электрический заряд ядра атома лития (в Кл) если его порядковый номер в таблице Менделеева Z = 3?
№ 215 Имеются два одинаковых шарика. Заряд одного из них 4 нКл, заряд другого равен – 10 нКл. Шарики привели в соприкосновение и раздвинули. Какой заряд будет у каждого шарика после этого?

VI. Подведение итогов

– Мы изучали электрические и магнитные поля систематизируем эти знания в таблицу

Электрическое поле Магнитное поле
 

 

 

При прочтении параграфа заполните таблицу по плану:

  • Обозначение
  • Формула
  • Единица измерения
  • Силовые линии

Подсказка необходима к 4 пункту
От «+» к «–» из севера в юг
Магнитная индукция измеряется в Теслах (биография Н. Тесла находится в работе моего выпускника на сайте «Портфолио ученика» Глухова Никиты)
Понятие электромагнитного поля ввел Дж. Максвелл (биография в Приложении 7)

VII. Домашнее задание: 10 класс Громов С. В.  п 49, 50 № 214,2 16, п 9 класс Громов С. В. п. 25  № 111.

Используемая литература:

  1. Громов С.В. Физика 10 класс
  2. Ресурсы Интернет
  3. http://www.amber-pic.ru/articles/yantar_v_medicine.htm
  4. Компьютерные диски