А.Фет: поэт и личность

Разделы: Литература


ЦЕЛИ урока:

  • рассмотреть жизненный и творческий путь Фета, выделить основные темы его стихотворений, определить литературные направления его творчества;
  • развить навыки анализа стихотворения, определения характерных черт литературного направления в конкретном произведении;
  • воспитание любви к Прекрасному – поэзии и музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, портреты Фета, запись романсов “На заре ты ее не буди”, Сияла ночь…”

ЭПИГРАФЫ:

Целый мир от красоты (А.Фет)

Как мир, бесконечна любовь…(А.Фет)

ХОД УРОКА

I.  ВСТУПЛЕНИЕ Слайд1 (тема урока)

Слово учителя

В 9-х и 10-х классах мы знакомились с произведениями, которые реально изображали действительность, выступая против произвола, насилия, деспотизма. Гоголь и Радищев, Островский и Тургенев свое перо сделали настоящим оружием. Смыслом их жизни стала беспощадная борьба со злом.

Но был и другой лагерь поэтов и писателей – тех, кто считал, что назначение литературы – открывать читателю мир Прекрасного, а не опускаться до негативных сторон жизни.

Долгое время страна жила по принципу: “Кто не с нами, тот против нас”, и о писателях судили, исходя из их политических взглядов. Поэтому многие прекрасные художники слова незаслуженно были в тени. Но время все ставит на свои места, и литература, в которой преклонение перед красотой, миром прекрасного, обязательно дойдет до своего читателя. Так произошло и с поэзией Фета, прекрасного, тонкого ценителя Красоты.

Слайд 2 ( портрет Фета)

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня мы с вами обратимся к творчеству поэта Афанасия Фета, рассмотрим его жизненный и творческий путь, основные темы его стихотворений, литературные направления его поэзии. Запишите тему урока и эпиграфы к нему.

Слайд3 (эпиграфы)

Слайд4(портрет Фета), слайд5 (годы жизни)

Слайд6(позиции Белинского и Добролюбова о поэзии Фета)

Перед вами – две противоположные точки зрения – Белинского и Добролюбова. Две позиции литераторов, высказанные в 1 половине XIX века. Прошло более 150 лет, а поэзия Фета и сегодня востребована, по– прежнему имеет своих поклонников.

1) Биография поэта

Выступление учащегося

Вывод:

Итак, много темных сторон было в жизни поэта: 1) тайна рождения, познанная в отрочестве и осознанная как катастрофа; 2) вынужденная многолетняя утомительная служба; 3) трагическая любовь, закончившаяся гибелью любимого человека; 4) женитьба на нелюбимой женщине; 5)злобное недоброжелательство критики; 6) дурная психическая наследственность. Крупный землевладелец, ярый защитник крепостного права, в жизни Фет не отличался веселым нравом. И тем удивительнее его поэзия – светлая, солнечная, пронизанная любовью и теплом. Не зря многие композиторы обращались к его стихам. Вот один такой шедевр на стихи Фета “На заре ты ее не буди” создал композитор Варламов.

2) Прослушивание романса “На заре ты ее не буди”

Слайд 7 (портрет автора романса Варламова)

3) Литературные направления в поэзии Фета

Фет был приверженцем так называемой “теории чистого искусства”

Выступление учащегося о “теории чистого искусства”

Слайд 8 (о термине “чистое искусство”)

Слайд 9 (Фет о “чистом искусстве”)

Кроме этого, в поэзии Фета можно найти черты импрессионизма, который в большей степени присущ художникам, как, например, в живописи французского художника Клода Моне.

Выступление учащегося об импрессионализме

Слайды 10, 11, 12 (понятие импрессионализма, картины художника Моне)

4) Ярким примером импрессионизма является стихотворение “Это утро, радость эта… “ Слайд 13 (текст стихотворения и иллюстрация к нему)

Сергеева Татьяна Леонидовна 218-946-362

Чтение учителем стихотворения

Анализ стихотворения

Казалось бы, остановить мгновение– задача невыполнимая. Однако именно это было задачей импрессионистов. Ведь они полагали, что красота– это реально существующий элемент мира, окружающего человека.

Это стихотворение о самом чудесном времени года– весне, когда все пробуждается и приходит в движение. И задача Фета –не упустить , не утратить миг этого безостановочного движения, запечатлеть пробуждение природы, добиться того, чтобы каждая строка дышала, звенела, одним словом, жила.

- В чем особенность этого стихотворения?

Здесь нет ни одного глагола. Но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строчке.

Почему поэт использует прием одного предложения?

Этот прием помогает лучше передать движение, непрерывность весны, воскрешение природы.

– Какой стихотворный размер использует поэт и почему именно такой?

4 стопный хорей с неполной строфой в каждой третьей строчке. Благодаря этому задается определенный ритм. Ощущается пульс стихотворения. Каждая строка пульсирует. В каждой строчке - жизнь.

Недруги обвиняли поэта в том, что в этом стихотворении нет смысла и его можно начинать хоть с середины. Докажите, что это не так, что здесь четкая система.

Это стихотворение вмещает целые сутки– от утра до ночи с ее трелями соловья

Каким приемом объединены все части предложения?

Анафора, что создает эффект движения и поэтической мысли.

- Почему автор использует единственный эпитет?

Читатель сам расцвечивает в воображении эту картину, ведь каждое слово вызывает свои ассоциации.

Как же удается поэту показать движение, если нет глаголов?

При помощи отглагольных существительных “крик”, “говор”, “свист”, “дробь”… Данные слова еще и выполняют роли звукописи, потому что мы не только представляем весну, но и слышим ее.

- Фет описывает весну или передает чувства, которые она вызывает?

Фет хочет, чтобы каждый читатель почувствовал тот восторг, который присущ ему.

Это стихотворение – относится к теме природы, одной из главных тем в творчестве Фета.

5) Основные темы в творчестве Фета

а) тема природы

Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Фет одушевляет природу, раскрывает ее положительное влияние на человека, это истинная красота, без которой немыслима жизнь человечества. С темой природы связано еще одно литературное направление– натурфилософия .

Слайд14 (понятие натурфилософии)

Обратимся к стихотворениям Фета на эту тему

Слайд 15 (текст стихотворения “Шепот, робкое дыханье” и иллюстрация к нему)

Чтение учеником наизусть и анализ стихотворения “Шепот, робкое дыханье…”

Чтение учеником и анализ стихотворения “О первый ландыш, из-под снега …”

б) Групповая работа над текстами стихотворений

В поэзии Фета, особенно в стихотворениях о природе, очень много изобразительно-выразительных средств. Проведем с вами такую работу: в стихотворениях, данных вам, найдите средства выразительности, которые использует поэт. Кроме этого, обратите внимание на синтаксис, лексику и морфологию текста, сделайте выводы. Таким образом, мы с вами закрепим материал для успешного выполнения задания В-8 ЕГЭ по русскому языку.

1 группа Стихотворение ”Заря прощается с землею”.

2 группа Стихотворение “Что за вечер…”

3 группа “Ярким солнце в лесу пламенеет костер…”

Подведение итогов. Прослушивание выступлений учащихся

б) тема любви

В жизни поэта была большая светлая любовь, но любимая была бедна и не могла дать Фету столь желанное для него материальное благополучие и дворянский титул. Она сгорела в пламени, не желая бороться с огнем: жизнь без любимого была для нее немыслима, да и его предательство было невыносимо для ее любящей души. Для Фета это было горем, трагедией. Может быть, поэтому стихи о любви такие пронзительные, эмоциональные, наполненные чувством любви, сожаления, утраты по истинному счастью.

Слайд 16 (портрет женщины за фортепиано)

Чтение учителем и анализ стихотворения “Сияла ночь…”

Прослушать романс “Сияла ночь”

Чтение учащимся и анализ стихотворений на тему любви.

5) Вывод

Итак, обратимся вновь к эпиграфам нашего урока. Действительно, Фет сумел доказать, что “целый мир от красоты” и “как мир, бесконечна любовь”. мы увидели, что поэзия Афанасия Фета достойна того, чтобы к ней обращались люди разного возраста, ведь каждый из нас может найти в поэтических строках “ и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь”.

Домашнее задание

Выучить наизусть и проанализировать стихотворение Фета.