На пути к новым Федеральным Государственным образовательным стандартам

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа и учреждения дополнительного образования.

В рамках обсуждения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС), невозможно не говорить об инновационных педагогических технологиях, отвечающих им. Перед вами некоторые из них.

Картинка 147 из 260

Мы поговорим о «Тьюторстве».

Немного истории. Система тьюторства родилась в начале XII века в Англии. Она культивировалось в закрытых учебных заведениях и представляла собой систему отношений между старшими и младшими учениками. К каждому приходящему в школу мальчику прикреплялся помощник, опекун, тьютор — ученик старшего класса. Старший должен был не только помогать младшему в выполнении учебных заданий, но главное — разрешать трудности школьной жизни, всегда неизбежные при переходе из родительского дома в суровый быт закрытой школы. И сегодня эта система сохраняется в привилегированных учебных заведениях. Название наставника tutor происходит от латинского tucri — «защищать, оберегать, заботиться».

Картинка 1 из 260

Затем, феномен тьюторства тесно переплелся с историей европейских университетов. Он оформился примерно в начале XIII века в классических английских университетах — Оксфорде и Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

Университет предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. И в этом ему помогал тьютор. Он определял и советовал студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях. Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

Сегодня система тьюторства пришла и в наши школы.

При тьюторском подходе учитель — это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, ученик превращается в учащегося. А ведущая функция не за образовательным процессом, как это было раньше, а за процессом образовательной рефлексии.

Под образовательной рефлексией мы понимаем осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу (ИОП). Взрослый, обеспечивающий этот процесс — «тьютор». Иными словами это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Сегодня уже никто не сомневается в том, что дети, и маленькие, и большие, нуждаются в индивидуальном подходе. И у тьютора в этом смысле есть место в образовательном учреждении любого уровня – и в детском саду, и в школе, и в учреждении дополнительного образования и в вузе.

У тьютора с любым ребенком всегда отыщется область взаимодействия. Как мы (в учреждении дополнительного образования) на практике применяем данную технологию.

В нашем учреждении заниматься английским языком имеют возможность дети в возрасте от 4 до 17 лет. Весь курс обучения можно условно разделить на три части: "Подготовительный курс" (для детей 4-х лет), "Основной курс" (для детей 5 - 6 лет) и "Дополнительный курс" (для учащихся начальной и средней школы - возраст: 10 – 17 лет).

Уникальность курса состоит в том, что каждая часть, может существовать отдельно друг от друга, а можно соединить все части, как кубики "LEGO". Это дает возможность ребенку приступить к занятиям на любом этапе и чувствовать себя комфортно. Конечно, для достижения более высокого результата, целесообразно пройти все ступени обучения.

В каждой части есть своя "изюминка", свои методические находки и технологические приемы.

Введение английского языка в образовательную программу дошкольников создало совершенно новую ситуацию. Сдвинулись на два - три года существующие психологические, педагогические и методические проблемы. Учителя вынуждены искать оптимальные пути преодоления возникших сложностей (каждый возраст диктует свои "секреты"), особенно в плане возрастной и педагогической психологии и психолингвистике.

Как практики, мы все больше убеждаемся, в том, что, начиная изучать иностранный язык (ИЯ), ребенок 4-х лет испытывает затруднения не в самом овладении им, а в социально-психологических отношениях с педагогом или с ровесниками. Ему пока еще не хватает коммуникативных умений.

В связи с этим, мы сочли целесообразным введение на уроках английского языка элементов психогимнастики. Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). На занятиях дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям (ВД). Под ВД мы подразумеваем мимику (движения мышц лица), пантомимику (выразительные движения тела) и вокальную мимику (выразительные свойства речи). Основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Одна из основных целей обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции. На начальном этапе обучения ИЯ это также актуально, как и дальнейшем. Мы используем песни, рифмовки, авторские и фольклорные стихи (аутентичные и в переводе). Во-первых, учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом, создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности, ибо специально отобранные стихи и песни стимулируют образное мышление, формируют хороший вкус, оказывают воздействие на эмоции ребенка и его образно-художественную память.

Весь спектр этого материала может использоваться в качестве психогимнастических этюдов и тренингов. Дети не заучивают стихи, а проигрывают, «проживают» их. Это «театр» на английском языке, но в несколько новой форме. Задания на занятии варьируются от двигательных разминок до постановок небольших пьес, от артикуляционной гимнастики до «мини-опер», от простодушных домашних ритуалов (маминых колыбельных, семейных чаепитий) до исследовательской работы (сравнения литературных переводов разных авторов или сравнения своего дословного перевода с переводом поэта – профессионала).

Практика показала, что синтез разного рода выразительных движений и художественно-лингвистического материала, другими словами, объединение познавательной, мыслительной, эмоциональной и двигательной сферы, ведет к формированию целостной личности.

По нашим наблюдениям, дети прошедшие этот курс более раскрепощены, с легкостью «присваивают» естественный, живой язык. Им легче общаться с педагогами, родителями и сверстниками, выражать свои чувства и понимать чувства других. Дети изживают свои страхи, приобретают такие черты характера, как уверенность, доброта и т.п.

Дети 5 - 6 лет уверенно «извлекают» из песен и стихотворений необходимый языковой материал, который можно применить в какой-либо «жизненной»         ситуации. Педагог предлагает ситуации и лишь немного направляет детей.

Большое значение имеет уровень оснащения занятия. Учреждение имеет достаточно богатую материальную базу (игрушки, тематические картинки, постеры, развивающие игры, головоломки, всевозможные средства ТСО). Мы стараемся использовать все в полной мере. Например, благодаря работе с кубиками Никитина, дети не только развивают пространственное мышление, учатся работать по схеме, но и успешно изучают английский алфавит. Они своими руками выстраивают каждую букву, что способствует ее эффективному запоминанию. Хорошо запоминаются детям занятия по теме «Животные», где нужно выкладывать животных на ковролине и называть их по-английски. Дети развивают образное мышление, художественный вкус, чувство цвета, различные виды памяти.

Учащиеся начальной школы, посещающие наше учреждение, уже более уверенно встают на новую ступеньку достижения глобальной цели – стать не пассивным получателем информации, а человеком, который умеет ее добывать, применяя все «инструменты » и источники. Здесь задача тьютора – координировать действия ученика, привить навыки самостоятельной работы.

На начальном этапе педагог, естественно, «выдает» определенную порцию знаний, умений и навыков по предмету.

В процессе обучения дети накапливают материал в специальных папках, причем, сами систематизируют материал по разделам (Чтение, Письмо, Аудирование, Говорение, Грамматика, Страноведение, «Учись учиться»). В аттестационный период дети выполняют задания, сами себя оценивают, сводят результаты в специальные таблицы и затем анализируют, какая тема у них «западает».

Тьютор наблюдет за этим процессом и обсуждает индивидуально с каждым ребенком, как наверстать упущенное и где (в каком разделе) можно найти этот материал. Ребенок работает со своей папкой, затем снова выполняет задание и ставит себе оценку. То есть получается, что тьютор – не только носитель знаний, а еще и носитель технологий по использованию знаний. Он действительно учит ребенка учиться.

Для учащихся средней школы существует группа тьюторской поддержки. В группе занимаются дети с 10 до 17 лет. Только благодаря данной технологии удалось объединить детей с такой разницей в возрасте и разным уровнем знания иностранного языка. Подросткам ближе проектирование, им хочется что-то придумать, сделать самим. И в этой ситуации тьютор сопровождает проектную деятельность, занимается методической подготовкой, проводит групповые занятия (теория) и тьюториалы (индивидуальная практика). Теоретические занятия дети посещают все вместе, а затем каждый работает над своим проектом индивидуально. В рамках предмета мы простраиваем индивидуальную траекторию каждому. Каждый работает самостоятельно, со своей скоростью, применяя соответствующие его возрасту образовательные ресурсы, каждый знает, к чему он должен прийти, а педагог только направляет. Иногда тьютор предоставляет психологическую и педагогическую поддержку, а также индивидуальную помощь учащимся в решении учебных или личных проблем, связанных с обучением.

Теоретический курс рассчитан на один учебный год, а практически работать над проектами учащиеся могут до достижения ими 17-ти лет, выбирая каждый год новую тему проекта или вид.

Область взаимодействия со старшеклассниками – это предпрофессиональное самоопределение, цели и предпочтения в жизни. Если учащийся видит себя в профессии, связанной с изучением ИЯ, он может обратиться к тьютору для построения своей ИОП.

Считаем, что предложенные в нашем учреждении технологии обучения (и тьюторство в том числе) рассчитаны на всех и доступны всем учащимся, независимо от уровня развития и способностей.

Благодарим коллег, поделившихся опытом. В написании статьи и применяя такую технологию, как тьюторство, мы использовали материалы следующих авторов:

  1. Андреева Н.А.Тьюторское обеспечение педагогического процесса с точки зрения психолога /Н.А.Андреева //Перемены.-2000.-N 3.-С.70-72.
  2. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Немова Н.В., Пуденко Т.И. Тьюторство как технология индивидуального сопровождения учащегося в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения /Т.П.Афанасьева и др. //Профильная школа.-2007.-N 2.-С.5-15.
  3. Долгова Л. Тьюторство в аспекте результативности образования // Управление школой. Прил. к газ. ПС.-2004.-N 27-28.-С.2-4.(Опыт школы «Эврика-развитие»).
  4. Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт /С.В.Дудчик // Школьные технологии.-2007.-N 1.-С.82-88.
  5. Ковалева Т. М., Долгова Л. М. и др. Сборник АПКиППРО. — Москва. 2009.
  6. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении /Т.М.Ковалева //Перемены.-2009.-N 3.-С.13-20.
  7. Черемных М.П. Тьюторская позиция в образовательных стандартах нового поколения  / М.П.Черемных //Перемены.-2009.-N 3.-С.28-36.