Программа, направленная на развитие интеллектуальных способностей учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьникам возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь обучающимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Общий курс рассчитан на 2 года по математическому направлению. Программа для обучающихся составлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и рассчитана на детей 9-11 лет.

Цель программы - создать условия для формирования интеллектуально развитой личности, готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по математике.

Задачи программы:

  • выявление одаренных обучающихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
  • развитие общей эрудиции обучающихся, расширение их кругозора;
  • создание условий одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе поисковой деятельности, для их морально-физического и интеллектуального развития;
  • стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

Используемые понятия.

Обучение - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Творческие способности - оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов и задач.

Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Творческое мышление - создание субъективно нового продукта и новообразований в ходе самой познавательной деятельности по его созданию.

Эрудиция - глубокое познание в какой-либо области знаний. Эрудиция свидетельствует о высоком интеллектуальном развитии.

Интеллект - умственные способности человека, ум. Индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере. Обеспечивает возможность приобретать новые знания и эффективно использовать в ходе жизнедеятельности.

Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность.

Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельности, в которых человек может достичь больших успехов.

Главные принципы реализации программы.

  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения.

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, будут использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

  • кооперативное обучение,
  • мозговой штурм,
  • групповая дискуссия.

Обучение в группе означает, что дети учатся:

  • обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
  • говорить и слушать;
  • принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение - это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) обучающиеся взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности обучающихся под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать обучающимся возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения детей;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы.

Метод придумывания - это способ создания неизвестного обучающимся ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

  • замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта;
  • отыскание свойств объекта в иной среде;
  • изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм - используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Обучающихся просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Основные направления и содержание деятельности.

Программа по математике рассчитана на 34 часа. В соответствии с программными требованиями по математике все задания у 3-классников охватывают вопросы нумерации в пределах 1000, а у обучающихся 4-ых классов - в пределах миллиона.

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
  • задания с отсроченным вопросом,
  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  • решение частично-поисковых задач разного уровня,
  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, история, география и т.д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого обучающиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Направления деятельности:

  • организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
  • подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
  • проведение массовых мероприятий внутри объединения;
  • обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Контроль и учет знаний и умений воспитанников.

Одним из наиболее сложных и трудных элементов учебного процесса - организация систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Мониторинг результативности работы с учащимися.

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П.Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях;
  • призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
  • развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы обучащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Учебники Л.Г.Петерсон "Математика" для 3-4 кл., тесты по математике (1-4 кл.), сборники нестандартных задач по математике для 1-4 классов, тетради с печатной основой по математике, карточки для индивидуальной работы, тетради.

Список рекомендованной литературы.

  1. Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. - С.-П.: Изд. дом Литера, 2002.
  2. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы,1979.
  3. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1-4 классы. - М.: Вако, 2006
  4. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 3, 4 классах. - М.: Илекса, 2002.
  5. Узорова О.В.контрольные и олимпиадные работы по математике. - М.:АСТ Астрель,2003.
  6. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки./ Сост.Калугин М.А. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Русанов В.Н.Математические олимпиады младших школьников. - И.:Просвещение,1990.
  8. Родионова Е.А. Олимпиада "Интеллект". - М.: - Образование, 2002
  9. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. - М.: Владос,2000.

Приложение.