Интегрированный урок литературы "Читая С.Т. Аксакова…"

Разделы: Литература


Цель:

  • Обобщить полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя.
  • Акцентировать внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание С.Аксаковым природы родного края.
  • Показать единство «Очерка зимнего дня» С.Аксакова, картин М.Нестерова и пьес П.Чайковского в освещении темы Родины.
  • Развивать чувство патриотизма через эмоциональное восприятие красоты родного края.
  • Учить полно, логично, стилистически точно воспроизводить текст С.Аксакова.

Оборудование:

  1. Портрет С.Т.Аксакова.
  2. Стенд с фотографиями Дома-музея С.Т.Аксакова, сквера имени С.Аксакова, памятника С.Т.Аксакову в г. Уфе.
  3. Репродукции картин М.Нестерова «Родина Аксакова», «Зимой в скиту».
  4. Аудиозапись пьесы П.Чайковского «Декабрь. Рождество» (цикл «Времена года»).
  5. На доске – эпиграфы к уроку:
  • «Горячая любовь к природе и живым творениям, населяющим Божий мир, не остывала в душе моей…» (С.Т.Аксаков)
  • «Одно несомненно хорошо – это природа... Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, чувств, сколько в ней мечтаний…глубоких, вдумчивых, долговечных…» (М.В.Нестеров)

Примечание:

  1. Накануне урока проводится экскурсия по аксаковским местам г. Уфы с посещением Дома-музея С.Аксакова.
  2. Для проведения данного урока объединяю два: урок развития речи и урок внеклассного чтения.

Ход урока

I. Организационная часть

II. Работа над материалом урока

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня наш урок посвящён личности и творчеству С.Т.Аксакова. Мы посетили аксаковские места нашего города , вы узнали, что С.Т.Аксаков – это великий русский писатель, наш земляк. Вы знаете теперь, что члены большой семьи Аксаковых много сделали для развития нашего родного города, всего нашего края.
– Вспомните самые яркие, запомнившиеся вам факты биографии писателя.
– Расскажите о событиях детства писателя.
– Почему жизнь природы стала основной темой в творчестве писателя? (Учащиеся рассказывают биографию С.Т.Аксакова, услышанную ими во время экскурсии, обращая внимание на то, что рос писатель очень болезненным ребёнком, редко мог принимать участие в играх детей на улице, чаще наблюдал природу из окна дома, а за окном был прекрасный пейзаж: река Белая, лес, необыкновенный простор…)

2. Работа с текстом «Очерка зимнего дня».

а) Слово учителя.

Вы знаете, что главные произведения С.Т.Аксакова – это «Семейная хроника» (1856г.) и «Детские годы Багрова-внука» (1858г.). С.Т.Аксаков писать стал довольно поздно. Долгие годы он был известен, как хлебосольный московский барин, страстный театрал, охотник, исходивший башкирские и московские леса и болота, неутомимый рыболов, очень наблюдательный человек. Как же он стал писателем?

Потрясением для С.Т.Аксакова стала встреча с Н.В.Гоголем. Сочинения Н.Гоголя словно пробудили скрытые глубоко способности С.Т.Аксакова. И он стал писать.

Самое известное вам произведение писателя – сказка «Аленький цветочек». А сегодня мы познакомимся с «Очерком зимнего дня», который создан за 4 месяца до смерти писателя. Декабрь 1858 года. С.Т.Аксаков прикован к постели. Силы убывают, но он в ясном сознании. И он диктует… Его близкие записывают…

Итак, «Очерк зимнего дня».

3. Чтение «Очерка…» учителем. Комментарий к тексту (лексика).

4. Беседа по содержанию очерка.

– Очерк – это прозаический документальный жанр. Что показалось вам наиболее интересным в нём?
– Какие моменты жизни писателя ярко отразились в очерке?
– Почему в 1858 году автор вспоминает декабрь 1813 года? Чем так запомнилась писателю та зима?
– Обратим внимание на описание зимней природы. Найдите их, выразительно прочитайте. Какие художественные средства использует писатель?

(В процессе работы с текстом учащиеся под руководством учителя выразительно читают, пересказывают отрывки-описания зимней природы, отмечают средства выразительности).

5. Работа с репродукциями картин М.В.Нестерова.

а) Слово учителя.

– А теперь обратимся к репродукциям картин М.В.Нестерова «Родина Аксакова» и «Зимой в скиту». Вы знаете, что это ещё один великий наш земляк. М.В.Нестеров родился в нашем городе в 1862 году. Семья была патриархальная (вы уже знаете, что это означает). Детские годы будущего художника прошли в нашем городе, а затем М.В.Нестеров учился сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом – в Петербурге в Академии художеств. Творчество М.В. Нестерова многогранно. Но особая тема – малая Родина, воспоминания детства.

М.В.Нестеров родился в 1862 году, а С.Т.Аксаков умер в 1859 году. Казалось бы, что может объединять произведения писателя и живописца, которых разделяет целая жизнь? Есть нечто, роднящее их. Что это? На этот вопрос мы и попробуем сейчас ответить.

б) Беседа по содержанию картин.

– Что изображено на картинах?
– Узнаваем ли этот пейзаж для нас с вами? Почему?
– Какая из этих картин М.В.Нестерова ближе по содержанию, по настроению очерку С.Т.Аксакова? Почему?
– Какие строки из «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова созвучны этой картине по настроению, внутреннему содержанию?
– Что же объединяет произведения С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова?

(В процессе беседы учащиеся отмечают, что сближает произведения двух великих художников общая тема: любовь к родной природе, а значит, любовь к Родине, которая у них одна – и малая, и большая.)

в) Слово учителя (итог).

Неповторимо прекрасна природа Башкирии, так поэтично воспетая в произведениях русского писателя 19 века, нашего земляка С.Т.Аксакова. В живописи же она впервые нашла отражение в произведениях русского художника М.В.Нестерова, тоже нашего земляка. Не случайно М.В.Нестеров, высоко оценивая талант С.Т.Аксакова и безмерно любя свой родной край, одну из своих картин так и назвал – «Родина Аксакова» (1914). Торжественен и суров образ башкирской природы на этом монументальном полотне. Спокойны и величественны очертания холма, просторны дали. Картина словно светится… Это и есть тот неповторимый нестеровский ЛИРИЗМ, который отмечают все исследователи творчества живописца.

Природу М.В.Нестеров и С.Т. Аксаков любили самозабвенно, о чём свидетельствуют их мысли, вынесенные нами в эпиграф урока. Как вы понимаете эти слова двух наших великих художников?

( В процессе беседы приходим к выводу: главное, что объединяет двух художников, – это их глубокая, сильная любовь к родной природе, которая и является основой любви к Родине.)

6. Прослушивание музыки П.И.Чайковского («Декабрь. Рождество»).

а) Слово учителя.

– Сейчас мы прослушаем два музыкальных отрывка. Подумайте, какой из них созвучен произведениям С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова?

б) Прослушивание пьес А.Вивальди «Зима» (отрывок) и П.И.Чайковского «Декабрь. Рождество». (Дети без особого труда определяют родство музыки П.И.Чайковского и произведений С.Т.Аксакова и М.В.Нестерова и легко аргументируют своё мнение.)

7. Слово учителя.

Напомню вам рассказ И.А.Бунина «Косцы» (его мы читали в 5 классе). В нём, говоря о необыкновенном пении косцов, размышляя над содержанием русской песни, ещё один русский писатель, до самозабвения любивший нашу Родину, И.А.Бунин писал: «Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств… И ещё в том была… прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была – Россия…».

– Откликаются ли наши сердца тоже на эти слова, ощущаем ли мы с вами скрытую за этими словами, звуками, красками любовь к нашей Родине, нашему общему дому? (Дети всегда отвечают утвердительно и эмоционально.)

– Это и есть то, что объединяет все поколения россиян: любовь к своей стране, к своему народу. «Горячая любовь к природе», о которой писал С.Т.Аксаков, это и есть горячая любовь к Родине.

III. Итог урока

IV. Домашнее задание

Подготовить пересказ описания зимней природы из «Очерка зимнего дня» С.Т.Аксакова для подробного изложения по памяти.