Урок наглядной геометрии "Оригами". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Основная цель: познакомить учащихся с техникой  «Оригами», научить складывать простейшие фигурки.

Цель урока: познакомить учащихся с техникой «Оригами», с историей возникновения древнего искусства, научить складывать простейшие фигурки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

(Учителю заранее можно подготовить презентацию со слайдами или с записями на доске)

Учитель: Ребята, умеете ли вы делать из бумаги кораблик, самолётик или какие-либо другие фигурки? (Ответы учеников). Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с техникой оригами. Посмотрите, какие можно создавать фигурки, пользуясь этой техникой.

Слайд №2. На слайде представлены разные фигурки, созданные по технике оригами.

3. Работа по теме урока

Учитель: Ребята, вам понравились представленные фигурки? Давайте познакомимся поближе с этим искусством. Оригами – складывание  фигурок  из  бумаги. (Слайды №3-4)    Все фигурки складываются из  прямоугольных листов бумаги (одного или двух), без помощи ножниц или клея (клей применяют разве что для склеивания половинок фигур, составленных  из двух листов). (Слайд №5)
Бумага для оригами должна быть тонкой и достаточно жесткой, но иметь при этом ничтожно  малую упругость, выдерживая  до 60-80 сгибаний и разгибаний. Это нужно  для того, чтобы хорошо держать форму. Такими свойствами обладает крафт-бумага и большинство сортов упаковочной бумаги. Поверхность  листа должна быть идеально плоской, не коробиться. Цветная бумага для рукоделия  этим требованиям не соответствует. (Слайд №6)

Оригами – складывание  фигурок  из  бумаги

Учитель: Как же проверить бумагу на пригодность её для оригами? Ребята, перед вами лежит специальная бумага для оригами.  Прежде всего, согните лист вдоль и поперек. Если на одном из сгибов появятся заломы – она не годится. У всех бумага подходит? Бумага должна быть плотной: из рыхлой бумаги с малой плотностью хорошего оригами не получится. Хорошую плотную бумагу можно определить по характерному похрустыванию, такому же, как при сгибании новой купюры.

3. Работа с учебником

Учитель: На рисунке 204 изображены фигурки-оригами: ворон, чайник, стоящий аист и попугай в полете. Придумывание их – настоящие искусство! Скажите, какие геометрические фигуры можно рассмотреть на этих схемах? (Ответы учеников)
– Давайте изучим условные обозначения в учебнике и попробуем сложить по схеме лягушку. (Слайды №7-9)

Приложение 1

4. Историческая справка (слайды № 10-12)

Оригами родилось примерно полтора  тысячелетий назад  в  Японии  как часть религиозного культа  синто и до сих пор в японском быту  сохранилось в виде благопожелательных бумажных амулетов. Позже оригами вошло в культуру аристократии и самураев. Первое упоминание о нём появилось в романе «Гэнзи  Моногатари», написанном в    XI веке.
В 1603 году князь Токугава Иэясу был провозглашён сёгуном. Период междуусобных войн закончился, страна была объединена, что привело к бурному расцвету торговли, ремёсел, торговли и культуры. В городах Японии развивались театр, книгопечатание, своего расцвета достигла гравюра на дереве, стали популярны манга – подобие современных комиксов. Именно в эпоху Эдо (1603-1868) были созданы многие классические пьесы среди них Тюсингура  описывавшая реальный подвиг сорока семи самураев. В этот период оригами стало массовым развлечением и средством обучение детей. Появились несколько сотен фигурок оригами различных животных, цветов, птиц. Среди них знаменитых журавлик, крабы, стрекозы, различные коробочки и украшения.
Первая книга по технике сгибания  «Хокецуки» («О том, как заворачивать и завязывать») вышла  в 1764 году. (Слайд № 10)Одной из первых книг по собственно оригами стала «Кан-но Мадо» («Морозное окно»). К сожалению, сохранилась только её копия в библиотеке Конгресса США. Но, пожалуй, самыми интригующими из первых книг, были «Сембацуру Ориката» («Тысяча сложенных из бумаги журавликов») и «Тюсингура Ориата», написанные  монахом  Рокоаном  в 1797 году.

5 . Практическая  работа «Шлем самурая» (Слайды № 12-23)

Учитель:  Работа выполняется по схеме. (Приложение 2

6. Подведение итогов урока

– Что такое оригами?
– Какие инструменты необходимы для складывания фигур?
– Где находится Родина оригами?
– Какое практическое значение имеет оригами?

Домашнее задание: п.23 стр. 110-111, рис. 206  (Слайд № 24)

Используемая литература:

1. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. «Наглядная геометрия», учебник для 5-6 классов.-М.:Дрофа, 2008.
2. Амеркешев Мадияр «Всё об оригами. Звери и птицы»,СПб:ООО «СЗКЭО», 2009.
3. Игорь Коротеев «Оригами. Техника и люди», М.:Эксмо, 2010.