Проектная межпредметная задача "Птицы Калининградской области"

Разделы: Начальная школа


Дидактические цели: Расширить знания детей о птицах Калининградской области; исследовать область орнитологии.

Тип занятий: применение знаний и умений; интегрированный с дидактической игрой.

Формы и виды организации работы: фронтальная работа, работа в парах и группах, индивидуальная работа.

Методические задачи:

  • Учить детей наблюдать объекты окружающего мира; познакомить с разнообразием мира птиц.
  • Дать представление об условиях, необходимых для их жизни, особенностях питания и строения.
  • Воспитывать бережное отношение к животным (птицам).
  • Организовать участие детей в доступной природоохранной деятельности (операция "Кормушка"; Акция " Покормите, птиц зимой!" (прикорм водоплавающих птиц на городском озере)).
  • Формировать умение работать с учебными и научно-популярными текстами.
  • Учить созданию в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.
  • Развивать навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (птицы).
  • Формировать умение работать в парной и групповой работе.

Предметные области: русский язык, литература, математика, окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд.

Место проведения: актовый зал, спортивный зал.

Возрастные группы: учащиеся 1, 4, 5 классов.

Самостоятельные исследования учащихся:

  • Почему птицы летают?
  • Зачем птицам перья?
  • Почему у птиц высокая температура тела?
  • Легко ли сделать кормушку?
  • Может ли птица мяукать как кошка?
  • Могут ли птицы нырять?
  • Где птицы строят свои гнезда?
  • Какую пользу приносят?

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты изучения является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и координатора команды.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы.
  • Учиться работать по предложенному плану координатора.
  • Учиться отличать: верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности команд на проектной задаче.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью координатора и других членов команды.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, журналах и других источниках информации.
  • Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в группе.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Выразительно читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения в группе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Ожидаемые результаты:

Ученик получит возможность:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • наблюдать зимующих птиц,
  • различать зимующих птиц по рисункам и голосам в природе;
  • обсуждать формы кормушек, необходимость кормушек в зимний период для птиц, виды корма для птиц;
  • учиться работать в паре и в группе;
  • запомнить правила подкормки птиц;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых научатся:

  • составлять экспозицию выставки;
  • оформлять плакат и подготовить выступление;
  • оценивать результаты собственного труда и труда товарищей;
  • отбирать фотографии для оформления плаката;

Примерные программы начального образования

Природа

Птицы, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Внешнее строение. Особенности питания. Размножение. Роль птиц в жизни людей, бережное отношение человека к ним.

Человек и природа

Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, рисование, аппликация, подкормка птиц).

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира.

"Русский язык"

Текст-описание. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-описания. Создание простейших текстов в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике.

"Литература"

Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

"Изобразительное искусство и художественный труд"

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению, конструирование, аппликация (объемная и плоскостная), мозаика.

Оформление результатов проекта:

  • Выставка детских работ"Мир глазами детей"
  • Конкурс сочинений - описаний птиц.
  • Участие класса в литературной викторине"Встречай с любовью птичьи стаи!"
  • Презентация плакатов "Птицы Калининградской области"
  • Модель кормушки из Лего- конструктора и птицы из мозаики.

Время для выполнения проекта: 3-4 недели

Ход работы

Оформление сцены:

  • Надпись: "Птицы нашей области"
  • Выставка рисунков "Мир глазами детей"
  • Выставка кормушек
  • Выставка методической и художественной литературы
  • Плакат для рефлексии "Кормушка"
  • Бейджики координаторам

Оборудование:

  • Таблички с названием птиц: снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи.
  • Жетоны для жеребьевки: по 8 штук (снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи)
  • Текст с загадками

На рабочих местах:

  • Маркеры, фломастеры, клей, карандаши, ножницы, ручки, Лего-конструктор, мозаика, рисунки, кормушки, плакат, конверт с фото предшествующих мероприятий)

1. Линейка

2. Жеребьевка

  • Формирование 6 -тиразновозрастных групп (из учащиеся 1 -а, 4-а и 5-а классов) с опорой на загадки. (Ведущий читает загадку, а координаторы демонстрируют отгадку с названием птицы).
  • Организаторы раздают жетоны всем учащимся с названием птиц.
  • Формирование команд координаторами.

3. Организация работы групп в актовом зале

Постановка цели проектной задачи

- Ребята, сегодня мы собрались в этом зале, чтобы решить Проектную межпредметнуюзадачу по теме: "Птицы Калининградской области".

- Целых 4 недели вы участвовали в различных мероприятиях:

  • Акция "Покормите птиц зимой"
  • Операция "Кормушка"
  • Круглый стол по теме: " Красная книга Калининградской области" с участием учениц 9-а класса
  • Историко-художественный музей г. Калининград и посетили выставочный зал "Природы"
  • Конкурс рисунков и творческих работ "Птицы глазами детей"
  • Экологическая викторина " Птицы - наши друзья"
  • (на базе детской городской библиотеки)
  • Сочинение текста - описания "Птица Калининградской области"
  • Классный час "Голоса птиц" (с использованием фоно материала)

4. Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе.

- Ребята, вы накопили очень много полезной информации для вашего проекта, оцените свою работу по десятибалльной системе.На пальчиках рук оцените свои знания, с которыми пришли на проектную задачу.

- Решение проектной задачи будет проводиться в два этапа. На каждый этап работы отводится 35 минут. На первом этапе вы будете выполнять тренировочные упражнения в парах. А на втором этапе покажете презентацию своих работ. В нее входит: презентация одного из мероприятий, которое предшествовало нашей проектной задаче с

оформлением плаката, модели кормушки из Лего- конструктора и птицы из мозаики.

- А сейчас позвольте представить вам экспертную комиссию:

5. Представление команд членами команд в соответствии с названием команды: снегири, синицы, воробьи, скворцы, дятлы, соловьи.

- Итак, мы начинаем. Представьте свои команды!

6. Координаторы получают конверт на первый этап с тренировочными упражнениями, для парной работы.

I этап. Парная работа. Тренировочные упражнения:

  • Головоломка "Видна птица по полету"(см. приложение)
  • Задание "От буквы к слову"(см. приложение)
  • Кроссворд "Птицы"(см. приложение)
  • Работа с картой "Охраняемые территории Калининградской области"(см. приложение)

7. Подведение итогов экспертной комиссией I этапа работы

8. Динамическая пауза(спортивный зал)

9. Презентация Проектной межпредметной задачи.

10. Заслушивание результатов экспертной комиссии

II этап.

Получение конвертов координаторами для второго этапа работы

11. Работа над проектной задачей

  • защита плакатов
  • конструирование модели кормушки
  • мозаика птицы

12.Координатор команды заполняет опросный лист самооценки учащихся и сдает его в экспертную комиссию.(см. приложение)

13. Защита проектов. Продукт: плакат с использованием фотоматерала, модель кормушки из Лего-конструкторы, из мозаики - изображение птицы.

14. Подведение итогов.

15. Рефлексия.

а) Самооценка учащихся о подготовке к проектной задаче по десятибалльной системе. (на пальчиках рук дети оценивают свои знания, с которыми уходят с проекта)

б)Эмоционально-психологическую оценку всему мероприятию по линеечной шкале, приклеивая на листе с кормушкой наклейку-птичку).

16. Вручение Сертификатов членам команд за участие в проектной межпредметной задаче "Птицы Калининградской области", посвященной 65-летию образования Калининградской области и 50-летию школы.

  • Вручение грамот за участие в конкурсе "Операция кормушка",
  • Вручение грамот за участие в конкурсе рисунков и поделок "Мир глазами детей",
  • Вручение грамот за участие в экологической викторине (зав. детской библиотекой:Разумейчик Людмила Петровна )

Привлечение родителей

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.

В данном проекте помощь родителей необходима, в основном, при участии в операции "Кормушка", создание презентации изготовления кормушки, участия в Проектной межпредметной задачи.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

  • Цифровая камера
  • Проекционная система
  • Сканер
  • Принтер

Материалы на печатной основе

  1. Андреева Т.Н. Голоса Земли/ Начальная школа, 2007. - № 3, с. 17 - 20 (приложение).
  2. Бианки В.В. Лесная газета/ журнал "Дошкольное воспитание", 1990. - № 10,11,12. - 1991. - № 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
  3. Бианки В.В. Синичкин календарь/Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы/Составитель Т.А. Бутенко; Художник Н.А.Фарбер. - Ростов н /Д: Книжное издательство, - Саратов: Региональное Приволжское издательство "Детская книга", 1994.
  4. Вахрушев А.А., Алхутов СМ., Раутиан А.С. Окружающий мир. Мир и человек. Живые обитатели планеты. Учебник для 3 класса общеобразовательных школ. - "Дрофа", 2004.
  5. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. - "Лесная промышленность", 1971.
  6. Крупицы опыта. В помощь начинающему учителю начальной школы. Методическое пособие. - Йошкар-Ола, 1996.
  7. Кузьмин Лев. Жаворонок звенит!/Мурзилка, 1994. - № 3.
  8. Комплект плакатов "Птицы - наши друзья"
  9. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Как работать с приложением к журналу "Начальная школа" "Книга, здравствуй!" Серия "Второкласснику" IV четверть/Начальная школа, 1997. - № 3.
  10. Скобцева Н.И. Встречай с любовью птичьи стаи/ Начальная школа, 2005. - № 3, с. 93 - 97.
  11. Совместные праздники для школьников и родителей/Кол.авторов - М.: Глобус, 2007. - (Классное руководство).