Урок окружающего мира. Тема: "Развитие науки, медицины и техники в XIX–XX веках". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (677 кБ)


Цели:

  • закрепить знания учащихся об истории развития науки и техники в XIX – XX веке;
  • выявить значение изобретений для современного человека.

Оборудование: книги об изобретениях, компьютер, презентация урока, доклады, проектно-исследовательские работы учащихся, карточки с названиями открытий.

Ход урока.

I. Сообщение темы и плана урока.

Урок на сегодня пройдёт в форме семинара. Мы уже знаем, что на семинаре происходит обучение чему-либо, выслушиваются сообщения по проблеме. Вы провели большую исследовательскую работу по данной теме, изучили много научной литературы, работали с компьютером, вам помогали взрослые, и сегодня вы поделитесь с нами этой информацией. Мы выслушаем сообщения об изобретениях XIX – XX века, которые вы готовили в группах. Сейчас вы разделитесь на три группы: наука, техника, медицина. Выберем открытия в данных областях и распределим их по группам (на доске таблица).

Учащиеся рассаживаются по группам.

II. Закрепление нового материала. Работа в группах.

Учитель: Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки, медицины и техники.

В XIX веке в области производства началась целая революция. Как вы думаете, с каким изобретением это связано? Оказывается с изобретением паровой машины.

Ученик: Паровая машина – тепловой поршневой двигатель для преобразования энергии водяного пара в механическую работу. Пар, поступая в цилиндр паровой машины, перемещает поршень. Проект паровой машины непрерывного действия впервые разработал Иван Иванович Ползунов, ноне был использован. В Англии с изобретения такая же перовой машины, сделанной немного позднее Дж. Уаттом, началась промышленная революция, охватившая затем Европу. (показ слайда).

Учитель: К какой группе отнесём это открытие?

Учащиеся: К технике. (вывешивается надпись на доске).

Учитель: Как изменилось производство с изобретением паровой машины?

Ученик: На основе парового двигателя был изобретён первый автомобиль во Франции ещё в 1770 году Ж. Кюньо. В 1886г. В Германии Даймером и Бенцем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.(показ слайда)

Учитель: Различают автомобили пассажирские (легковые, автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные..), гоночные.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Техника. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: На основе парового двигателя были изобретены паровоз, пароход. Паровоз – локомотив с самостоятельной паросильной установкой (паровой котёл и паровая машина). Первые паровозы созданы в Англии в 1803г. Р. Тревитик . В России первый паровоз построен в 1833г. братьями Черепановыми. пароход – это судно, приводимое в движение паровой машиной или турбиной. Первый пароход «Клермон» построен в 1807г. в США Р. Фултоном. В России один из первых пароходов – «Елизавета» (для рейсов между Санкт – Петербургом и Кронштадтом) сооружён в 1815г.(показ слайда)

Учитель: К какой группе отнесём эти открытия? Техника. (вывешивается надпись на доске).

Учитель: Как вы думаете, все ли изобретения люди принимали с радостью? (Конечно, нет, люди думали, что это от дьявола, боялись пользоваться изобретениями)

Учитель: Например, в России. Для того чтобы привлечь пассажиров для поездки на поезде, строили специальные помещения – вокзалы, где проводили концерты для их привлечения. Отсюда пошло название «вокзал», что означает вокальный зал. Первый такой вокзал был построен в Павловске, где однажды дирижировал сам король вальса – композитор Штраус.

Учитель: XIX век – не только век развития промышленности, но и огромной работы учёных, которые подготовили почву для невиданного взлёта научно-технического прогресса. О каких изобретениях идёт речь?

Ученик: Изобретение электричества. (читает сообщение).

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Наука. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: На основе электрического разряда была изобретена лампа накаливания Т. Эдисоном. (читает сообщение).

Учитель: А вы знаете, что лампа накаливания была изобретена в России в 1872г. А.Н.Лодыгиным, а усовершенствована и запатентована Т. Эдисоном. Им было запатентовано более 100 изобретений.

Ученик: А я хочу рассказать об открытии телеграфа. (читает сообщение).

Ученик: В 1897г. Александр Степанович Попов – русский физик и электротехник начал работы по беспроводному телеграфу. Ещё раньше в 1895г. создал совершенный по тому времени вариант радиоприёмника и продемонстрировал его, используя в качестве источника электромагнитного излучения вибратор Герца. В том же году передал на расстоянии около 200 м первую радиограмму из одного слова «Герц». В 1900г. на Всемирной выставке в Париже за своё открытие получил Золотую медаль.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Наука и техника. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: А я расскажу о телефоне. Александр Грэм Белл в 1876 года запотентовал своё открытие в Бостоне США

Учитель: Так сложилось, что Белл общался в основном с глухими людьми: даже его жена и мать были глухими. Поэтому удивительно, вернее не понятно зачем Беллу изобретать телефон.
Кто же на самом деле изобрел телефон?

В 1860 году итальянец по имени Антонио Меуччи (Antonio Meucci) впервые продемонстрировал как работает придуманный им телефон (он назвал его «телетрофон/teletrofono»). Именно его считают подлинным изобретателем телефона. Однако, будучи нищим иммигрантом в США, он не смог найти 10 долларов, чтобы запатентовать свое изобретение в 1874 году.
Два года спустя американец Александер Грэм Белл получил патент на телефон, и ему достались и слава, и богатство. А сам изобретатель умер в нищете и неизвестности.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Техника. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: А немецкий физик, лауреат Нобелевской премии (1901 г)Вильгельм Рентген, не будучи врачом, внес неоценимый вклад в развитие медицины. В ноябре 1895 года обнаруживает странный вид излучения, отличный от известных ранее световых лучей. Новые лучи свободно проникают через непрозрачные тела, бумагу, металл, живую ткань. Уже в январе следующего года Рентген с помощью новооткрытых лучей получает на фотографической пластинке изображение своей руки, на котором ясно видны кости. Таинственные лучи ученый назвал лучами "X" (икс, то есть, неизвестными), впоследствии, они стали называться в его честь - рентгеновскими лучами. Он обнаружил, что эти лучи могут проникать почти во все предметы на различную глубину, зависящую от толщины предмета и плотности вещества. Так Рентген стал первым в мире радиологом. Вскоре эти лучи нашли широкое применение во многих отраслях науки, в частности, в медицине. Они и теперь применяются повсеместно для получения изображений органов, расположенных в глубине человеческого тела.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Наука. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: Подобное открытие совершил датский физиотерапевт Финзен Нильс Рюберг, удостоенный в 1903 Нобелевской премии по физиологии и медицине за работы по изучению действия ультрафиолетового излучения на организм человека. Основные работы Финзена посвящены изучению физиологического действия света. Финзен показал, что ультрафиолетовый свет обладает лечебным эффектом, в частности при туберкулезе кожи и нагноении при оспе. Предложил оригинальную конструкцию лампы, позволявшую использовать в медицинских целях электрическую дугу (лампа Финзена).
Учитель: Сейчас мы её с вами знаем как кварцевую лампу, которую применяют в физиотерапии для прогревания и для обезораживания больничных помещений.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Медицина. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: А я готовясь к уроку выяснил, что 28 декабря 1895г., братья Люмье в «Большом кафе» на бульваре Капуцинов в Париже первый раз публично провели сеанс «движущихся фотографий». Этот день считается датой рождения кинематографа. Братья вместе со своим отцом были руководителями крупной фабрикой фотоматериалов в Лионе. После многократных публичных сеансов происходивших начиная с марта 1895 года Люмьер, заказывает в мастерских, руководимых Карпантье, свой "синематограф". Он был одновременно съемочным, проекционным и копировальным аппаратом. Они и создали известность в большей части земного шара слову "синематограф" (или его производным "синема", "сине", "кино" и т. д.), означающему новый вид зрелища. Русский царь, английский король, австрийская императорская семья - все коронованные особы хотели видеть новый аппарат и этим создали ему большую рекламу. Два известных и наиболее популярных фильма Луи Люмьера - "Прибытие поезда" и "Политый поливальщик".

Учитель: А сейчас выходят на экраны фильмы в трёхмерном изображении, первый из них «Аватар». За 100 лет как развился кинематограф.

Учитель: Сегодня мы можем смотреть фильмы не только в кинотеатрах, но и по телевизору, который изобрели ещё в начале ХХ века, хотя этому предшествовало несколько десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий. Впервые влияние света на электричество (это явление называется фотоэффект – вырывание электронов из вещества, при воздействии на него светом) обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1887 году. Он подробно описал свои наблюдения, но объяснить это явление так и не сумел. В феврале 1888, русский ученый Александр Столетов провел опыт наглядно демонстрирующий влияние света на электричество. Столетову удалось выявить несколько закономерностей этого явления. Им же был и разработан прообраз современных фотоэлементов, так называемый «электрический глаз». В 1933 году, в США, русский эмигрант Владимир Зворыкин продемонстрировал иконоскоп – передающую электронную трубку. Принято считать, что именно В. Зворыкин является отцом электронного телевидения.
Приблизительно в то же время, независимо от Зворыкина, передающую трубку создает и советский ученый С. Катаев.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Наука и техника. (вывешивается надпись на доске).

Учитель: В области медицины огромным достижением является открытие Т. Мортоном наркоза. В центре Бостона (США) установлен в 1867 году памятник зубному врачу Томасу Мортону с надписью: "До НЕГО хирургия во все времена была агонией". Он первый успешно продемонстрировал операцию под эфирным наркозом 16 октября 1846 года. Страшно представить весь ужас хирургии тех времен, когда пациент оставался в сознании, пока врач пилил его кости. Возможность избавить людей от подобной боли - определенно один из величайших даров, который человек сделал своим собратьям.В своей практике дантиста Мортон занимался протезированием зубов. Чтобы сделать это хорошо, требовалось удалить корни старых зубов. Подобное удаление во времена до изобретения анестезии было очень болезненным, и необходимость каких-либо методов анестезии стала очевидной. 30 сентября 1846 года подвернулся великолепный случай проверить эфир на пациенте. В кабинет Мортона вошел человек по имени Эбен Фрост, страдающий страшной зубной болью, и пожелал применить все что угодно, лишь бы облегчить страдания при удалении. Дантист применил эфир и удалил больной зуб. Когда Фрост пришел в сознание, он сказал что не чувствовал никакой боли.

Учитель: Хотя операция проходила при свидетелях и о ней на следующий день сообщили бостонские газеты, событие не привлекло широкого внимания. Стало ясно - необходима более драматическая демонстрация. Мортон обратился к доктору Джону С Уоррену, старшему хирургу Массачусетской центральной больницы в Бостоне, с просьбой предоставить ему возможность для практической демонстрации - перед группой докторов - своего метода обезболивания. Доктор Уоррен согласился, и демонстрация была назначена в больнице. 16 октября 1846 года перед значительной аудиторией докторов и студентов-медиков Мортон усыпил пациента Гилберта Эббота эфиром, а потом доктор Уоррен удалил на шее Эббота опухоль. Анестезия полностью доказала свою эффективность, и демонстрация имела ошеломляющий успех. Эта демонстрация, быстро освещенная во многих газетах, стала основным толчком для широкого применения анестезии при хирургических операциях в течение последующих лет.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Медицина. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: Русский хирург Пирогов через год 1847 г. отправился на Кавказ в действующую армию, где при осаде аула Салты впервые в истории хирургии применил эфир для наркоза в полевых условиях.

Учитель: Его исследования положили начало научному анатомо-экспериментальному направлению в хирургии; Пирогов заложил основания военно-полевой хирургии и хирургической анатомии. Заслуги Николая Ивановича перед мировой и отечественной хирургией огромны.

Ученик: В 1928 году Александр Флеминг, сам того не подозревая, вплотную приблизился к главному открытию своей жизни. А произошло это так. В отличие от своих аккуратных коллег, очищавших чашки с бактериальными культурами после окончания работы, Александр не выбрасывал культуры по две-три недели, пока его лабораторный стол не оказывался загроможденным 40 или 50 чашками, и лишь тогда принимался за уборку. И вот, однажды, он оставил ставшую впоследствии знаменитой чашку на лабораторном столе и уехал отдыхать. Наступившее в Лондоне похолодание создало благоприятные условия для роста плесени, а наступившее затем потепление – для роста стафилококков. Вернувшись, Флеминг заметил, что многие культуры были испорчены пушистой, похожей на шерсть котенка, плесенью, и колонии стафилококков вокруг плесени растворились и вместо желтой мутной массы, виднелись капли, похожие на росу. Занявшись исследованием, Флеминг установил, что его чудодейственная плесень относится к «Penicillium Notatum».

Однако на этом и прекратились исследования Флемингом пенициллина, и прошло еще несколько лет, прежде чем пенициллин начал применяться в медицине.

Учитель: За всю историю человечества не было в мире лекарства, которое спасло столько жизней. Открытие пенициллина, а затем и других антибиотиков, произвело настоящую революцию в лечении болезней: антибиотики победили самые злые инфекции.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Медицина. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: Широкое внедрение в медицину методов антисептики связано с именем английского хирурга Д. Листера, который в 1865 г. предложил фенол (кислота карболовая) в качестве средства для лечения гнойных ран, дезинфекции помещений и перевязочных материалов. Применение фенола позволило резко снизить количество гнойных осложнений в хирургической практике.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Медицина. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: А я расскажу о шприце для инъекций.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Медицина. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: Еще в древности считалось, что кровь – это чудодейственная жидкость: стоит только ее применить, как жизнь может быть продлена на многие годы. Если человек выпьет кровь, то она заменит ему ту, которая была потеряна им. В 1628 г. английский ученый У.Гарвей открыл закон кровообращения. В 1667 г. во Франции врачами Дени и Эммерезом было произведено первое в истории человечества внутривенное переливание крови человеку. Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Первое переливание случайно оказалось удачным. В 1832 г. петербургский акушер Г.Вольф сделал первое в России переливание крови от человека человеку. Это была роженица, потерявшая большое количество крови. Ученые горячо взялись за внедрение в жизнь нового замечательного метода лечения. Однако уже с самого начала стало ясно, что в одних случаях перелитая кровь действовала прекрасно, в других - больные умирали.

В 1901г венский бактериолог К.Ландштейнер установил, что все люди по биологическим свойствам крови делятся на четыре группы. После открытия групп крови переливание крови стало могучим средством в борьбе за спасение человеческой жизни.

Учитель: Вы знаете, что в начале XIX века была создана «карета скорой помощи» для перевозки раненых с поля боя. Постепенно «карета скорой помощи» стала необходима и в мирное время. В 1847г. в Москве была единственная «карета скорой помощи». С изобретением автомобиля «скорая помощь» стала спец.транспортом.

Ученик: А я считаю, что одним из главных открытий является самолёты. (читает сообщение).

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Техника. (вывешивается надпись на доске).

Ученик: Учение о радиоактивности родилось на грани XIX и XX вв. и открыло новую эпоху в науке. Открытие радиоактивности привело к созданию не только ядерной физики, но и ряда других отраслей знания — радиохимии, радиобиологии, геологии радиоактивных веществ. С пуском в СССР в 1954 г. первой атомной электростанции ядерная энергия вышла за пределы научных лабораторий и началось ее промышленное применение. Самое страшное – это атомное оружие, которое сбросили 6 августа 1946г.на г. Хиросиму, а 9 августа на г. Нагасаки. Его последствие тысячи жизней.

Современные знания в этой области шагнули на совершенно иной уровень, дающий возможность регулировать и управлять энергий «мирного» атома, создавая атомные станции, генераторы жизнеобеспечения на атомных ледоколах, подводных лодках, в космической промышленности. Но есть и негативные стороны управляемого использования атомной энергии - за примерами далеко ходить не надо. 1986 год – катастрофа в Чернобыле. Аварии на атомных электростанциях во Франции, США… И это только верхушка айсберга - а о скольких мелких авариях нам с вами не известно! В заключение следует добавить, что человечество, научившись получать атомную энергию, столкнулось с массой проблем, которое оно так и не научилось решать даже в нашем, высокотехнологичном XXI столетии. Радиация, радиоактивное излучение – все это повлекло за собой необратимые последствия, в том числе мутации и болезни (особенно облучение и раковая опухоль), которые в последствии приводит, так или иначе, к гибели.

Учитель: К какой группе отнесём это открытие? Наука. (вывешивается надпись на доске).

Учитель: В прежние времена скорости движения были низкие, как и производительность труда. Развитие науки и техники, изобретение парового двигателя, открытие электричества позволили значительно увеличить скорости движения (пароход, поезд, автомобиль), электричество дало возможность передавать информацию на большие расстояния (радио, телеграф, телефон). Благодаря открытиям в медицине продолжительность жизни людей увеличилась в два раза.

III. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Учитель: Какое значение для современного человека имеют изобретения и открытия XIX и ХХ века? Какие требования новая техника предъявила человеку?

Ученики: Появилось множество новых профессий, повысились требования к уровню образованности, к умению работать в больших и малых коллективах, к дисциплинированности, вниманию, к скорости работы и принятию нужного решения.

Учитель: Перечислите открытия, о которых мы сегодня узнали.

Какие сведения об изобретениях ас особенно удивили?

Домашнее задание.

Работа в рабочих тетрадях с.24 №46, 47 распределить на группы и подготовить сообщение об одном из органов чувств: о зрении, слухе, обонянии, осязании, вкусе.

Оценивание ответов учащихся.