Использование ЛЕГО при подготовке к обучению грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Одним из важнейших условий успешной адаптации ребёнка в школе является его подготовка к овладению грамотой. Занятия по подготовке к обучению грамоте в ДОУ строятся с учетом ведущей деятельности, которой в дошкольном возрасте является игра. Не секрет, что все дети любят играть с ЛЕГО.

Включая в занятия элементы игры с ЛЕГО, образовательный процесс становится более насыщенным, интересным, разнообразным. Манипулируя с деталями ЛЕГО, дети учатся добру, творчеству, созиданию. Благодаря данной игре у дошкольников формируются коммуникативные способности, ведь каждая постройка – это своя история, которую ребёнок создаёт сам. Здесь нет неуспевающих. В каждом ребенке игра с ЛЕГО развивает уверенность в своих силах, учит доводить начатое дело до нужного результата и, главное, ребенок всегда наглядно получает продукт своего труда.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте используются ЛЕГО – мозаика и наборы ЛЕГО – ДУПЛА. С их помощью дети знакомятся со знаками, символами, цифрами, геометрическими фигурами и буквами. Выкладывая ритмический рисунок, дети осваивают строчку, находят начало строки, учатся ориентироваться на плоскости. Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания используется упражнение «Волшебный диктант», где тетрадный лист заменяется планшет - пластиной, а карандаш – ЛЕГО – деталями. При формировании у ребенка пространственных представлений и усвоении их словесных обозначений используется геометрическая мозаика. Сначала ребёнок должен научиться показывать, какие геометрические фигуры располагаются вверху и внизу от центральной фигуры, а какие - справа и слева от неё. В последующем, по словесной инструкции, дети сами располагают фигуры на пластине. Данные задания помогают детям в игровой форме усвоить такие понятия, как «вверху - внизу», «выше - ниже», «справа – слева». Собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трёхмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.

Важная роль при подготовке к школе отводится развитию мелкой моторики. Предлагая детям работу с мелкими элементами, требующими не только тонких и точных движений руки и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза, мы, педагоги, готовим руку ребенка к письму. Очень важно и то, что при сборке элементов одновременно работают обе руки, а значит, задействованы оба полушария головного мозга: левое ответственно за язык и речь, правое – за ориентацию в пространстве и некоторые эмоциональные состояния.

На начальном этапе по подготовке к обучению грамоте знакомим детей с термином «звук». С этой целью используются Лего – человечки в разноцветных костюмчиках. Для дифференциации гласных и согласных звуков в работе используются сыпучие материалы. Человечки в красных платьицах изображают гласные звуки, их туловище пустое, они всегда поют. В туловище человечков в синих и зелёных костюмчиках дети помещают сыпучие материалы (например, горох и манку). Эти человечки обозначают согласные звуки, они умеют шуршать и греметь. Проиграв один раз, дети перестают путать гласные и согласные звуки. Кроме того, использование сыпучих материалов при работе с ЛЕГО помогает детям определить «глухой» и «звонкий» звуки, а цветовая гамма – усвоить их «твёрдость» и «мягкость. Для уточнения предлагаем детям самостоятельно построить домики для своих героев. Человечки в синих костюмчиках живут в синем домике, возле которого проложена твёрдая синяя дорожка. Человечки в зеленых костюмчиках живут в зелёных домиках, рядом с их домиками мягкая зеленая лужайка. Создание постройки стимулирует и развивает потенциальные творческие способности детей, учит созидать и … разрушать. Но, ломая собственную постройку из ЛЕГО, дети имеют возможность создать другую или достроить из освободившихся элементов некоторые её части, выступая в роли творца. На занятиях мы учим детей не только различать звуки, улавливать разницу между оппозиционными звуками и выделять заданный звук, но и обучаем звуковому анализу и синтезу. Так, например, в игре «В гости к другу» ребёнок отвечает на вопросы, играя с человечком – ЛЕГО. Манипулируя «человечками», переставляя их местами, ребёнок экспериментирует, получает новые слоги. В последующем разноцветные «человечки» заменяются кирпичиками соответствующего цвета. Это необходимо для составления схем слов. Таким образом, детей знакомим с понятием «схема слова». По аналогии используем ЛЕГО при составлении схемы предложения. Однако, при этом следует помнить, что ЛЕГО – кирпичики должны быть другого цвета (жёлтого).

Известно, что для лучшего запоминания образа буквы необходимо задействовать как можно больше анализаторов (зрительный, тактильный, кинестетический). С данной задачей справляется ЛЕГО - конструктор. Для поддержания интереса на занятии, при знакомстве с новой буквой, детям предлагается загадка. Отгадка (буква) выкладывается на планшете с помощью ЛЕГО - элементов.

К концу дошкольного периода дети знают буквы, большинство из них умеют читать.

В процессе работы с конструктором ЛЕГО, кроме усвоения учебного материала, решаются задачи ознакомления с сенсорными эталонами, обучения способам их использования, развития внимания, наблюдательности, зрительной памяти, речи, мышления, мелкой моторики. Формируется взаимодействие анализаторов в процессе познания окружающего мира.