Логоритмическое занятие "Покровская ярмарка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели: Продолжать воспитывать у детей желание познавать культуру своего народа через сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, игры, обряды, народное декоративное творчество. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.

Программное содержание: Расширять представление детей о традиции и обычаях русского народа, учить использовать полученные знания и навыки в жизни. Развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развивать слуховое внимание и фонематический слух; развивать музыкальный, звуковой, тембровый, динамический слух, чувство ритма, певческий диапазон голоса. Побуждать уважение к взрослым и друг другу. Учить слушать собеседника, не перебивая его, выполнять установленные нормы поведения в коллективе.

Ход занятия

Дети-продавцы стоят за столами.

1-й зазывала:

Проходи, народ честной
старый средний молодой
покупай и продавай!
денег нет? Тогда меняй!

2-й зазывала:

Наша ярмарка большая
И чего здесь только нет.
Не видать конца и края,
Море сушек и конфет!

Заходят дети – покупатели.

1. Исполняется песня «Ехали купчики с ярманки»

Дети-продавцы предлагают свой товар

1-й продавец: Огурчики соленые! Огурчики соленые!

2-й продавец: Орешки калены для Алены и Матрены!

3-й продавец: Пудра и румяны для Елены и Татьяны!

4-й продавец: Ленты, кружева, платки! Что угодно для души!

Ведущий: Ах, как ярмарка шумит! Пряники с конфетами, народ торговый к нам спешит – люди разодетые. Посмотрите-ка, дивчина, словно ягодка-малина!Гуляла вдоль прилавка, присмотрела семь булавок, бусы красные, заколки, нитки яркие, иголки! Увидала вдруг купца – молодого удальца!

Ведутся торги.

2. Торги.

Купец: Здравствуй, красавица! Тебе у нас здесь нравится?

Покупатель-девочка: Здравствуй, купец! Дай-ка посмотреть! (разглядывает товар)

Чем удивишь? Где товар?
Прогрызла мышь?

Купец:

Мышами не торгую!
Купи-ка вещь любую:
Хоть плошки, хоть ложки…

Покупатель-девочка: Царапали их кошки!

Купец:

Кошки бежали по дорожке,
Не трогали ложки!
Купи самовар – славный товар!

Покупатель-девочка: Сам-то кудрявый, а самовар-то дырявый! В каждой чашке по букашке. А из хрустального стакана торчат усы таракана!

Купец: Ты, девица, видно шутница! Не ленива, не плаксива, стройна и красива! Так и быть дарю платки, расписные уголки!

Девочка-покупатель: Вот, спасибо, угодил! Добрым ты со мною был!

Ведущий: А так же на ярмарке продавали горшки.

3. Игра «Горшки»

Дети усаживаются на места.

Ведущий: Покров Пресвятой Богородицы. К этому дню крестьяне уже были посвободнее от земледельческих работ и поэтому начинали подготавливать избы к зиме: запасать дрова, первый раз топили печь, осуществляли последний сбор груздей и рыжиков, закармливали скотину последним снопом и с этого дня держали ее дома.

Многие парни с этого дня нанимались в работники. И, конечно, с этого дня начинались знаменитые Покровские ярмарки. А что такое ярмарка? (Ответы детей) Правильно! А еще на ярмарке можно было покататься на каруселях, попеть веселые шуточные песни, поплясать и посмотреть кукольный театр Петрушки.

Петрушка: Здравствуй, честной народ! Вам привет Петрушка шлет! Балагур и весельчак – продам шутку за пятак!

Ведущий: Хорош Петрушка! Красив как игрушка! Ты на ярмарку ходил, что Петрушечка купил?

Петрушка:

Полушалочек цветной – это мамочке родной!
А еще купил я грушу для дружочка, для Ванюши!
Дяде Феде – рукавицы!
Леснику – большой топор!
По платочку двум сестрицам, чтоб у них не вышел спор.
Все заказы я исполнил и себя не позабыл!
Про себя я тоже помнил – балалаечку купил!

На веселых праздниках играют и поют. Вот и я предлагаю веселую танцевальную игру. Внимание! Я буду называть движения, а вы выполняйте. Но будьте внимательны!

Петрушка: Тогда начали!

Играет веселая музыка, под которую Петрушка поет, показывая детям разные упражнения, путая детей.

Руки к пяткам и ушам,
На колени и к плечам,
В стороны, на пояс, вверх.
А теперь – веселый смех.
Все девчонки хороши!
Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи!
Все мальчишки хороши!
Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха! (постепенно ускоряя темп)

4. Пальчиковая игра «Я колю дрова»

Я колю, колю дрова, постукивающие движения костяшками больших пальцев
Я колю, колю дрова, постукивающие движения костяшками указательных пальцев
Я колю, колю дрова, постукивающие движения костяшками средних пальцев
Я колю, колю дрова, постукивающие движения костяшками указательных пальцев
Колю дрова на чурочки, постукивающие движения костяшками указательных пальцев
Горит огонь в печурочке, Руки соединяют в «замок» и шевелят пальцами
Гори, гори жарче печь, Сильно трут ладони, чтобы они стали горячими.
Будут детки пышки печь.  Затем дети могут «попробовать пышки» (подуть на ладони и понарошку поесть)

Петрушка: А еще любили шуточные песни, что мы сейчас с вами и споем.

5. Шуточная песня «Купим мы, бабушка…»

Ведущий: А на Покров не только знаменитые ярмарки проводили, но и собирались на первые вечерки, посиделки, беседы, на которых девушки пряли, вышивали и плели, а парни им помогали и, конечно же, пели частушки и плясали.

Петрушка: Ой, а я совсем забыл про посиделки. Поспешу-ка я, а вы продолжайте веселиться.

Ведущий:

Эй, девчата, хохотушки
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей, чтоб порадовать друзей.

6. Частушки

Мальчики-торговцы:

Вы красивы, спору нет
Вам даем один совет:
Покупайте сапоги,
Вмиг найдутся женихи!

Девочка:

Ох, торговцы! Ох, купцы!
Цены больно высоки.
Сбавьте хоть копеечку,
Куплю я банный венечек.

Мальчик:

Вы бы лучше не скупились.
Грош – не лошадь со двора!
Мы же так к вам торопились.
В сапогах уже дыра!

Девочка:

Коли парни сбавят цену,
Иль дадут с отсрочкою
Я кольцо себе надену,
Да еще с цепочкою.

Сарафан узором вышит
Милый, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит
Притворился, что глухой!

Где, девчата, справедливость?
Есть товар, а денег нет.
Мне сегодня ночью снились
Туфли, платье и жилет.

Все вместе:

Торговались, торговались –
Так положено у нас.
Чтоб на нас полюбовались
Вышли вместе на показ.

Ведущий: Хороши ваши частушки – мальчуганы и девчушки. Остальные, что сидите, плясать дружно выходите.

7. Танец «Светит месяц»

Ведущий: Наши посиделки продолжаются. И подошло время загадок:

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
(Дождь)

Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно…
(Листопад)

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка)

Стоит лепешка на одной ножке,
Кто мимо пройдет – всяк поклонится.
(Гриб)

Ведущий: На Покров – первое зазимье. Покров землю покроет – где листом, где снежком, поэтому в этот день последний раз собирали грибы: грузди, рыжики.

8. Игра «Под горой вырос гриб»

Под горою вырос гриб, Дети поднимают руки над головой и соединяют кончики пальцев, как бы показывая шляпку гриба.
Гриб увидел дед Архип. Приставляют ладонь к глазам («смотрят»)
День пилил, Прижимают ладони друг к другу, Руки к груди и вытягивают их вперед («пилят»)
Два рубил, Прижимают сложенные ладони к плечу и резко опускают руки («рубят»)
Гриб на землю не свалил. Прижимают ладони к щекам и качают головой
Крикнул старый бабку. Прижимают правую ладонь к груди и отводят Руку в сторону (2 раза)
Бабка гриб в охапку! Соединяют согнутые руки перед собой и слегка Покачивают ими.
Насолила, Собирают пальцы правой руки в щепоть и быстро перебирают ими («солят»)
Наварила, Делают круговые движения указательным Пальцем одной руки по ладони другой.
В гости звать тебя просила. Манят руками.
Всё! Резко поднимают обе руки.

Ведущий: Нет не все, отправляясь в осенний лес за грибами что грибники с собой брали? (Корзину) Сейчас посмотрим, как ловкие грибы прятались от грибников.

9. Подвижная игра «По грибы».

Меж еловых мягких лап Дети трут ладони друг о друга
Дождик кап-кап-кап Щелчки большим и средним пальцами
Где листок к листку прилип Прикасают бесшумно одну ладонь к другой
Вырос гриб-гриб-гриб Дети-«грибы» поднимаются на одной ноге, Держат руки над головой – «шляпка гриба»
– Кто найдет нас друзья? Спрашивают дети-«грибы»
– Это я! Я! Я! Говорят дети – «корзинка»
Под музыку дети-«корзинка» ловят детей-«грибов»

 

Ведущий: А у меня для вас есть еще одна загадка.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)

С ветки яблоко упало
и по саду пробежало.
Пробежало мимо Нины
Мимо Нининых подруг,
Мимо кустиков малины
И в траве исчезло вдруг.
Как же яблоко без ножек
Убежало? Вот вопрос!
Это ежик, серый ежик
На спине его унес.

10. Песня «Бедный ежик»

Ведущий: Осенью начинает рано темнеть, а чтобы мы делали без дружка Месяца и подружки Луны? Сколько песен сочинил народ про эти ночные светила. А лето красное никак не может обойтись без своего дружка – маленькой птички – жаворонка. И как же нам жаворонок поет про своего друга.

11. Песня «Жаворонок»

Ведущий: Жаль, конечно, что лето уходит. Но ведь и осень по своему хороша: красивая, щедрая. Недаром в это время года проводят ярмарки, на которых она радует нас своими богатыми дарами.

Сюрприз из тыквы.

Репертуар:

  1. Игра «Горшки». Сборник М.Ю. Картушина. Русские народные праздники в детском саду.
  2. Песня «Ехали купчики с ярманки»/ М.Ж., 5-06, А.А. Минулина
  3. Песня «Купим мы бабушка»/ М.Ж., 5-06, Н.А. Минулина
  4. Частушки/ М.Ж., 5-06, Н.А. Минулина
  5. По грибы/ сбор. «Русские народные праздники в детском саду»
  6. Танец «Светит месяц»/ Музыкальный руководитель, 5-06, Н.А. Минулина
  7. Песня «Жаворонок»/ Музыкальный руководитель, 5-06, М. Еремеева