Урок математики в системе РО Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова "Поиск места числа и начала по его месту на числовой прямой". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи.

Цели:

  1. Обучающие – опираясь на знания полученные о числовой прямой научиться находить место числа на числовой прямой.
  2. Развивающие – развивать умение детей анализировать, конкретизировать свои действия, умение сотрудничать.
  3. Воспитательные – вовлекать детей в коллективно-распределенную деятельность, формировать умение работать в паре и в группе, умение прийти на помощь товарищу, обучать самооценке и взаимооценке.

Ход урока

1. Создание положительного эмоционального фона урока.

Учитель: Доброе утро, ребята! Очень рада вас видеть!

Как ваше настроение? Я рада, что у вас хорошее настроение. И у нас в классе стало светлее от вашего доброго настроения. А с таким настроением интересно работать и любые задания кажутся легкими. Успехов вам!

За работу!

2. Создание ситуации успеха.

Перед уроком дети начертили на доске числовые прямые, лучи, прямые.

Рядом стоят вопросительные знаки.

У.: Я вижу, в ходе выполнения домашнего задания у вас появились вопросы.

Я очень рада, что вы не побоялись обозначить эти вопросы.

Авторы данных схем, поделитесь, что вас волнует?

Дети: Я не понял в чем отличие числового луча от числовой прямой.

У.: Кто поможет Альберту справиться с данной проблемой?

Д.: Альберт, числовой луч имеет начало, но не имеет конца. И мы его обозначаем так Стрелка указывает направление, а направление ты можешь выбрать сам.

Д.: У числовой прямой нет начала и нет конца. Мы ее чертим так:

У.: Покажите, с помощью сигналов согласны ли вы с высказыванием Насти?

(Дети показывают зеленый сигнал, что означает согласие.)

У.: Альберт, теперь ты понимаешь, в чем отличие? Сможешь повторить?

(Альберт повторяет и показывает на доске отличие числовой прямой от числового луча.)

У.: Было сложно?

Д.: Нет.

У.: Тогда предлагаю вам поучиться запрашивать необходимую информацию и самостоятельно превратить нерешаемую задачу в решаемую.

Перед вами прямая, превратите ее в числовую, какую необходимую информацию нужно запросить?

Д.: Мы должны выбрать точку начала отмеривания.

У.: Все ли согласны с этим высказыванием?

(Дети показывают сигналики.)

– Кто желает выполнить на доске?

(Один ученик выполняет на доске.)

Д.: Второй шаг надо выбрать направление на прямой.

У.: Согласны ли с этим утверждением?

(Дети показывают сигналики.)

Д.: Третий шаг – надо выбрать мерку.

У.: Все думают так?

(Дети показывают сигналики.)

Д.: И затем расставить числа в порядке возрастания.

У.: У Ани возник вопрос.

А.: А почему в порядке возрастания, а не убывания?

Д.: По направлению прямой числа увеличиваются.

У.: Ваше хорошее настроение творит чудеса, вы сделали волшебное превращение и превратили обычную прямую в числовую.

У.: Теперь вам предстоит самостоятельно выполнить волшебное превращение прямых в числовые и лучей в числовые лучи.

(Учитель раздает заранее заготовленные листочки, дети работают самостоятельно.)

По окончанию работы проходит взаимопроверка, взаимоконтроль.

У.: Обменяйтесь листочками, проверьте все ли правильно выполнил ваш товарищ по парте, если нет задайте ему вопросы.

У.: Оцените работу своего товарища.

(Все дети подняли зеленые сигналы.)

У.: Вы успешно поработали, молодцы!!! Теперь сможете научить других ребят делать такие волшебные превращения из простой прямой в числовую.

3. Создание ситуации разрыва.

У.: Начертите заготовку для числовой прямой. Определите направление и начало числовой прямой, шаг-мерку 2 клетки.

(Появляется запись:

У.: А теперь второе задание, у себя в тетрадях покажите дугой число “два”.

(На доске учитель умышленно показывает неверно.)

У.: Оцените свою работу и работу выполненную мной на доске.

Д.: Вы сделали верно, дугой обозначили “два шага”.

(В классе появляются красные сигналы.)

А.: Я не согласен с Богданом, надо шаги делать от самого начала, а вы сделали от единицы.

У.: Кто согласен с Глебом?

(Большинство детей показывают зеленые сигналы).

У.: Как же быть? Кто прав? Как доказать? Правильно ли найдено число “два” на числовой прямой?

Предлагаю разделиться на группы и зафиксировать данную проблему в знаково-символической форме.

4. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

(Дети разделились на четыре группы. Каждая группа ни листке формата А4 чертит схему. Вывешивают на доску, почти у всех получилась одинаковая схема.)

5. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

У.: Внимательно посмотрим на схемы. Попробуйте сформулировать учебную задачу.

Д.: Как правильно показать на числовой прямой число “2”.

У.: Как правильно показать место любого числа на числовой прямой.

У.: Посовещайтесь в группах, как верно это сделать.

(Дети работают в группах. По завершению работы показывают готовность группы.)

У.: Послушаем к какому выводу пришли ребята первой группы.

6. Решение учебной задачи, конструирование нового способа действия.

Представитель первой группы:

– Мы считаем, что число “два” надо показывать от начала. Ведь для того, чтобы верно показать число на прямой выбирается единая мерка-шаг. И если мы один раз отмечаем эту мерку, то будет число “один”, если делаем два шага, то будет число “два”.

(Представители разных групп показывают зеленые и красные сигналы. Не согласны представители второй группы.)

Представитель второй группы:

– А мы считаем, что и одной дугой можно показывать число “2”, ведь у нас есть мерки – шаги на числовой прямой и по ним легко догадаться, что это число “2”.

Смотрим, от начала два шага, значит там число “2”.

(Появляется масса красных сигналов.)

Представитель третьей группы:

– Мы не согласны с решением второй группы, мы согласны с решением первой группы. Если мы хотим показать число”2”, значит, мы должны от начала числовой прямой сделать два шага по направлению прямой, поэтому дугу Т.А. должна была поставить от начала, иначе это будет нарушение.

(В классе одни зеленые сигналы. Проблема решена.)

У.: Правильно ли я поняла, что любое число, на числовой прямой обозначается количеством шагов отмеривания от начала числовой прямой.

Д.: Да.

У.: Создайте модель правильного определения любого числа на числовой прямой.

7. Организация учебной деятельности детей по анализу данной проблемы.

У.: Это задание вы должны выполнить в группах. Начертите числовую прямую, выберите самостоятельно направление, мерку-шаг 2 клетки. Первая группа покажет на числовой прямой число 4, вторая – 5, третья – 7.

(Результаты вывешиваются представителями групп на доску, представители доказывают правильность выполнения задания группой, результаты оцениваются другими группами.)

8. Рефлексия.

У.: Какую задачу вы решали на уроке?

– Мы учились правильно строить числовую прямую.

– Что нового вы открыли сегодня на уроке?

– Оцените свою работу по степени трудности на полях тетрадки.

– Как вы думаете, чем мы будем с вами заниматься на следующем уроке?