Урок литературного чтения по теме "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить обучающихся с произведением.

Задачи:

  1. повторить работу со словарем – определением значений непонятных слов;
  2. развивать речь, память, технику чтения;
  3. воспитыватьбережное отношение к братьям нашим меньшим, к окружающему миру.
№ п/п Содержание Примечание

 

1. Организационный момент. Проверка рабочих мест
2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Н.А.Некрасова “Не ветер бушует над бором…”

Проверка проводится с учетом предварительного деления стихотворения на две части и чтение стихотворения проводится в паре.
3. Введение в тему.

Пословица “ Солнце светит, солнце сияет,

Вся природа оживает”

– О каком времени года говорится в пословице?

Пословица написана на доске.

Ответы детей.

4. Рассказ учителя с сопровождением иллюстрации “Половодье”.

– С наступлением весны солнце светит ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода ручьями начинает бежать на поля. Ручьи бегут в реки, реки разливаются и затапливают леса, поля, деревни. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода . А в народе это явление природы называют половодьем. Весной , во время половодья, очень трудно приходиться животным. Многие из них погибают . Поэтому животные нуждаются в помощи человека. Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Н.А.Некрасов “Дедушка Мазай и зайцы” Событие ,описанное в стихотворение, имело место быть в настоящей деревни Малые Вежи , где автор гостил у своего друга-охотника Мазая.

Так как данное произведение написано очень давно, в нем много незнакомых и старинных слов. Мы не употребляем их в речи.

На доске: гуторить, багор, силки, зипун, купчиха и т. Д

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем.

Подбор значений слов.

5. Прослушивание произведения с использованием аудио записи и со слайдами.

– Прослушивать вы будете все произведение , а в учебнике дан только отрывок.
– Обратите внимание на внешность дедушки Мазая.

Обучающиеся прослушивают аудиозапись.
6. Физкультминутка.  
7. Беседа после прослушивания.

– Как выглядит дедушка Мазай ?

 
8. Чтение данного произведения по строчкам.  
9. Беседа после ознакомления с текстом.

– Почему мало дичи осталось в тех местах?
– В каких словах мы слышим упрек мужикам?
– В какую беду попали зайцы?
– Как вели себя зайцы при виде Мазая?
– Почему зайцы стали прыгать сами в лодку ?
– Как Мазай называет зайцев? Прочитайте.
– С чем сравнивает зайца , стоящего на пне?
– На кого похожа зайчиха, которая копошилась у куста?
– Как размещались зайцы на бревне?
– Как вели себя зайцы , завидев берег?
– Как отнеслись сельчане к находке Мазая?
– что сказал дедушка на прощание?

Обучающиеся отвечают на вопросы.
10 Рефлексия. Игра-тест.

– Найдите ошибки в следующих строчках.

“ В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи водилось
Кабы сетями ее не ловили.
Кабы граблями (силками) ее не давили
Только уселась команда (босая) косая,
Весь городочек (островочек) пропал под водой.
“То-то !-сказал я.– Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики(зайчики),деда Мазая!”
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошиться лосиха(зайчиха).
Смотрят,на задние лапы встают,
Весла (лодку) качают, грести не дают…
Мы за деревней в кустах (в реке) очутились
Тут мои кролики (зайчики) точно сбесились…”

 
11. Творческая работа Домашнее задание . Проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения. По плану разбить на части.

Оценивание.