Основные функции пуговиц. Обтягивание пуговиц тканью

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Одним из блоков изучения технологии в 5 классе является блок “Обслуживающий труд”. В данной статье предлагаются методические рекомендации по изучению двух тем блока - “Основные функции пуговиц”, “Обтягивание пуговиц тканью”. При изучении данных тем рассматриваются следующие вопросы:

  • изучение истории возникновения пуговиц;
  • рассмотрение видов пуговиц;
  • изучение функций пуговиц;
  • изучение различных способов пришивания пуговиц к одежде;
  • овладение первичными навыками обтягивания пуговиц тканью.

Для формирования устойчивого интереса к предмету “технология” к данным урокам подготовлена презентации “Основные функции пуговиц. Обтягивание пуговиц тканью”, в которой вниманию обучающихся предложены виды пуговиц, их функции, различные способы пришивания пуговиц. Также в презентации есть слайды для закрепления знаний по технике безопасности при работе с ножницами, иголкой и утюгом.

Благодаря презентации дети узнают, что пуговица – это застежка на одежде, предназначенная для соединения ее частей. Также знакомятся с несколькими видами пуговиц: утилитарная (застежка), декоративная (украшение), информативная (используется как знак принадлежности к определенной профессиональной группе и применяется в форменной одежде). И в данной презентации приведены примеры (картинки пуговиц), соответствующие этим функциям. Картинки красочные, необычные пуговицы привлекают внимание детей, что формирует их интерес и желание поискать дополнительный материал по данной теме. Также благодаря презентации обучающиеся знакомятся с функциями пуговиц, среди которых самой распространенной является утилитарная (т.е. с практической выгодой или пользой). Можно познакомить детей с выражением “утилитарный подход к делу”, потому что для изготовления пуговиц с утилитарной функцией большое значение имеет материал, из которого она изготовлена. В связи с этим в презентации приводится очень интересный для детей пример. В 5 классе они изучают стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”, знакомятся с историей его написания, событиями, которые с этим связаны.
Из презентации они узнают, что во время Отечественной войны 1812 года губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда, потому что оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразное состояние, и пуговицы рассыпались.

С таким же интересом узнают дети о магической функции пуговиц, о том, что магическая природа определялась двумя способами: рисунками на пуговице и формами.

На Руси долгое время пуговица служила оберегом. В презентации дается лексическое понятие этого слова (оберег – предмет, оберегающий, охраняющий от порчи, дурного глаза).

Переходя к рассмотрению информативной функции пуговиц, можно задать детям вопрос развивающего характера: какую, по их мнению, информацию внимательный человек может узнать по пуговице. После ответов ребят предложить им слайды, которые рассказывают о принадлежности пуговиц представителям определенных групп профессий.

Так, дети узнают из презентации, что во времена Николая 1 по мундирной пуговице можно было определить, к какому ведомству относится носивший ее чиновник, в какие годы служил, что некоторые эмблемы дореволюционной России используются в настоящее время: дубовая ветка (лесничий), якорь (служащий флота), что бывают именные пуговицы.

Особый интерес у детей вызывает декоративная функция пуговицы (пуговица – украшение). Из презентации дети узнают, что пуговицы изготовляли из драгоценных металлов, и, конечно, такие пуговицы могли и могут служить украшениями.

Благодаря интересному материалу, вопросам, позволяющим учащимся включиться в беседу, представить свои знания о пуговицах, поразмышлять о материале урока, занятие проходит в хорошей эмоциональной атмосфере и подготавливает их к плодотворной практической деятельности.

Для второго урока необходимо повторить терминологию. Обучающиеся повторяют, что “пришить” - значит прикрепить фурнитуру на изделие стежками постоянного назначения.

После этого по слайдам презентации повторяется техника безопасности при работе с ножницами, иголкой утюгом.

Далее на 4 слайдах представлена технологическая карта “Обтягивание пуговиц тканью”. После ознакомления с каждым слайдом дети повторяют необходимые действия. После просмотра слайдов и закрепления сведений о своих действиях дети приступают к работе по индивидуальным инструкционным картам.

Обучение детей технике обтягивания пуговиц тканью помогает творчески решать учебные и практические задачи, у детей во время данной деятельности есть возможность проявить находчивость и в подборе материала, и в подборе формы пуговиц, и в закреплении ткани на пуговице.

Таким образом, на уроке прослеживается межпредметная связь с уроками истории, русского языка и литературы, химии, экологии, ИЗО, ОБЖ. Данная форма работы позволяет использовать элементы развивающего обучения.