Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Данный урок русского языка разработан по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др., которая обеспечена учебником “Русский язык. 5 класс”.

Тема “Главные члены предложения. Подлежащее” рассчитана на 1 час, изучается в разделе “Синтаксис. Пунктуация”. Всего на изучение темы “Главные члены предложения” отводится 2 часа. Данный урок 1 по теме.

Особенностью этого учебника является то, что большая часть упражнений предполагает списывание с дополнительными заданиями и чтение. Данный учебник не вполне соответствует требованиям нового образовательного стандарта по русскому языку, так как стандарт предполагает коммуникативно-деятельностный подход, то есть речевая деятельность учеников должна совершенствоваться во всех видах: продуктивной (говорение и письмо) и рецептивной (аудирование и чтение). Всё это было учтено при разработке урока.

Первый урок по теме “Члены предложения” предполагает элементы повторения орфограммы “Безударная гласная, непроверяемая ударением” и закрепления предыдущей темы “Виды предложений по цели высказывания” и “Восклицательные предложения”, освоение и систематизацию знаний о главных и второстепенных членах предложения. Практическая часть урока посвящена формированию умения опознавать главные и второстепенные члены предложения, находить грамматическую основу, производя анализ предложения.

Главным средством общения на данном уроке являются коммуникативные упражнения, формирующие рецептивный вид речевой деятельности – аудирование и продуктивной – говорение и письмо.

Аудирование проявляется в адекватном понимании услышанной информации, умении информационной переработки прослушанного сообщения. Говорение присутствовало на всех этапах урока и заключалось в умении воспроизводить в устной форме прослушанный текст, находить границы предложений путем анализа текста, аргументировать свой ответ и делать вывод, находить главные члены предложения, определять признаки членов предложения. Письму было отведено место на этапе закрепления при работе с раздаточным материалом и псевдотекстом, проявилось оно в умении создавать письменный текст по заданной модели.

На втором уроке речь идёт о подлежащем, как главном члене предложения и способах его выражения.

Планируемые результаты:

  • предметные: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубление знаний о подлежащем, как главном члене предложения, формирование умения синтаксического анализа предложений и морфологического анализа слов разных частей речи.
  • метапредметные: владение аудированием и чтением, говорением и письмом, умение определять цель предстоящей деятельности, строить логическую цепочку (схему), конструировать текст, создавать письменный текст по заданной модели, способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной форме, умение определять результаты учебной деятельности,
  • личностные: формирование умения самооценки, стремление к речевому самосовершенствованию, личностной самостоятельности при работе в группе, раскрытию творческих возможностей.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, таблицы “Загадки членов предложения”, листы самооценки, иллюстрации картин, дифференцированные задания для работы в группах.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Проверьте, все ли необходимое находиться на партах: дневник, тетрадь, ручка и учебник.

- Записываем число, классная работа. (слайд 1)

- Добрый день! - тебе сказали
- Добрый день! - ответил ты,
Нас две ниточки связали.
Теплоты и доброты.

- Надеюсь, сегодняшний наш урок пройдет в атмосфере доброты, всем присутствующим будет тепло и комфортно.

2. Выведение темы урока.

-Перед вами слова из стихотворения А.С.Пушкина. Составьте с ними стихотворную фразу и запишите её. (слайд 2)

(наступил, уж, октябрь, отряхает, роща, уж, с ветвей, нагих, своих, листы, последние)

-Что получилось? (слайд 3)

(Октябрь уж наступил.
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей).

- Что вы записали? Докажите.

- Итак, вы записали предложение. Таким образом, мы продолжаем разговор о предложении.

- Посмотрите на доску. Дополните схему и объясните, что она обозначает.

Звук ... ... ... ... текст.

(звук, слово, словосочетание, предложение, текст – единицы языка) (слайд 4)

3. Игра “Я учитель”

-А вы любите играть? Тогда поиграем. А называется игра “Я учитель”. Ученика 5 класса попросили выполнить задание: выписать из нашего предложения словосочетания. Ваша задача: найти ошибку, если она есть. Вот что он сделал.

Роща отряхает;
Последние листы;
С нагих ветвей;
Своих ветвей. (слайд 5)

- Верно. Грамматическая основа не является словосочетанием. Итак, тема урока: Главные члены предложения. Подлежащее. (слайд 6)

- Чем же мы сегодня будем заниматься?

Вспомним, что такое подлежащее;

Научимся находить его в предложении;

Узнаем способы выражения подлежащего;.

- Мы с вами сформулировали задачи урока. (слайд 7)

4. Игра “Крестики-нолики”

- Но прежде давайте вспомним сведения о предложении и выясним, кто же у нас лучший знаток правил. (р-та в тетрадях).

В строчку запишите цифры от одного до пяти. Я вам читаю утверждение по теме предложение, а вы ставите под цифрой +, если утверждение верно, - , если неверно.

1. Предложение – это единица речевого общения, где слова связаны по смыслу и грамматически.

2. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, называется фонетика.

3. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные..

4. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.

- Сколько правильных утверждений вы услышали?

- Объясните, в чём ошибочность суждения?

Посмотрите внимательно на доску и проверьте правильность выполнения задания. Поставьте себе оценку. Объясните свой выбор. (Слайд 8 (ответы)

1 2 3 4 5
+ - - - +

- Знакома ли вам, ребята, тема сегодняшнего урока?

- Прищло время вспомнить, что же такое подлежащее. Кто скажет? Верно?

5. Работа с учебником.

- Давайте откроем учебник и проверим, все ли мы правильно сказали (чтение теоретического материала)

6. Игра “Внимание” (интерактивная игра) (слайд 9)

- Чем чаще всего выражено подлежащее?

- Итак, чаще всего подлежащее выражено существительным. Но проблема в том, что не всегда мы правильно находим эту часть речи. Вот и сейчас части речи перепутались.

- Найдите среди слов существительные. Докажите правильность своего выбора.

- А теперь проверим, кто самый внимательный?

- Сколько существительных в мешке?

- Какие запомнили? Молодцы!

7. Работа в парах.

- Составьте с любым словом предложение, обсудите в паре и запишите самое, на ваш взгляд, красивое предложение.

- Определите способ выражения подлежащего.

8. Групповая работа.

- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.

- Как вы думаете, в чем его сложность?

- В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

- Я предлагаю вам побыть сегодня немного в роли учителей и познакомить нас со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в группах (конверты с заданиями разных цветов, что означает степень сложности, дети ориентируются по цвету: красный-очень сложно; синий-сложно; зелёный-просто). (слайд 10)

- Прошу вас самоопределиться и занять место в группе.

Инструктаж

- Итак, у нас есть группа исследователей. Ваша задача: поработать в рабочих карточках, заполнить первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”. Все остальные мы будем заполнять на последующих уроках, когда речь пойдет о других членах предложения.

  Имя существительное Местоимение Имя прилагательное Глагол Числительное Словосочетание
Подлежащее            
Сказуемое            
Определение            
Дополнение            
Обстоятельство            

Карточка 1 (ученые-исследователи)

  1. Проанализируйте предложенные предложения.
  2. Найдите подлежащее, укажите способ выражения.
  3. Заполните первый ряд таблицы “Загадки членов предложения”.
  4. Обобщите полученный результат.
  5. Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить – Родине служить.

- 2 группа –ученые –теоретики, которые поработают с предложениями и сформулируют полное правило, что такое подлежащее (учебник страница 62), добавив, чем может быть ещё выражено подлежащее.

Карточка 2 (ученые –теоретики)

Проанализируйте предложения. Найдите и подчеркните подлежащее.

Определите способ выражения подлежащего.

Сформулируйте правило, что такое подлежащее (учебник страница 62),добавив, чем может быть ещё выражено подлежащее.

1. Чьи это были следы? 2.Сытый голодного не разумеет. 3.Мне десять лет. 4.Она шла по улице.5. Готовиться к урокам не так-то просто. 6. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

3 группа – практики, которые запишут предложения в определенном порядке, чтобы в дальнейшем помогать работе групп.

Карточка 3 (практики)

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом. 2. Входят семь богатырей. 3. Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5. Наступила золотая осень. 6. Жить – Родине служить.

Имя существительное Местоимение Имя прилагательное Глагол Числительное Словосочетание  
           
 

1. Определите, какой частью речи является выделенное подлежащее.

2. Обращайтесь в случае необходимости к карточке-информатору.

3. Запишите предложения в определенном порядке, как это указано в таблице.

Карточка-информатор

Названия предметов (кто? что?) – это имена существительные:

Названия признаков предметов (какой? какая? какое? какие?) – это имена прилагательные

Названия действий (что делать? что сделать?) – это глаголы

Названия количества предметов или порядок предметов при счете (сколько? который?) – это имя числительное

Названия признаков действия (как? где? куда? откуда? когда?) – это наречие

9. Проверка работы в группах. (слайд 11)

1. Проанализировав предложения, мы сделали вывод, что подлежащее может быть выражено существительным (таким образом проверяется вся работа групп).

2. Какой пример приведет третья группа? Вторая группа?

3. Итак, вторая группа, вам слово. Составьте связный ответ: что же такое подлежащее?

- Кто повторит?

- Заполните, пожалуйста, свои таблицы “Загадки членов предложения”, с учетом новых сведений, полученных на уроке (ставится “+” под той частью речи, которой может быть выражено подлежащее).

  Имя существительное Местоимение Имя прилагательное Глагол Числительное Словосочетание
Подлежащее            
Сказуемое            
Определение            
Дополнение            
Обстоятельство            

- Проанализировав записи в своей таблице, сделайте вывод: какой частью речи может быть выражено подлежащее.

Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи. (слайд 12)

10. Оценивание групп.

- Оцените работу первой группы

- Кто из ребят был самым активным, на ваш взгляд.

- Объясните свой выбор..

11. Закрепление. (Учебник упражнение 157 – устно)

- Прочитайте предложение, назовите подлежащее, определите, чем выражено.

- Найдите и запишите предложение, в котором подлежащее и сказуемое выражены именем существительным. Докажите правильность своего выбора.

12. Работа с текстом

- Послушайте внимательно. (слайд 13)

Золотая осень – прекрасная пора. Идем по тропинке в лесу. Как разбушевался листопад! Листья покрыли все кругом.

- Что я прочитала?

- Докажите, что это текст.

- О чем данный текст?

- А вы любите осень?

- Назовите те особенности осеннего времени года, которые вам нравятся.

13. Творческая командировка.

- Ребята, а вы любите путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в заочную экскурсию.

  • 1-я группа отправляется в лес. Ваша задача написать мини-сочинение или сочинение-миниатюру на тему “Осень в лесу”. В помощь вам я предлагаю пейзажи осенней природы (слайды 14 репродукций картин и иллюстрации на тему осень).
  • 2-я группа отправится в осенний парк и опишет, как преобразились деревья в парке с приходом осени. Можете встать и посмотреть в окно, чтобы лучше представить картину, которую хотите описать.
  • 3-я группа составит несколько предложений или небольшой текст (3-4 предложения) на тему “Осенний день”, выбрав и употребив слова и словосочетания, записанные на доске.

Пасмурный день, солнечное утро, легкий морозец, свежий ветерок, разноцветные листья, осенний листопад, темные тучи.

14. Проверка творческой работы.

- Все внимательно слушают.

- Какое сочинение привлекло ваше внимание? Объясните свой выбор.

- Молодцы, вам удалось передать красоту осеннего пейзажа.

- А вот как описывают осень мастера слова в поэзии: (слайд 15)

Прекрасна ты, осенняя пора!
Задумчивой природы увяданье.

В прозе: (слайд 16)

Красив, наряден русский лес ранней осенью. Кругом желтые березы . ярким костром горят рябины. Словно груды малахита, зеленеют красавцы дубки. Веселым многоцветьем радуют клены, осины. Разноцветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья.

- Я надеюсь, что и мы с вами научимся также хорошо и красиво говорить и писать без ошибок.

15. Рефлексия

- Что вы делали на уроке?

- Как вы это делали?

- Зачем вы это делали?

16. Самооценка

- Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

- А сейчас давайте поработаем в наших листочках самооценки. (слайд 17)

Задание Успешность(+или-)
1 Формулировка темы, цели урока  
2 Игра “+/0”  
3 Работа в группе  
4 Творческая командировка  
5 Самооценка Оценка:

- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке “5”? Объясните свой выбор.

- Кто поставил сегодня себе за работу на уроке “4”? Объясните свой выбор.

- Кому сегодня не все удалось? Как ты думаешь, почему?

17. Оценки.

18. Домашнее задание. (слайд 18)

Пар.30-31 1.

1) мини-сочинение “Листопад”;

2) упр. 155 выделить основы предложений, поработать с орфограммами;

3) упр.156 сделать задание по образцу.

По вопросу презентации обращайтесь к автору.