Отмена крепостного права в России

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели и задачи урока:

  • подвести учащихся к формированию самостоятельных выводов о причинах и последствиях отмены крепостного права;
  • продолжить формировать у учащихся умения самостоятельно оценивать: качества процесса подготовки реформы;
  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
  • продолжить формировать у учащихся умения работать с текстами документов, развивать активность и самостоятельность при работе с информационными источниками в соответствии с поставленной задачей;
  • продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторически факты, выстраивать аргументацию собственной позиции, вести спор и терпеливо выслушивать противоположное мнение, находить компромиссные решения;
  • формировать нравственное отношение к реалиям изучаемого периода.

Идея урока: к сожалению, в повседневной реальности современные подростки оценивают события давно прошедших лет по принципу “было и было, теперь уже нет”. Поэтому основная идея урока, прежде всего, состоит в том, чтобы передать социально – экономическую атмосферу XIX века в годы правления Александра II 1855-1881г. Показать масштаб преобразований и отразить, какими способами власть пыталась модернизировать Россию. Увы, современное Александру II общество не сумело дать должной оценки свершившимся преобразованиям в аграрной сфере экономики России. Упреки сыпались и со стороны консервативного дворянства и со стороны новой силы – радетелей за народ.

На уроке используется презентация. В виде анимационных схем рассматриваются основные причины, события и положения крестьянской реформы 1861 г.

Основу урока составляет диалог учителя и учеников.

Ход урока

I. Император Александр II

(Слайд 2)

Урок начинается с представления личности императора Александра II – “сын царя, воспитанник поэта”.

Эпиграф к уроку:

Да встретит он обильный честью век!
Да славного участник славный будет!
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий: человек.
Биография Александра II

(Приложение 1)

Учитель. Его правление вызывает споры, втягивает нас в круговорот оценок. Предлагаю вам, анализируя основные факты его биографии высказать версии: Каким образом образование и воспитание Александра II могло повлиять на взгляды и убеждения будущего царя? Кто же он самодержец или реформатор?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

II. Крестьянский вопрос

Учитель. Каждое восшествие на российский престол в 19 веке было по-своему драматичным. Внезапная смерть отца, проигранная, но еще не оконченная война, острейшие внутренние проблемы и дилемма продолжения прежней политики или смена курса – всё это делало начало царствования Александра II весьма напряженным. 19 век стал временем перехода ведущих европейских стран от аграрного общества к индустриальному. В России переход к индустриальному обществу отличался заметной спецификой. Основу экономики страны по-прежнему составляла феодально – крепостническая система хозяйства.

Беседа с учащимися.

Вспомним из ранее изученного, что вы подразумеваете под понятием “крепостное право”?

Какие ассоциации у вас возникают при определении характерных черт крепостного права? Назовите характерные черты крепостного права.

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, составляем таблицу.

(Слайд 3,4)

Учитель. Напоминаю вам основные вехи закрепления крестьян.

(Слайд 5)

III. Причины отмены крепостного права

Учитель. Возглавив в 1846 году по поручению отца секретный комитет по крестьянскому вопросу, Александр Николаевич зарекомендовал себя сторонником крепостного права.

Давайте попробуем разобраться, что именно убедило взошедшего на престол Александра II в необходимости неотложных и кардинальных реформ.

Перед вами раздаточный материал на эту тему. Я предлагаю ознакомиться с документами, проанализировать их сделать выводы. Назовите причины отмены крепостного права.

Работа с документами по группам.

Первая группа будет знакомиться с речью Александра II, произнесённой им 30 марта 1856 года перед московскими, губернскими и уездными предводителями дворянства.

(Приложение 2)

Вторая группа будет знакомиться с речью Кошелева А.И.

(Приложение 3)

Третья группа будет знакомиться с отчетом III отделения канцелярии Его Величества.

(Приложение 4)

Вопросы ученикам первой группы.

  1. Каково отношение Александра II к отмене крепостного права?
  2. Почему Александра II считает необходимой отмену крепостного права?
  3. Как вы понимаете слова о том, что крепостное право лучше отменить “свыше, нежели снизу”?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

Вывод.

По мнению Александра II, крепостное право должна отменить сама власть и как можно скорее, поскольку затягивание этого вопроса может привести к волнениям, восстаниям со стороны крестьян и дате к революции.

Вопросы ученикам второй группы.

  1. Объясните отношение крестьян к барщине.
  2. Как сказывалось на развитии страны низкая производительность крепостного труда и отсутствие личной свободы у крестьян?
  3. Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

Вывод.

Крестьян не заинтересован в результатах своего труда. Низкая производительность крепостного труда, нерентабельность хозяйств, препятствует дальнейшему развитию сельского хозяйства. Отсутствие личной свободы у крестьян препятствовало дальнейшему развитию промышленности. Предпринимателям неоткуда было взять наёмных рабочих.

Вопросы ученикам третьей группы

  1. Как вы понимаете слова отчета III отделения?
  2. Как, по вашему мнению, можно ли сравнить крепостное право с рабством?
  3. Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем выводы.

Выводы.

Крепостное право – угроза общественного спокойствия. Крепостной право на практике ничем не отличалось от рабства.

Учитель дополняет ответ учащихся.

Крымская война. Поражение в Крымской войне наглядно показало экономическую и военно-техническую отсталость страны. Крестьянская Россия не выдержала военного соперничества с коалицией более экономически развитых и технически лучше оснащенных европейских держав. Причиной этого было крепостное право.

Составляем таблицу.

(Слайд 6)

IV. Проекты крестьянской реформы.

Учитель.

(Слайд 7)

Правительство желало в первую очередь узнать мнения помещиков о том, каким образом лучше отменить крепостное право. От помещиков ожидали инициативы в деле подготовки реформы. В итоге помещики ряда губерний изъявили желание начать обсуждение будущей реформы. В ответ Александр II издал:

Запись в тетради:

Рескрипт генерал – губернатору В.И.Назимову о разрешении создать в каждой губернии комитеты для обсуждения вопроса отмены крепостного права. Рескрипт – письмо монарха к подданному.

В течение 1858 года рескрипты были даны и остальным губернаторам и губернские комитеты начали свою работу.

Пользуясь текстом ученика, составьте таблицу – схему, которая отражает события, произошедшие накануне отмены крепостного права.

(Слайд 8)

Попытайтесь сообщить и выделить два ключевых слова, проблемы, вокруг которых шли горячие споры.

Вывод: земля и выкуп.

(Слайд 9)

V. Крестьянская реформа

Учитель.

Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля – шестой годовщине восшествия Александра II на престол.

Запись в тетради:

19 февраля 1861 года –

1) “Манифест об освобождении помещичьих крестьян их крепостной зависимости”

2) “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”

Вопросы ученикам:

  1. Какую власть над крестьянами потерял помещик?
  2. Оцените значимость гражданских прав, которые получили крестьяне. (Слайд 10)
  3. Как вы думаете, обладали ли крестьяне достаточными денежными средствами для выкупа земли?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем вывод.

Вывод.

Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянам. Гражданские слова и личная свобода – прежде всего отсутствие принуждения, возможность реализовать свои жизненные цели, проявлять хозяйственную инициативу, строить свою жизнь так, как человек считает правильным. Не имея средств, для выкупа, крестьянин становился временно обязанным, т.е. должен был исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком, до начала выкупной операции.

(Слайд 11,12)

VI. Подведение итогов

  1. Какое значение имело личное освобождение крестьян для экономического развития России?
  2. Почему правительство подчинило крестьян власти общины?
  3. Как вы думаете, какие виды деятельности избрало большинство получивших свободу дворовых?
  4. Выкупные платежи превысили рыночную стоимость крестьянской земли. За что же, в таком случае заплатили крестьяне?
  5. Подумайте и назовите “+” и “-” реформы 1861 г.
  6. Как вы думаете: почему день отмены крепостного права не был объявлен в России праздничным. Правомерно ли называть эту реформу Великой?

Выслушиваем версии учащихся и, обобщая, делаем итоговые выводы.

Крестьянская реформа 1861г важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:

а) создала необходимые условия для утверждения капитализма;

б) способствовала росту темпов экономического развития;

в) способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению новых социальных слоев – пролетариата и промышленной буржуазии; изменению самого крестьянства.

Однако, несмотря на своё прогрессивное знание, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила экономические интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильнейшим нравственным потрясением для помещиков, с другой стороны – реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам.

(Слайд 13-16)

Домашнее задание:

1. Выучить понятия и даты;

2. Подготовиться к игре: урок суд – (крестьянская реформа 1961 г. за и против);

  • Судье: сущность преобразований;
  • Адвокату: аргументы в защиту;
  • Прокурору: аргументы против;
  • Свидетелям: аргументы за и против;
  • Вердикт присяжных.

Список литературы.

1) Загладин Н.В. и др. Всемирная история, история России и мира с древнейших времен до конца 19 века 10 класс. “Русское слово” Москва – 2010 г.

2) Кузнецов И.Н. “История Отечества в таблицах и схемах” Ростов-на-Дону “Феникс” - 2012 г.

3) Колганова Е.В., Сумакова Н.В. “Поурочные разработки по истории России XIX век” Москва “ВАКО” 2012 год.