"В любое время года хорошая погода!" 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • объяснять природные явления;
  • познакомить детей со схематичными изображениями природных явлений;

Развивающие:

  • развивать у обучающихся образное мышление, любознательность и интерес к явлениям природы;
  • обогащать словарный запас детей;
  • содействовать развитию внимания, памяти, мышления;

Воспитательные:

  • развитие коммуникативных навыков;
  • учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

Ход занятия

Приветствие, проверка готовности к занятию, мотивация учащихся.

Здравствуйте ребята!
Я всех вас снова видеть рада!
Всем известно, в любом деле,
Очень правила важны
И вы об этом знать должны!
Вам думаю, напомнить нужно,
Что работать надо дружно!
Не ругаться, не кричать,
Во всём друг другу помогать!
И важно обязательно,
Слушать всё внимательно!
Вы, вижу, поняли всё верно,
И нам пора начать наверно…

Тема нашего занятия сегодня звучит так: «В любое время года хорошая погода!» (Слайд 1)

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

(Слайд 2)

Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными.

Сколько вы знаете времен года (сезонов)? Молодцы, всё верно! А теперь я загадаю вам загадки, разгадав которые мы с вами вспомним названия времён года и обсудим те изменения, которые происходят в это время в природе.

Ответить хочешь, не шуми,
А тихо руку подними!
Итак, первая загадка:

(Слайд 3 – загадка)

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня ... (Зима)

(Слайд 3 – ответ)

Что происходит в природе зимой? Какая бывает погода зимой? (Ответы детей)

(Слайд 4 – загадка)

Зеленоглаза, весела,
Девица – красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло,
Волшебство
– Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
– Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица – ...(Весна)

(Слайд 4 – ответ)

Что происходит в природе весной? Какая бывает погода весной? (Ответы детей)

(Слайд 5 – загадка)

Распрекрасная пора!
Ждёт её вся детвора.
Лес, озёра, луг с цветами,
Сад с румяными плодами –
Солнышком земля согрета,
Дарит людям радость … (Лето)

(Слайд 5 – ответ)

Что происходит в природе летом? Какая бывает погода летом? (Ответы детей)

(Слайд 6 – загадка)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я – ... (Осень)

(Слайд 6 – ответ)

Что происходит в природе зимой? Какая бывает погода осенью? (Ответы детей)

Смена времен года — вечное и неизменное явление природы, так же как смена дня и ночи. (Слайд 7)

Причина таких перемен заключена в движении Земли вокруг Солнца. Земля в своем годичном движении вокруг солнца то приближается к нему, то удаляется от него; ось Земли всегда наклонена под определенным углом и потому в разных точках Земли Солнце стоит на разной высоте над горизонтом и греет по-разному, от этого зависят и погодные условия. Определяющим в погоде разных сезонов: лета, осени, зимы, весны является температура.

А как вы думаете, из чего ещё, помимо температуры складывается погода (от чего она зависит)? (Слайд 8)

Температура воздуха, облачность, влажность воздуха, атмосферное давление, осадки, ветер – важные составляющие погоды!

Давайте с вами более подробно рассмотрим основные составляющие погоды.

Когда мы говорим о погоде, то обязательно скажем: «сегодня тепло» или «сегодня холодно», «ну и мороз сегодня». А ещё может быть жарко. И всё это называется одним словом – температура.

Для растений, животных, человека очень важны температура воздуха, почвы, воды и тела человека, так как для них одинаково опасны и сильная жара и сильный мороз.

Точно определить температуру по тому, как мы её чувствуем, нельзя. Для точного измерения температуры люди придумали прибор, похожий на тот, что лежит у вас на парте (детям раздаются демонстрационные термометры) и назвали его – термометр. (Слайд 9)

Ребята, а кто из вас знает, что им можно измерять? (Ответы детей)

Действительно, термометром можно измерять температуру воздуха (в помещении и на улице), тела человека и животных, воды и почвы.

А теперь давайте попробуем собрать с вами модель термометра из деталей конструктора «Лего» (дети собирают на платах из деталей конструктора «Лего» корпус термометра, затем прикладывают к нему заранее подготовленную шкалу с делениями и при помощи нитей красного и белого цвета обозначают трубку с жидкостью). (см. Приложение 2)

   

Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус.

Возле больших делений стоят цифры, которые показывают число градусов. В середине шкалы вы видите нуль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Отсчёт температуры ведут от ноля. Вверх от ноля отсчитывают градусы тепла, вниз – градусы холода. Конец столбика жидкости в трубке термометра показывает число градусов.

Посмотрите на термометры, которые лежат у вас на парте. Определите, какую температуру они показывают. Изменение высоты столбика термометра происходит при изменении температуры, чем теплее, тем выше поднимается столбик жидкости в трубочке термометра. И наоборот, чем холоднее, тем ниже столбик жидкости.

А теперь, я попрошу вас отметить на своих Лего-термометрах точно такие же показатели температуры, которые вы определили с помощью демонстрационных термометров.

А можно ли изобразить температуру с помощью условных знаков? (Ответы детей)

Температуру можно изобразить с помощью условных знаков (+21, -3).

(Слайд 10)

Попробуйте определить, что обозначает каждая часть этой записи. Ответ: двадцать один градус тепла, три градуса холода.

Плюс перед цифрой обозначает тёплую, жаркую погоду, а минус обозначает холодную погоду.

Прочитайте словами: +14, -7, +8, -15. (на платах «Лего» из деталей «Лего-мозаики» выложены показатели температуры). (см. Приложение 3)

     

(Ответы детей: 14 градусов тепла, 7 градусов холода, 8 градусов тепла, 15 градусов холода). В случае необходимости данные показатели можно продемонстрировать учащимся в виде простых карточек или на слайдах презентации.

Физкультминутка: (Слайд 11)

Мы сейчас все встанем дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Чтобы отдых пальцам дать,
Руками надо помахать.
Чтобы отдохнули ноги,
Мы попрыгаем немного.
Повернёмся вправо, влево,
Наконец присядем смело!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мы, ребятишки!
Замедляем дружно шаг.
И на месте стой, вот так!
А теперь мы сядем дружно
Нам ещё работать нужно.

(Слайд 12 – загадка)

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ... (Облака)

(Слайд 12 – ответ)

Что происходит в природе зимой? Какая бывает погода летом?

Облачность: (Слайд 13)

Ребята! Каждый день, чтобы узнать, какая на улице погода, мы смотрим на небо. Поднимая голову вверх, мы узнаём, пасмурно или ясно, облачно или дождливо сегодня. Облачность — это степень покрытия неба облаками.

По ходу обсуждения темы, отвечая на вопросы педагога, учащиеся с помощью деталей «Лего-мозаики» или шаблонов геометрических фигур (см. Приложение 4) выкладывают схематичные изображения такого природного явления, как облачность).

Ребята, кто из вас обратил внимание на небо когда шёл в школу?

Какое оно? (Ответы детей: ясное, пасмурное или облачное).

Ребята, а как вы понимаете выражение «Ясная погода»? (Ответы детей)

Ясная погода – безоблачная погода, без осадков.

А как это можно изобразить с помощью условного знака?

 

А, что, по вашему мнению, обозначает выражение «Переменная облачность»? (Ответы детей)

Переменная облачность, облачно с прояснениями.

А как это можно изобразить с помощью условного знака?

 

А как вы понимаете выражение «Пасмурно, сплошная облачность»? (Ответы детей)

Пасмурно, сплошная облачность.

А как это можно изобразить с помощью условного знака?

 

И днём и ночью по небу плывут облака. Облака образуются на земле. Теплый воздух, наполненный влагой, поднимается в небо. Достигая определенной высоты, он остывает. При низких температурах водяной пар превращается в маленькие капельки воды или кристаллики льда, из которых и состоит облако или туча. Необходимо около 100 000 000 таких капелек, чтобы образовалась одна дождевая капля.

Ученые ведут ежедневно наблюдения за образованием облаков. Зачем ученые изучают облака? (Ответы детей). Результаты помогают им предсказывать погоду.

Виды облаков: (Слайд 14)

По внешнему виду выделяют перистые, кучевые и слоистые облака.

Перистые облака очень лёгкие, они не могут быть причиной дождя или снегопада. Они обычно обещают хорошую ясную погоду.

А со слоистыми и кучевыми облаками связано выпадение таких осадков как дождь, снег или град.

Облака играют важную роль в жизни природы. Это источник влаги для земли, защита от зноя в летние, жаркие дни и защита от зимнего переохлаждения.

Мы с вами узнали, что облака состоят из мельчайших капелек, которые охлаждаются и превращаются в дождь, снег, град.

А, как одним словом можно назвать эти явления природы? (Ответы детей: осадки). Осадки так же, как температура и облачность являются важной составляющей погоды.

Давайте вспомним некоторые из них:

Класс делится на группы, каждая группа получает карточку с информацией о каком-либо виде осадков, внимательно её изучает. (см. Приложение 5)

Затем учащимся предлагается выложить по схеме аппликацию из кирпичиков Лего на тему «Условные изображения природных явлений».

(см. Приложение 1)

СНЕГ –
ИНЕЙ –
РОСА –

После того, как все группы выполнили свою работу, классу предлагается отгадать загадки. Если ответ на загадку совпадает с той информацией, которая содержится в карточке, которую учащиеся получили перед началом выполнения задания, то группа представляет эту информацию всему классу и демонстрирует выполненный знак – схему (условное обозначение природного явления).

(Слайд 15 – загадка)

Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает... (Иней)

(Слайд 15 – ответ)

Иней – это вид атмосферных осадков, представляющий собой тонкий слой ледяных кристаллов. Образуется он из водяного пара, вследствие охлаждения поверхности почвы, растений и других объектов до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, и часто сопровождается туманом. По форме частички инея напоминают снежинки неправильной формы. В ясные, тихие ночи, когда температура падает ниже нуля, иней выделяется вместо росы.

(Слайд 16 – загадка)

Вот так дивные проказы –
На траве горят алмазы.
Миллионы их, а все ж
В сундучки не соберешь.
(Роса)

(Слайд 16 – ответ)

Роса – вид атмосферных осадков, проявляющийся в виде капель жидкой воды, появляющихся на стеблях и на листве растений, а также на других предметах вблизи земной поверхности. Слово «роса» происходит от древнеславянского корня, означающего «вода». Образуется роса из-за охлаждения воздуха: водяной пар оседает на объектах вблизи земли и превращается в капли воды. Это происходит обычно ночью. Если в летнее время осадки невелики и выпадают редко, роса может иметь важное сельскохозяйственное значение.

(Слайд 17 – загадка)

Он все время занят делом. Он не может зря идти.
Он идет и красит белым все, что видит на пути.
(Снег)

(Слайд 17 – ответ)

Снег – это вид атмосферных осадков, состоящий из мелких кристаллов льда. Снег образуется в облаках из микроскопических капель воды. При падении на землю кристаллы растут и образуют белые шестиконечные снежинки размером около 5 мм. Многообразие снежинок поражает, т.к. не существует на свете двух одинаковых. Как известно, снег при сдавливании издает звук, напоминающий хруст или скрип. По мнению ученых, этот звук возникает от того, что под давлением кристаллики снежинок ломаются, издавая хруст. В зимнее время снежное покрывало покрывает землю огромными плотными сугробами. При весеннем ласковом солнце снег тает, превращаясь в веселые ручейки.

Какие ещё осадки вы знаете? (Ответы детей: дождь, град).

При составлении прогноза погоды люди пользуются условными обозначениями природных явлений.

Помимо осадков условными обозначениями отмечаются и другие природные явления, например:

(Слайд 18 – загадка)

Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.
Растворилось молоко – стало видно далеко.

Что это за природное явление? (Туман)

(Слайд 18 – ответ)

Действительно, туман.

Многие люди по ошибке, такое природное явление, как туман, называют осадками. Но, туман – это атмосферное явление, делающее воздух менее прозрачным, мутным, и предметы становятся плохо видимыми. Другими словами это облако у поверхности земли. По происхождению туманы делятся на сухие, где в создании участвуют дым, копоть и пыль, и влажные, где в создании участвуют жидкие и твердые частицы воды. В прохладные утренние осенние часы над низинами и над водоемами мы можем наблюдать густые туманы. В морозные зимние дни туманы также нередки.

Туманы в населенных пунктах, на автотрассах и в морях препятствуют нормальной работе всех видов транспорта. Прогноз туманов очень важен для народного хозяйства.

Учащиеся самостоятельно или в парах, выполняют в виде аппликации из кирпичиков Лего схематичное обозначение природного явления туман.

(см. Приложение 1)

ТУМАН –

Итак, что же у нас с вами получилось? Давайте посмотрим на экран и постараемся запомнить, что при составлении прогноза погоды, для обозначения таких природных явлений, как снег, иней, роса и туман люди используют именно такие условные обозначения.

(Слайд 19)

Игра «Прогноз погоды» (Слайды 20, 21)

Учащимся предлагается прочитать прогноз погоды, и, с помощью условных знаков, записать его маркером на пластиковой карточке «Кларо» или на простых бумажных карточках.

 

  • Ожидается переменная облачность, осадки в виде снега, температура воздуха 10 градусов ниже нуля.
  • Ожидается облачная погода, осадки в виде инея, температура воздуха 0 градусов.
  • Ожидается безоблачная погода, без осадков, температура воздуха 20 градусов выше нуля.

Подведение итогов занятия (Слайд 22)

Наша красивая планета полна загадок. Природные явления далеко еще не все познаны. Их насчитывается многие сотни на нашей планете – от самых обычных и привычных для всех нас с детства (кругооборот воды в природе, осевое и орбитальное вращение планеты, атмосферные осадки, времена года), до самых экзотических явлений – гейзеры, шаровые молнии и до крайне разрушительных – землетрясения, смерчи и цунами. К сожалению, пока еще нет ясного понимания сущности многих явлений природы, люди не могут давать точные прогнозы погоды и точно прогнозировать природные явления, и тем более управлять ими. Но наука постепенно «нащупывает» ключ к их разгадке. Мы сегодня с вами познакомились с условными обозначениями некоторых природных явлений, которые используются при составлении прогноза погоды. На следующем занятии мы с вами обязательно продолжим эту работу.

Творческое домашнее задание: Продолжить наблюдать за природными явлениями весны (время года указывается в зависимости от даты проведения занятия). Нарисовать условные знаки для таких природных явлений как ветер, радуга, гроза и др. и подобрать к ним загадки.

От чего зависит погода?
От места, в котором находишься ты:
От высоты, широты, долготы…
От осадков и ветра, атмосферы давления…
А также от нашего настроения.
Мы скоро вновь увидимся с вами обязательно,
Спасибо, что меня вы все, слушали внимательно!

Наше занятие закончилось, я прощаюсь с вами и желаю вам «Хорошего настроения, невероятных приключений и удачных наблюдений!».