Урок математики по теме "Шкалы и координаты". 5-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок-исследование с НРК.

Цель урока:

  • дидактическая – рассмотреть практическую направленность знаний шкалы, делений шкалы; повторить понятие шкалы, повторить единицы измерения на различных приборах измерения, ввести понятие координатного луча, научиться определять координаты точек координатного луча.
  • развивающая – развитие умений различать деления шкал; развитие умений применять полученные ЗН в решении задач; определять координаты точек на координатном луче.

Оборудование: чертежные инструменты, презентация PowerPoint.

Ход урока

1. Организационный момент. (Учитель приветствует и сообщает тему урока)

(слайд №1)

2. Актуализация ЗУН.

(слайд № 2) Вычислить устно:

  • 37+27=
  • 41-12=
  • 36-18=
  • 22-15=
  • 68-29=
  • 56-17=
  • 44+19=
  • 28+18=
  • 54+26=
  • 27+15=

Устный опрос: (слайд №3,4)

- Дайте определение отрезка

- Дайте определения луча.

- Дайте определение треугольника.

По рисунку определите:

- Какие точки принадлежат прямой а?

- Какие точки не принадлежат прямой а?

- Какая геометрическая фигура изображена на рисунке?

- Назовите вершины, стороны,углы.

(Слайд № 5) На слайде представлены разные геометрические фигуры:

Учитель: Ребята, я прошу вас посмотреть на геометрические фигуры, назовите их. С помощью каких инструментов можно чертить эти фигуры?

3. Изучение нового материала (слайд №6, 7)

Учитель: С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка? Длины отрезков измеряют линейкой. На линейке нанесены штрихи. Они разбивают линейку на равные части – деления. (слайд № 8). Расстояние между мелкими рисками  равно 1 миллиметр, а между крупными 1 сантиметр.  Все деления линейки образуют шкалу. Шкалы бывают не только на линейках. Какие приборы имеют шкалы? Термометр Каждое деление соответствует одному градусу Цельсия. Какую температуру показывает термометр? - Длины измеряют разными измерительными   приборами. Шкалы могут быть и на других измерительных  приборах, например термометр. Данный термометр имеет цену деления равную 1 градус Цельсия (слайд №9)

4. Историческая справка (слайд №9)

Андерс Цельсий - (1701-1744), шведский астроном и физик. Родился 27 ноября 1701 в Упсале. Окончил Упсальский университет и с 1730 до конца жизни был профессором этого университета. При его участии была организована Упсальская обсерватория, директором которой он стал в 1740. В 1733 Цельсий обнародовал данные наблюдений северного сияния, полученных им самим и другими астрономами в период с 1716 по 1732. В 1763 он принимал участие в экспедиции, целью которой была проверка гипотезы И.Ньютона о том, что Земля сплющена у полюсов. В 1742 опубликовал работу с описанием стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0°, а температура таяния льда - за 100°. Позже шведский биолог К.Линней "перевернул" эту шкалу, приняв за 0° температуру таяния льда. Этой шкалой мы пользуемся до сих пор, называя ее шкалой Цельсия. В 1948 она была принята как международная.

Учитель: На рисунке внизу изображен луч ОХ. Отметим на этом луче точку F. Под началом луча, точка O, напишем число 0, а под точкой   F — число 1. Отрезок OF называется единичным отрезком. Нанесем на луч точку D,  так чтобы расстояние OF было равно расстоянию FD и под точкой D  напишем число 2. Затем на этом же луче отложим отрезок DE, равный единичному отрезку, и под точкой E напишем число 3. Повторяя эти действия, мы получим бесконечную шкалу. Ее называют координатным лучом.  Числа 0, 1, 2, 3, ..., соответствующие точкам O, F, D, E ...,  называют координатами этих точек.  Пишут: О(0), F(1), D(2), E(3)   и т. д.

Учитель: Шкалы могут быть и на других измерительных  приборах (слайд № 10-17)

5. Решение упражнений из учебника № 108-112 Стр 23-24

6. Подведение итога урока (слайд № 18-19)

Учитель: - Какую температуру показывает термометр?

Прочитайте (слайд 19)

7. Домашнее заданиеп.4 стр. 21-22 №137,138,144