Тема урока "Астрономия в координатах"

Разделы: Математика


Цели: Научиться строить основные созвездия в декартовой системе координат; находить их на карте звездного неба и на небе.

Ни одно животное не станет
Смотреть вверх... Только это
Нелепое создание – человек -тратит
Время попусту, глазея на небо.
Герберт Уэллс.

Оборудование урока: выставка книг (Атлас по астрономии, Энциклопедия для детей), карты звездного неба, задания для построения созвездий, тест.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Цель: Внимательно прослушать лекцию учителя, чтобы потом выполнить тестовую работу.

1). Величественна картина звездного неба. Тысячи звезд, мерцая и переливаясь, манят к себе любознательные умы. Человек пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли существовал и если нет, то возник ли сам или создан богами. Постижение звездного мира бесконечно, но начало познания неба просто, потому что большинство небесных явлений повторяются совершенно одинаково несчетное количество раз. Астрономия – наука о Вселенной. Она изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе, а небо испокон веков притягивало внимание людей. Т.о., астрономия изучает движение небесных тел, их природу, происхождение и развитие.

2). Земля – одна из планет солнечной системы. Планеты и Земля в том числе светят отраженным солнечным светом. И на небе мы их видим в виде звездочек. В отличие от них, Солнце – самое светящееся небесное тело. Оно – единственная звезда в солнечной системе.

3). У планет есть спутники: естественные и искусственные. Луна – естественный спутник Земли (светит отраженным солнечным светом).У Марса – Фобос и Деймос. У Юпитера – 60 спутников (Европа, Гео и т.д.), у Стурна – 50, у Урана – 27, у Нептуна – 13.

Искусственные спутники предназначены для шпионажа, наблюдения за землей, установления связи. Ямал – искусственный спутник Земли.

4). В безоблачную и безлунную ночь, вдали от городского освещения взору открывается величественная картина звездного неба. Кажется, что невозможно разобраться в этой россыпи звезд. Тысячи лет назад люди мысленно соединяли наиболее яркие звезды в разнообразные фигуры (созвездия ) и называли их именами персонажей древних мифов и легенд.

В настоящее время существует 88 созвездий. Для их определения и нахождения на звездном небе используют звездные карты и систему координат: декартову и экваториальную.

5). Работа с картой звездного неба. Легенда о созвездии “ Большая Медведица” (легенды можно найти в Энциклопедии для детей).

2. Практическая работа (в парах).

Цель: построить заданное созвездие в декартовой системе координат.

Сейчас нам предстоит построение созвездий в прямоугольной системе координат, отмечая точки в плоскости сразу их последовательно соединяйте.

- Что такое созвездие? (Созвездия (характерные группы ярких звезд) - это памятники древней культуры человека, его мифологии, его первого интереса к звездам.)

- Что такое прямоугольная система координат?

- Кто является ее основателем? (Рене Декарт)

Построение созвездий в координатах.

Созвездие “Лебедь”.

(-3;4), (-2;2), (0;0), (2;-2), (5;-3). (3;1), (0;0), (-3;-1), (-7;-2).

Созвездие “Весы”.

(1;5), (-2;4), (-5;5). (1;5), (-5;-1). (1;5), (-1;-2). (1;5), (3;1).

Созвездие “Льва”.

(2;5), (1;4), (0;4), (-1;3), (-1;2), (-5;1), (-7;-2), (-5;-1), (0;0), (-1;2).

Cозвездие “Дракона”.

(12;6), (14;0), (12;-1), (9;-5), (4;-7), (1;-7), (-1;-6), (-4;-2), (-4;2), (-7;5), (-10;5), (-10;2),

(-8;-5), (-11;-7), (-7;-9), (-6;-7), (-8;-5).

Созвездие “Цефея”.

(0;5), (-1;4), (-2;1), (1;-1), (6;-1), (3;2).

Созвездие “Кассиопеи”.

(-5;0), (-3;2), (-1;0), (1;0), (3;-2).

Созвездие “Андромеды”.

(-2;9), (0;7), (1;4), (2;-2), (-2;-1), (-2;5), (-4;4).

Созвездие “Персея”.

(-5;-3), (-2;-2), (0;-1), (2;-2), (4;-1), (5;0), (6;2); (0;-1), (1;1), (1;3).

Созвездие “Пегаса”.

(-6;8), (-4;9), (0;7), (1;5), (8;5), (8;-2), (0;-1), (-2;-4), (-2;-2).

Созвездие “Кита”.

(11;-7), (9;-6), (10;-5), (7;-1), (4;-1), (2;0), (-3;0), (0;3), (6;1), (9;2).

Созвездие “Малой Медведицы”.

(6;6), (3;7), (0;7,5), (-3;5,5), (-5;7), (-8;5), (-6;3), (-3;5,5).

Созвездие “Большой Медведицы”.

(-15;-7), (-10;-5), (-3;-6), (6;-6), (5;-10), (-1;-10), (-3;-6).

3. Работа с картами звездного неба (нахождение созвездия на карте).

Провести выставку всех созвездий.

4. Тестовая работа.

Цель: проверить усвоенные знания.

Тест

1. Определи по рисунку название созвездия

а) “Льва” а) “Льва”
б) “Весы” б) “Весы”
в) “Лебедь” в) “Лебедь”

 

а) “Цефея” а) “Цефея”
б) “Кассиопеи” б) “Кассиопеи”
в) “Андромеды” в) “Андромеды”

2. Установите соответствие:

Нептун Планета
Лебедь  
Солнце Созвездие
Луна  
Земля Естественный спутник
Кассиопея  
Ямал Звезда
Венера  
Весы  
Ио Искусственный спутник

3. Подчеркните одной чертой самосветящиеся космические объекты, двумя чертами те, которые светят отраженным солнечным светом:

Нептун, Солнце, Земля, Луна, Ио, Альфа Центавра, Уран, Альфа Лиры.

Ответы

1. Определи по рисунку название созвездия (подчеркнуты)

а) “Льва” а) “Льва”
б) “Весы” б) “Весы”
в) “Лебедь” в) “Лебедь”

 

а) “Цефея” а) “Цефея”
б) “Кассиопеи” б) “Кассиопеи”
в) “Андромеды” в) “Андромеды”

2. Установите соответствие:

  • Нептун (планета)
  • Лебедь (созвездие)
  • Солнц е(звезда)
  • Луна (естественный спутник)
  • Земля (планета)
  • Кассиопея (созвездие)
  • Ямал (искусственный спутник)
  • Венера (планета)
  • Весы (созвездие)
  • Ио (естественный спутник)

3. Подчеркните одной чертой самосветящиеся космические объекты, двумя чертами те, которые светят отраженным солнечным светом:

Нептун, Солнце, Земля, Луна, Ио, Альфа Центавра, Уран, Альфа Лиры.

5. Домашнее задание. На координатной плоскости построить другое созвездие и подготовить о нем сообщение, которое можно найти в Энциклопедии для детей.