Использование ИКТ в практике

Разделы: Начальная школа


Обучение любому предмету в школе должно быть организовано так, чтобы ученику было интересно на уроке, чтобы он сам стремился получать новые знания, и учителю не приходилось заставлять его усваивать учебный материал. Часто ученики начальной школы связывают компьютер с играми, поэтому моя задача как учителя - научить детей использовать “умную машину” не только для игровых целей, но и для учебных. Чтобы ученик продуктивно и деятельно работал на уроке, требуется использовать активные методы обучения. Они отличаются от других высокой вовлечённостью в учебный процесс обучающихся, побуждают быть активными, стимулируют мышление, обеспечивают запоминание главного. Нетрадиционные методы, формы занятий позволяют моим учащимся научиться принимать решения в различных ситуациях. Ведь именно на этом этапе можно подготовить учащихся к использованию в учебной деятельности информационных источников, сформировать элементарные умения и приобрести навыки работы с компьютером. А уж его использование открывает большие возможности тогда, когда можно показать то, что на доске не изобразишь и словесно не опишешь. На мой взгляд, это и будет первым шагом учащихся в информационное образовательное пространство.

Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор.

Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий - создание эффекта присутствия (“Я это видел!”), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. На своих уроках по обучению младших школьников внедряю следующие мультимедийные дидактические средства.

Слайд представляет собой отдельный фрейм (окно), занимающий всю доступную площадь экрана, на которой размещаются учебный текст, графические, видео - и аудиообъекты, предназначенные для организации интерактивного процесса между компьютером и учеником.

Слайды использую на уроках для иллюстрации каких-либо теоретических сведений, положений, объяснения понятий и т.д. Предлагаю учащимся посмотреть слайды, на которых представлена информация учащиеся отмечают для себя, какая информация, размещенная на слайдах, является для них новой, какая — знакомой, какая требует уточнения, а какая кажется им спорной. Переработанный и осмысленный учащимися учебный материал анализируем затем в подгруппах и при необходимости корректируется, а затем выносится на коллективное обсуждение.

Видео выдержки из словаря - это точные выдержки словарной статьи, демонстрируемые на экране компьютера. В них раскрывается лексическое значение слова, дается анимированное изображение объекта, о котором идет речь. Показ написания слова на экране позволяет проводить и словарно-орфографическую работу. Красочное оформление таких выдержек способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографического образа. Видео выдержки из словаря предлагаются вниманию учащихся, как правило, при объяснении нового материала. Для эффективности работы со словарными словами использую следующее, на слайд вывожу слово - его лексическое значение, словоформы, картинки, а так же познавательные сведения, подборка элементов фольклора и устного народного творчества. Данная работа позволяет расширить словарный запас, кругозор, знакомит с фольклором, носит познавательный характер, а также повышает мотивацию.

Видео выдержки из произведений художественной литературы - это

взятые из какого-нибудь текста, выводимые, как правило, на экран компьютера бегущей строкой. Видео выдержки из произведений художественной литературы сопровождаются - иллюстрациями из художественных произведений, которые служат фоном для напечатанного текста. Видео выдержки подбираю в соответствии с изучаемыми темами. Они используются как во время коллективной работы со всем классом, так и в форме самостоятельной работы учащихся на любых этапах урока. Видео выдержки из произведений художественной литературы позволяют проводить исследовательскую работу по анализу текста, установлению содержательно – логических связей в тексте.

Видео задачи это упражнения, которые выполняю на уроках посредством умозаключений с использованием текстового материала, предъявляемого на экране компьютера. Видео задачи решаются младшими школьниками при объяснении нового материала или организации работы над ошибками, а также в ходе обобщающего повторения. Предлагаю учащимся посмотреть набор статичных кадров для того, чтобы, восстановить недостающие в схеме композиционные элементы основных типов текста или найти лишние. Помимо этих задач, учащиеся могут решать и другие. Например, после просмотра фрагмента предлагается передать его содержание, составив из опорных слов, пять предложений, связанных между собой по смыслу, и записать их. Подобного рода задания позволяют развивать связную речь младших школьников.

Видео кроссворды — это игры-задачи. Видео кроссворды составляю для проверки знаний учащихся с помощью программы Excel. Использую как для одновременной работы со всем классом, так и для индивидуальной работы с учащимися. На уроках учащиеся разгадывают кроссворды после изучения тем . Такая работа носит интерактивный характер, так как в поисках правильного ответа на поставленный вопрос осуществляется взаимодействие между учеником и компьютером.

Видеоигры — это вид учебной деятельности, позволяющий учащимся в увлекательной форме с помощью компьютера получать, расширять, закреплять и проверять знания. Видеоигры придают процессу обучения занимательный характер, способствуют возникновению меж предметных связей и повышают мотивацию учеников. Использую для проверки усвоения материала учащимися. Это могут быть игры по созданию иллюстраций к художественным произведениям, шарады, в которых по визуальному образу нужно угадать зашифрованное слово или выражение, конкурсы на лучшую компьютерную рекламу, лучшую презентацию.

Видео таблицы — этот печатный видеоматериал применяю при изучении нового материала, закреплении знаний. Так при проверке знаний учащимся предлагаю заполнить столбцы таблицы. Она состоит из трех столбцов (новое, знакомое, возникли вопросы), в каждую из которых учащиеся записывают в виде опорных слов информацию. Эту таблицу учащиеся затем используют при передаче полученных знаний . Применение видео таблиц на уроках позволяет мне проводить работу по сопоставлению, противопоставлению, т.е. сравнению.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Такие уроки дают возможность мне

  • наглядно представлять материал;
  • использовать дополнительные возможности компьютера;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации с помощью анимации;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • повышать познавательную активность учащихся;
  • формировать у них познавательные интересы;
  • существенно повышать качество знаний;
  • раскрыть творческие способности детей;
  • экономить время.

Такие уроки позволяют учащимся:

  • с удовольствием посещать уроки;
  • при помощи яркого наглядного материала легко воспринимать даже самый трудный материал;
  • анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний;
  • научиться составлять графические схемы (кластеры) и с их помощью связно пересказывать научно-публицистические тексты;
  • самостоятельно готовить небольшие выступления, доклады по изучаемым темам;
  • учиться ради познания нового, а не ради оценки.

Мультимедийные технологии использую:

1. Для объявления темы

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.

2. Как сопровождение объяснения

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.

3. Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

При организации самостоятельной работы на уроке предусматриваю наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.

4. Для контроля знаний

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.

Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. На мой взгляд, не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме. При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделяю и дублирую друг друга только там, где это действительно необходимо.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках, прежде всего, учитываю психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов придерживаюсь ряду основных требований:

Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

Для надписей и заголовков употребляется четкий крупный шрифт, ограничивается использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.

Выносятся на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся записывают в тетради, прочитываются вслух во время демонстрации презентации.

Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, “неядовитого” цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный размер и равномерно заполнять все экранное поле.

Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.

На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса я:

  • избегаю монотонности, учитываю смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  • ориентируюсь на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  • даю возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
  • учитываю фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно контролирую то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Преимущества использования мультимедийных презентаций Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.