Урок русского языка по теме "Состав слова. Закрепление" (УМК "Начальная школа XXI в."). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  • формирование умения определять способ образования слов и соотносить слова и схемы слов;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • воспитание эстетического вкуса у детей;
  • развитие чувства прекрасного.

Оборудование: рабочая тетрадь, карточка-помощница у каждого ученика (Приложение), репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», демонстрационная карта «Порядок разбора слова», снежинки с графическим изображением частей слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.

– Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Настрой детей на работу.
  • Сообщение целей урока.

– Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе.

– Посмотрите на экран, зимний январский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор.

II. Каллиграфическая минутка.

(Слайд 2)

Ззз Зве Зим

– Что можете сказать про звук З?

(Согласная, звонкая, парная).

Словарная работа (Слайд 3)

Адрес, берёза, ветер, воробей, ворона, город, декабрь, дорога, заяц, карандаш, корзина.

Проверка словарной работы (Слайд 4)

III. Работа по теме урока.

У вас на столе лежат карточки в них нарисован грамматический человек, вот мы сейчас и должны будем сформировать лицо этого человека. Сейчас вы проверите сами себя, как обозначаются части слова и как они называются, и лицо человечка “примет” определённое выражение. (Слайд 5)

  • Что такое окончание? (Ответы детей). Графически обозначаем левый глаз.
  • Что такое суффикс? (Ответы детей). Графически обозначаем правый глаз.
  • Что такое приставка? (Ответы детей). Обозначаем нос.
  • Что называется корнем слова? (Ответы детей). Обозначаем рот.
  • Кроме окончания, что мы выделяем в слове? (Основу.) Нарисуйте над глазами чёлочку, в виде графического обозначения основы слова.

– Вот такой грамматический человечек у нас получился, выражение лица у него немного грустное, но я думаю, что к концу урока он улыбнётся. А вы хотите, ребята, чтобы он вам улыбнулся? Тогда нужно постараться выполнить все задания.

  • Запись слов под диктовку:

Зима, зимний, зимушка, озимые, зимовье.

(Объяснить значение слова озимые. Озимые культуры – это однолетние зерновые растения, которые сажают осенью, т.е. под зиму, поэтому их называют озимые, зимовье-

– Что можно сказать про эти слова?

(Они родственные или однокоренные).

– Почему?

(Имеют один корень зим- и близкие по значению). (Слайд 6)

  • Вспомним порядок разбора слова по составу.

  • Разбор слов по составу. Задание в карточке №3.С/р
  • Игра «Снежинки».

К нам на землю спустились снежинки. На обратной стороне есть значок, обозначающий часть слова. Нужно назвать его и дать определение.

  • Свободные высказывания детей.

– Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло?

(Стало холодно и грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.).Слайд 7)

– Зиму можно представить по-разному. Посмотрите, как представлена зима в работах известных художников. Очень ярко изобразил красоту зимнего леса известный русский художник, живописец Иван Иванович Шишкин в своей картине «Зима».

– Что можно сказать об этой работе художника? (Ответы детей).

– Запишем предложение в тетрадь. (Задание №2 в карточке. Объяснить изученные орфограммы).

Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса.

– Художник для описания использует краски. А вот писатель при помощи слов описывает зиму.

IV. Физкультминутка.

(Слайд 8)

А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки – ледяные
Высоки-превысоки – кружевные!
Мы по лестницам шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
Здравствуй, зима!

– Давайте прочитаем отрывок из рассказа Григория Скребицкого. (Слайд 9)

– Как писатель описывает зиму? Какая она у него? (Ответы детей).

– Выпишите из второго абзаца слова с приставками.

Побелели, пригорки, покрылась, притихла, уснула.

– Выделите приставки.

V. Повторение пройденного материала.

  • Работа в тетради с.3 №3 На доске и в тетради

VI. Физкультминутка для глаз.

(Слайд 10)

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.

*Творческое задание: (Слайд 11)

Устно сочините зимнюю сказку, используя слова:

жил-был, как-то раз, вдруг, однажды.

VII. Домашнее задание.

(Слайд 12)

– Карточка останется у вас, и вы выполните домашнее задание под номером 4. Задание будет разным. Прочитайте, что необходимо будет сделать дома. (Анализ домашнего задания).

VIII. Итог урока.

(Слайд 13)

– Что повторяли сегодня на уроке?

– Что понравилось на уроке?

– Вы справились со всеми заданиями, и грамматический человечек нам улыбнулся. (На доске появляется другой грамматический человечек). (Слайд 14)

 Презентация