Классный час "Поговорим о главном"

Разделы: Классное руководство


Цель: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей.

Задачи классного часа: помочь учащимся в определении своей гражданской позиции, позиции собственного “Я”, способствовать саморазвитию и самоанализу своих поступков, выяснить, что включает в себя понятие “главное в жизни” и обсудить, в чем заключается смысл жизни; научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим; подготовить учащихся к самопознанию и самореализации.

Оборудование: корзина с цветами, старинная прялка, цветные ленты, изображение иконы Андрея Рублева “Троица”

Ход классного часа

I. Вступление. Психологический настрой.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть вас в добром расположении духа. Ваши умные, пытливые глаза говорят о том, что вы будете сегодня активными и доброжелательными. Сегодня наш классный час называется “Поговорим о главном”. Давайте возьмемся за руки. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу. Какая фигура у нас получилась?

Дети. Круг.

Учитель. Какие ассоциации у вас возникают со словом круг?

Дети. Шар, солнце, свет…….

Учитель. Я согласна с вами. Круг – это символ солнца, а значит, тепла, света, жизни. А как вы думаете, почему мы с вами сели в круг?

Дети. Все вместе будем решать проблемы, в кругу мы ближе к друг другу, уютнее себя чувствуем.

Учитель. Круг – это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем решить любые задачи. Посмотрите, (крутит колесо прялки) перед нами красивая старинная вещь. В старину каждая хозяйка умела пользоваться прялкой. Я сейчас попрошу каждого из вас взять и привязать на колесо ленточку, которая соответствует вашему настроению. Я желаю вам, чтобы вы на нашем классном часе, независимо от настроения, были такими же легкими, веселыми, уверенными, как эти летящие ленточки. У нас сегодня тема “Разговор о главном”. Я тоже ее считаю интересной и актуальной. Скажите, а чего вы ждете от сегодняшней беседы?

Дети. Узнать. Что же такое – главное в жизни, услышать мнение других.

Учитель. Какую цель вы ставите перед собой?

Дети.

Учитель. – Если обобщить все ваши высказывания, то цель можно сформулировать так: определить, что является главным в жизни человека.

II. Основная часть.

Учитель. Давайте поделимся друг с другом тем, что вы считаете для себя самым главным. Для этого вам нужно взять из корзины один цветок, написать на листочке свою мысль и прикрепить его на цветок (выполнение задания).

Учитель. – Давайте озвучим ваши мысли, собрав их в букет. Для этого вам нужно представиться, сформулировать свою мысль устно и передать свой цветок товарищу. Например: Оксана Петровна. Я считаю, что в жизни самое главное быть честным перед самим собой и людьми. (Представление детей и выполнение задания предложенного учителем.)

Учитель. Ребята! Можно ли посчитать, что в нашем букете есть что-то лишнее, без чего мы можем обойтись?

Д. Нет, все важно.

Учитель. А, может, этот букет можно чем– то добавить?

Д. Да, наверное.

Учитель. День за днем идет наша жизнь. Проходят века, на смену одного события приходят другие, изменяется человек. Но есть человеческие ценности, которые остаются вечными во все времена. Посмотрите на одно из величайших произведений человечества. (Демонстрация картины Рублева “Святая троица”, включить спокойную музыку.)

Учитель. Может, кто-то знает это произведение?

Дети. 

Учитель. Перед вами икона Андрея Рублева “Троица”. Андрей Рублев жил в нелегкий, но знаменательный период русской истории, во время освобождения Руси от гнета Золотой Орды. Ученые считают, что именно в это время (около 1411 года) Андрей Рублев и создал свое лучшее произведение – “Троицу”. (Приложение 1) На иконе изображены три ангела. Как вы думаете, что они символизируют?

Дети. (Единство, согласие, любовь. Круг – символ вечности, гармонической завершенности.)

Учитель. Обратите внимание: за каждым из трех ангелов изображена его эмблема. За средним – древо. Как вы думаете, что оно означает?

Дети. Дерево – символ жизни.

Учитель. Я с вами согласна, дерево означает “древо жизни”, “древо вечности”. Согласно христианству, это древо могло быть символом воскресения. За вторым ангелом возвышаются легкие, стройные палаты. А что могут символизировать они?

Дети. Палаты– дом, уют, счастье, покой.

Учитель. В “Псалтири”, в библейской книге, палаты являются художественным образом, который употребляется очень часто, как сфера радостного и вдохновенного познания. За третьим ангелом возвышается гора. С чем у вас ассоциируется гора?

Дети. Высота, достижение. Трудности.

Учитель. Гора – древний символ всего возвышенного. В Библии “гора” – образ “восхищения духа”. Таким образом, данная икона выражает единство духа, стремление к познанию и вечной жизни. Ребята, а насколько для вас важны и необходимы эти ценности?

Дети. Да, необходимы

Учитель. Можно ли в наш букет добавить их? (Дополнение букета. Букет вернуть в корзину.)

III. Заключение.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами попытались заглянуть, совсем немножко, вглубь себя, наметить перспективы на будущее (вывешивание круга на доску).

Учитель. На классный час вы пришли с разными эмоциями: с радостью, грустью, недоверием, страхом. Так бывает и в жизни. Я снова хочу запустить наше колесо (учитель вращает колесо прялки). Пусть оно будет отправной вашей точкой в жизнь. И. Эренбург сказал: “После поэта остаются книги, после художника – полотна, после государственного деятеля – страницы истории. А после человека? Разве что память, немного света и тепла”. Несите в жизнь свет, тепло и тогда память о вас и ваших поступках будет бесконечной. Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского “Каждый выбирает для себя”

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже – как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Я хочу поблагодарить вас за сегодняшнюю работу и вручить вам небольшие подарки. Пусть эти советы великих людей помогут вам в жизни стать успешными (вручаются небольшие брошюрки с высказываниями). Я предлагаю вам взять цветочек из нашей корзины как символ частички нашей с вами общей работы, общего труда. Я желаю вам каждому осуществить свою мечту, жить в мире и радости.

Используемая литература.

  1. Белова М.Г. "Классный час-размышление "Поговорим об ответственности" // Воспитание школьников. – 2003. – № 4. – С. 24.
  2. Репина О.Н. . Правовая культура личности: к определению понятия // Инновации в образовании. – 2008. – № 11. – С. 43.
  3. Хомякова И., Стульник Т., Петрова В. Азбука нравственного образования // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 41.