Урок изобразительного искусства по теме "Государственная Третьяковская галерея". 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель: Изучение истории Государственной Третьяковской галереи.

Задачи:

  • Знакомство с жизнью и деятельностью Павла Михайловича Третьякова, произведениями Третьяковской галереи;
  • Развитие художественного восприятия и вкуса, аналитического мышления обучающихся;
  • Формирование художественно-эстетического отношения к изобразительному искусству.

 Зрительный ряд: Презентация “Государственная Третьяковская галерея”

Ход урока

Слайд 1. “Государственная Третьяковская галерея”.

Слайд 2. Цель и задачи мероприятия.

Слайд 3. Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где располагается здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Слайд 4. Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков - страстный коллекционер, /1832-1898/, человек широко образованный. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников.

Слайд 5. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.

Слайд 6. Первые покупки художественных произведений, сделанные Павлом Третьяковым, относятся к середине 1850-х годов. У него появились картины, написанные маслом, в основном голландских мастеров, но позднее Третьяков отдал предпочтение русским художникам. И к началу 1860-х коллекция Третьякова насчитывала несколько десятков картин не только его современников, но и художников предшествующих десятилетий. Особое внимание коллекционера было обращено в сторону молодого реализма. “Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, – писал он в конце 1850-х годов,  –  …дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника”.

Слайд 7. На первых порах он покупал работы своих еще мало известных современников, одной из которых является картина Василия Григорьевича Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853).

Картина одной из первых появилась у Третьякова в 1856 году. Этот год и считается временем рождения Третьяковской галереи. Это произведение, написанное в духе романтизма: динамичная композиция, драматическая окраска события. Худяков в данной картине показывает обреченность группы контрабандистов, которые не смогут уйти от преследующих их жандармов. Группа верховых жандармов расположена по диагонали, идущей вниз, что усиливает впечатление движения. Группа контрабандистов разбита; некоторые из них успели сесть в лодку, часть только подходят к ней. Обе группы композиционно составляют треугольник, острый угол которого приходится на фигуры контрабандистов, не успевших сесть в лодку. Такое художественное решение создает ощущение драматизма событий и обреченности контрабандистов.

Слайд 8. В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: "Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музея или общественной картинной галереи ...". Один из старейших сотрудников основателя музея вспоминал, что Третьяков "определенно говорил: "Картины будут принадлежать всему народу". И нам, служащим галереи, постоянно внушал, что мы охраняем и заботимся о народном достоянии". Павел Третьяков желал "собрать русскую школу, как она есть, в последовательном своем ходе". "Я беру… только то, что нахожу нужным для полной картины нашей живописи", – писал он в одном из писем Л.Н.Толстому. Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера.

Слайд 9. Одним из ярких художников, чьи картины также нашли место в галерее Павла Третьякова, был Василий Григорьевич Перов. Он, несомненно, использовал традиции Павла Федотова, но вместе с тем пошел дальше своего предшественника и осмелился коснуться таких тем, о которых Федотов даже не смел мечтать. В начале своего творческого пути Перов с безжалостной критикой обрушился на жизнь и нравы русского духовенства.

Центральной картиной этого круга является “Сельский крестный ход на Пасхе”, которая написана в 1861 г. Содержание и образный строй этого холста стали подлинно новаторскими. Священник, который едва держится на ногах, непочтительно зажал в руке крест. На крыльце растянулся мертвецки пьяный причетчик с кадилом. Одетый в лохмотья крестьянин несет перевернутую икону. Картина разоблачает убожество жизни и темноту русской деревни того времени. не всем пришелся по вкусу. "Слухи носятся, – писал Третьякову художник В.Г. Худяков, – будто бы Вам от Священного Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?" Павел Михайлович вынужден был дать властям подписку, что картина не будет выставляться на всеобщее обозрение. Но немало работ Перова позднее пополнили коллекцию.

Слайд 10. Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайно в собрании появился "Неравный брак" (1862) Василия Владимировича Пукирева (Кстати, кое у кого фамилия “Пукирев” вызывает глупое хихиканье – так вот, знайте, что “пукирь”, или “пухирь” в некоторых русских говорах означает “пузырь” - кто-то из предков художника должно быть отличался малым ростом и полнотой. “Пукирев” - это “Пузырев”, вполне нормальная фамилия). Сюжет картины — неравный брак молодой красивой девушки и богатого старика. Вокруг равнодушные лица, лишь один молодой человек, скрестив руки осуждающе смотрит на пару. Считается, что в этом человеке художник изобразил себя, как бы выражая свой протест.

Слайд 11. Но венчание со старым и нелюбимым было еще не самым худшим. Более мерзкая ситуация представлена на картине художника Николая Васильевича Неврёва (1830-1904) “Воспитанница”. Бедная сирота, воспитанная из милости в доме богатых родственников, соблазнена сыном хозяйки дома – красавцем-офицером. Следствия ее падения уже скрыть нельзя. И вот энергичная мамаша “разруливает” ситуацию. Найден подходящий человечек – возможно, из подчиненных хозяина, мелкий чиновник. Ему обещано повышение по службе, хорошее приданое за невестой и прочие блага в обмен на согласие жениться на “опозоренной”. Вот он стоит, презрительно косясь на будущую невесту, но уже заранее на все согласный – ведь кроме материальных благ он получит и красавицу-жену, а что она “с изъянцем” - это даже хорошо, будет чем попрекать ее всю жизнь! На обручение приглашен священник, все честь по чести… А “виновник торжества” боится даже взглянуть на обесчещенную им девушку – совестно. Он крутит красивый ус, делает вид, что он тут не при чем и мечтает, чтобы поскорее все закончилось. Девушка, конечно согласится. Она знает, что в случае отказа ее могут выгнать из дома – что тогда ждет ее и будущего ребенка?

Неврев многие свои произведения посвятил драматической судьбе русской женщины, гибнущей в условиях “темного царства”. Не остались в стороне от этой темы и многие другие художники.

Слайды 12-18. Под песню Надежды Кадышевой “У церкви стояла карета”.

Третьяков, конечно, был неравнодушен в этом отношении и в 1860 году написал в своем завещании:"… капитал /8186 р./ и что вновь приобретется в торговле … прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".

Слайд 19. До нашего времени дошло совсем немного картин, написанных Николаем Густавовичем Шильдером. "Искушение" — одна из них. Чистый образ девушки (и это подчеркивается художником белой кофточкой героини) противопоставлен сводне, пытающейся соблазнить несчастную браслетом. И все же картина примечательна, она вторая (или первая) из двух картин, приобретенных П.М. Третьяковым и положивших начало великому собранию произведений русских художников. А это означает, что молодой купец — коллекционер, патриот — что-то нашел в ней (возможно, безыскусность и простоту) и приобрел наряду со "Стычкой с финляндскими контрабандистами" Василия Худякова.

Слайд 20. Современников восхищали природный ум и требовательный вкус Третьякова. Он покупал картины даже вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Если работа оказывалась у Третьякова, то для художников это было равнозначно общественному признанию. Он пользовался особым доверием живописцев, ему первому они показывали свои новые произведения в мастерских или на выставках, часто накануне вернисажа.

Слайд 21. История Третьяковской галереи неразрывно связана с Товариществом передвижных художественных выставок, и именно передвижники представлены здесь наиболее полно. Они были убеждены в том, что задачей искусства является служение "серьезным интересам народа", и задумали знакомить со своим творчеством русскую провинцию. Третьяков разделял их убеждения, и в то же время морально и материально поддерживал художников. Во многом благодаря Третьякову передвижники смогли сохранить идейную и творческую самостоятельность. Один из западных критиков даже назвал эту "независимую группу художников", "живописцев национального быта и нравов" – "Третьяковскою школой".

Слайд 22. На I-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел картину Алексея Кондратьевича Саврасова "Грачи прилетели" (1871) Исаак Левитан так отзывался о картине: "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Слайд 23. Н.Н. Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" (1870) В этой истории была не только великая личная трагедия Петра - отца, потерявшего в лице сына наследника-реформатора. Конфликт, положенный Н. Ге в основу сюжета картины, перерастает из чисто семейного и отражает уже историческую трагедию. Эта трагедия была характерна для всей России, когда Петр I, ломая старину, на крови строил новое государство.

Слайд 24. Полотно И.Н. Крамского "Христос в пустыне" (1872), купленное еще у него в мастерской, было представлено на 2-й передвижной выставке. О ней Третьяков говорил, что "это самая лучшая картина в нашей школе за последнее время".

К концу 1860-х Третьяков задумал создать портретную галерею российских "писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части". Собиратель сам заказывал художникам портреты, горячо интересовался их работой, тем самым помогая развитию этого жанра. Многие портреты Перова, Крамского, Репина, Ярошенко исполнялись если и не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его музей в музее. Таким образом, сам основатель стоял у истоков уникального портретного собрания Галереи.

Слайды 25-27. В 1872 году к П.М. Третьякову поступила целая серия написанных В.Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А.Н. Островского (1871), Ф.М. Достоевского (1872), И.С. Тургенева и др.

Слайд 28. В течение почти четырех лет Павлу Михайловичу пришлось добиваться того, чтобы Лев Толстой согласился позировать Крамскому. Наконец в 1973 году писатель уступил, но при условии, что художником будет написан и второй его портрет, который останется в семье. Крамской выполнил эту просьбу. Оба полотна вполне устроили заказчиков.

Слайд 29. По просьбе Павла Михайловича Крамским был написан и погрудный портрет поэта Н.А. Некрасова, который в то время тяжело болел.

Слайд 30. Через десять лет после женитьбы, в 1875 году, Павел Михайлович пожелал иметь портрет своей жены. Как всегда, предварительно велась длительная переписка с И.Н. Крамским.

Слайд 31. В результате история оставила нам два портрета Веры Николаевны Третьяковой работы Крамского 1876 и 1879 годов.

Слайд 32. Но сам Павел Михайлович всегда категорически отказывался позировать художникам. Как-то он приболел и вынужден был оставаться дома. Тогда-то И.Н. Крамскому и удалось написать его портрет (1876).

Слайд 33. Второй портрет основателя Галереи создал И.Е. Репин в 1883 году. По словам дочери Александры, Третьяков "не хотел этого портрета и не заказывал. Репин делал его для себя. Павел Михайлович дал уговорить себя тем охотнее, что любил Илью Ефимовича ..., и с удовольствием приезжал позировать по воскресеньям.

Самым крупным приобретением Третьякова (92000 рублей) была серия работ В.В. Верещагина. В 1872 году в мюнхенской мастерской художника Павел Михайлович увидел его Туркестанскую серию. Она произвела на собирателя огромное впечатление. Третьякову захотелось подарить ее Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Однако совет училища не принял дара из-за отсутствия необходимого помещения и за неимением средств для его постройки. Тогда Павел Михайлович передал коллекцию Московскому обществу любителей художеств, но с условием, чтобы оно в течение трех ближайших лет нашло возможность для ее открытого показа. Общество не выполнило условия. Третьяков вернул в 1881 году этот свой первый дар городу Москве к себе в Галерею.

Слайд 34. Нашла свое место в коллекции Павла Михайловича и картина В.В. Верещагина "Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой" 1878–1879.

Слайд 35. Тягостные и печальные события 1881 года – смерть Ф.М. Достоевского, Н.Г. Рубинштейна, М.П. Мусоргского – сменились для Третьякова радостью, когда на 9-й передвижной выставке появилась картина В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни" (1881).

Когда Петр I в 1697 году отправился за границу, недовольные его новшествами стрельцы подняли бунт. Возвратившись, царь Петр приказал допрашивать их под страшными пытками. Потом последовали беспощадные казни, после которых стрелецкое войско мало-помалу было уничтожено. Картину писал несколько лет... Картину, выстраданную сердцем, продуманную до мелочей... Он даже плохо спал по ночам, вскрикивал во сне, мучаясь видениями казни. Сам он потом говорил: "Я, когда "Стрельцов" писал, ужаснейшие сны видел: каждую ночь во сне казни видел. Кровью кругом пахнет. Боялся я ночей. Проснешься и обрадуешься. Посмотришь на картину: Слава Богу, никакого ужаса в ней нет... У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась... Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь".

Слайд 36. В 1880-е годы к собранию прибавились выдающиеся произведения, составляющие и сегодня славу коллекции. Одно из них - картина И.Е. Репина "Крестный ход в Курской губернии" (1880–1883). В Крестном ходе толпа показана как единый массив. Но здесь художник привёл характеристику героев толпы — мещан, купцов, кулаков и помещиков с выражение притворного благочестия, сознанием собственной значительности и нищих странников, возглавляемых горбуном, олицетворяющий безыскусственную народную веру. Мы видим всю Россию: отсталые, страшные формы ее общественной и духовной жизни, надежды, развлечения, судьбы.

Все герои этой живописи – одна огромная семья, один громадный, разросшийся род России. Той самой великой, страшной и смешной России, которая движется в картине. Да это же не холст, это скорее старинная кинолента, только странно, что она цветная! Корней Иванович Чуковский описывал “Крестный ход” следующим образом: “…это непревзойденное умение выражать психическую сущность человека каждой складкой у него на одежде, малейшим поворотом его головы, малейшим изгибом мизинца… Обо всем этом с такой же экспрессией мог бы написать лишь один человек – Лев Толстой. Лишь у Льва Толстого нашлись бы слова, чтобы описать каждого из этих людей: так сложны и утонченные характеристики, сделанные репинской кистью… Здесь предельная степень реалистической правды”.

Слайд 37. "Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885). Третьяков очень переживал, что "Бурлаки на Волге"(1870–1873, Государственный Русский музей) И.Е. Репина достались великому князю Владимиру, поэтому полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1885) собиратель оставил за собой, еще не видя его на выставке. Эта картина тоже была запрещена властями к показу в собрании Третьякова, как когда-то "Сельский крестный ход на Пасхе" Перова, но спустя несколько месяцев запрет был отменен. Сюжетом для картины Репин взял историческое событие - 16 ноября 1581 года Иван Грозный, в припадке бешенства, убил своего старшего сына, царевича Ивана. 16 января 1913 года картине была нанесена тяжелая травма. В Третьяковской галерее 29 летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов в припадке душевной болезни с криком “Довольно крови!” нанес три удара ножом по лицам Грозного и сына Ивана. Удары были так сильны, что повредили и центральную перекладину подрамника. Репин был уверен, что его работа безвозвратно погублена.

Я вижу старинный московский дворец
И кровь на подушках дивана.
Там сына родной убивает отец,
Иван убивает Ивана.
Убийца, себя истребляющий сам,
Его обвинять не рискую, -
Виною всему праотец Авраам,
Замысливший жертву такую,
Который, не в силах любовь побороть,
Готов на посмертную муку,
Не зная о том, что удержит Господь
Его занесённую руку.
Я слышал однажды: как нерв напряжён,
Безлюдной вечерней порою,
Безумец ударил картину ножом
И крикнул: "Достаточно крови!".
И там, где отметина эта видна.
Где лезвие холст разрезало,
Всё капает, капает кровь с полотна
На плинтус музейного зала!
Александр Городницкий

Слайд 38. Павлу Третьякову требовалось недюжинное здоровье, чтобы всё успеть. Он ежегодно четыре раза ездил в Кострому на свою фабрику, не пропускал международные выставки в Европе, попадал вовремя на российские академические и передвижные выставки. Для Третьякова вопрос, всегда ли удачными бывают его покупки, был болезненным. И.Е. Репин в письмах к собирателю подчас не одобрял его выбора.

Слайд 39. Можно только восхититься безошибочным "чутьем" Павла Михайловича, который вопреки мнению Репина, приобрел с ученической выставки картину еще никому неизвестного 18-летнего И.И. Левитана "Осенний день. Сокольники" (1879).

Эта проникновенная работа стала свидетельством усвоения Левитаном поэтических традиций и достижений русского пейзажа и своеобразия его лирического дара. Картина была замечена зрителями и получила, пожалуй, высшую из возможных в то время оценок — приобретена Павлом Третьяковым, основателем знаменитой Государственной Третьяковской Галереи, В последствии Третьяков уже не выпускал Левитана из поля своего зрения, и редкий год не приобретал у него новых работ для своего собрания.

Слайд 40. Его современники признавали только передвижников, Третьяков же обладал способностью принимать новые веяния в искусстве и он сумел оценить 23-летнего Валентина Александровича Серова и его "Девушку, освещенную солнцем" (1888), хотя некоторые художники отзывались об этой картине чрезвычайно резко. Автор искал нового способа передачи на полотно бесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок. Здесь иная пластика и другая живопись - не стремительная и подвижная, а плотная и густая. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику - так живописную форму любил строить Врубель, а Серов тогда как раз находился под обаянием его творчества и в какой-то мере стремился повторить Врубелевскую манеру письма.

Слайд 41. Весьма значительной картиной в музее является "Владимирка" И.И. Левитана (1892, подарок автора). Владимирская дорога появилась в конце XIV века. До строительства железной дороги из Москвы в Нижний Новгород в 1862 году по Владимирке гнали в Сибирь на каторгу ссыльных. Потому-то и звали Владимирку “дорогой, пробитой цепями”. Весь путь от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке через Нерчинск люди шли в цепях, только офицеры ехали в повозках. О назначении дороги напоминали, и названия придорожных сел и деревень. Так, по преданию, название селения Горенки происходит от слова “горе”: именно до этого места родственникам было разрешено провожать гонимых по Владимирке ссыльных. По этой дороге в деревянной клетке везли в Москву на казнь закованного в кандалы Емельяна Пугачева. По Владимирке отправились в Сибирь декабристы. И по ней же везли послание Пушкина к декабристам, которое так и называется: “В Сибирь”. Об этой кандальной дороге сложены песни, ее упоминают Гоголь, Некрасов. В левитановской "Владимирке" сочетается историческая правда с совершенным исполнением художника.

Слайд 42. "Над вечным покоем" (1894) - самое последнее приобретение Третьякова. В письме к П. М. Третьякову 18 мая 1894 года художник писал о своей картине: “Я так несказанно счастлив, что моя работа снова попадет к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей моей психикой, со всем моим содержанием…”. В другом письме он писал: “Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!”. Левитан писал, что чувствует “себя одиноким с глаза на глаз, с громадным водным пространством, которое просто убить может…”. Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.

Слайд 43. Нельзя не отметить и фриз В.М. Васнецова "Радость праведных о Господе. Преддверие рая"(1885–1896), где автор заставляет задуматься о своей душе, о жизни после смерти, о своём кресте, который достойно следует пронести через всю свою жизнь.

В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту - передал собранную им богатую коллекцию в дар Москве. К этому времени его собрание насчитывало около 2000 картин.

Слайд 44. 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена Государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики и получила название “Государственная Третьяковская галерея”. 

Этапы строительства Третьяковской галереи.

Слайды 45-66. Аудио-комментарии автора презентации.

 Сегодня Третьяковская галерея является одним из крупнейших, богатейших музеев национального искусства России. Достигнута и другая цель основателя галереи— создать “общественное, всем доступное хранилище изящных искусств, приносящее многим пользу, всем удовольствие”. И это удовольствие и мы с вами можем получить, если побываем в этом замечательном храме искусства.

Использованные ресурсы

  • http://www.150tretyakovgallery.ru/index1.php