Урок русского языка по теме "Правописание слов с разделительным мягким знаком". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: совершенствование знаний, умений.

Цели урока:

Предметные: создать условия для совершенствования знаний учащихся о правописании разделительного мягкого знака.

Метапредметные: способствовать овладению принимать цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностные: развивать мотивы учебной деятельности; навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация знаний и умений.
  4. Совершенствование знаний, умений.
  5. Применение знаний и умений.
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Формы организации УПДУ: фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная.

Методы: частично-поисковый.

Средства обучения: учебник Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. “Русский язык” 2 класс, карточки с заданиями, презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Оргмомент. (Проверка готовности. Настрой на урок.)

– Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Вижу, класс наш хоть куда,
Мы начнём урок русского языка.

– Садитесь. Проверьте готовность.

На уроке будьте внимательны, активны, аккуратны.

2. Целеполагание и мотивация.

– Какую тему изучаем на уроках русского языка?

Продолжим изучение этой темы.

– Чему будем учиться на уроке?

Для чего это нужно знать и уметь?

– Ну что ж, за работу!

Разминка для пальчиков.

Чтоб составить ь,
Нужно правый сжать кулак.
Ну а левый – распрямить
И друг к другу приложить.

Оформление работ в тетради.

(Следим за посадкой).

3. Актуализация знаний и умений.

Словарная работа в форме игры “Угадай слово”.

(Записывают слова в тетрадь)

1) Мы едем в дальние края.
Прощайте, верные …. (друзья)

2) Постирайте и погладьте
К школе форменное …. (платье)

3) Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна, в другом – снега да …. (вьюга)

4) Звонко у моих ворот резвый конь копытом …. (бьет)

5) На кормушке сидя, птицы чистят клювики свои.
Тут чижи, щеглы, синицы и проныры …. (воробьи)

6) Съел сластёна в воскресенье всё вишнёвое …. (варенье)

7) Зимние каникулы! Весёлые деньки!
Нужны ребятам санки, лыжи и …. (коньки)

8) Мама, папа, брат и я – вот и вся моя …. (семья)

– Проверьте. Что заметили во всех словах?

Подчеркните “ь”. Проверьте себя. (Слайд.)

Объясните пропущенные буквы. (На слайде: Друзья, платье, вьюга, бьет, в.р. бьи, в.ренье, к.ньки, семья.)

– Оцените свою работу.

– Какое слово может быть лишним? Почему?

Что вы знаете о “ь”?

– О чем это правило?

“Звука не обозначает, может только показать,

Как согласную читать”.

– Что показывает “ь”? Где может стоять в слове?

В каком из данных слов “ь” – показатель мягкости? Определите количество букв и звуков? Докажите.

– О чём это правило?

“Перед е, ё, ю, и, я я в словах стою, друзья!”

– Где пишется разделительный ь?

– Что показывает разделительный ь?

– Определите количество букв и звуков в слове “друзья”. Докажите.

– Чему ещё будем учиться на уроке? (Сопоставлять разделительный ь и ь – показатель мягкости). (Слайд.).

4. Совершенствование знаний и умений.

Работаем в парах.

На карточках – слова. Их нужно распределить в два столбика в зависимости от роли “ь” в слове. (В первый столбик с разделительным ь. Во второй с ь – показателем мягкости.)

– Помогаем друг другу, пишем правильно, аккуратно.

Проверка.– Прочитайте слова с разделительным ь. Когда пишется? Что показывает? Подчеркните разделительный ь.

– Прочитайте слова с ь-показателем мягкости. Где может стоять в слове? Что обозначает? Подчеркните.

Взаимопроверка. Взаимооценка.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,
2 – согнуться, разогнуться,
3 – в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
на 4 – руки шире,
5 – руками помахать,
6 – за парту тихо сесть.

– Чему учимся на уроке русского языка?

– Составьте предложение со словом, в котором есть разделительный ь.

Запишите предложение “Под елью была лисья нора” (один ученик у доски).

Прочитайте предложения.

Объясните орфограммы.

Какое предложение по цели высказывания? Докажите.

По интонации?

Какие ещё знаете предложения по цели высказывания? По интонации?

Переходим к следующему заданию (Слайд).

– Прочитайте про себя. (Текст на слайде.)

“– Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
– Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
– Э-э, что мне клыки да когти?
Душа-то у меня всё равно заячья”

– Что записано?

Какие предложения?

Прочитайте, соблюдая интонацию.

– С кем ведут разговор? (на слайде – картинка с изображением зайца).

– Как его называют? (серый, косой).

– Кто еще участвует в разговоре? (слайд с изображениями лисы, волка, рыси).

– Прочитайте по ролям.

– Почему так ответил заяц?

(Дополнительный материал про зайцев.

В нашей стране обитают 2 вида зайцев – беляк – лесной заяц, и русак, он живет в поле и степи.

Много у зайцев врагов – охотники, лисы, волки, орел, но самый главный враг – рысь. Она бесшумно может напасть с ветки. Убегая от опасности, заяц может пробежать за 1 час 70 километров).

– Ребята, а какие еще задания можно выполнить с этими предложениями?

По выбору – выписать слова с разделительным ь или списать одно из предложений.

Подчеркнуть разделительный ь.

Проверка. Вывод.

5. Применение знаний и умений.

– Самостоятельная работа. (Разноуровневые задания).

Учебник с.140. 1 ряд – упр.188 (1-я загадка), 3 ряд – упр.188 (2-я загадка), 2 ряд – упр.189, индивидуальные задания на карточках.

– Прочитайте задания. Кому все понятно? Выполняем.

– Кто затрудняется? (Индивидуальная помощь).

– Проверка в группах. Вывод.

6. Информация о домашнем задании.

– Посмотрите на эту копилку. Она особенная. С сегодняшнего дня мы будем в ней накапливать слова. Это копилка словарная.

Напишите на карточках слова с разделительным ь. Любые, по желанию. Количество может быть разное.

– Я сегодня отпущу свое слово. Какое? (На карточке – слово счастье.)

– Я всех вас и наших гостей поздравляю с наступающим Новым годом, желаю большого счастья!

7. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Чему учились на уроке?

– Где пишется разделительный ь?

– Что показывает разделительный ь?

– Кто считает, что понял этот материал?

Оценки за урок.

– У вас на партах листочки – лица мальчиков и девочек.

Нарисуйте, какое у вас сейчас настроение. Прикрепите на ёлку (елка из цветной бумаги прикреплена на доске), и у нас получится необычная новогодняя фотография.

Спасибо за работу. Урок окончен.