Урок обучения грамоте "Согласный звук [й], буквы Йй

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить со звуком [й] и буквой Й й; развивать фонематический слух, устную речь учащихся, умение работать со схемами слов; воспитывать основы здорового образа жизни, уважение к ветеранам.

Оборудование: презентация к уроку выполнена с использованием материалов интернет ресурса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, посмотрите сколько гостей пришло к нам сегодня .Они хотят посмотреть какими хорошими учениками вы стали, чему научились. Мы сегодня постараемся и покажем, что мы знаем и что умеем.

II. Обобщение пройденного материала.

Учитель: С помощью чего общаются люди?

Из чего состоит наша речь?

Как мы выделяем предложение на письме?

А что мы делаем со звуком? А что такое буква?

Какие звуки и буквы вы знаете?

Как узнаём гласный? Какую работу выполняют гласные?

А как образуются согласные? Какие могут быть согласные?

III. Новый материал.

Учитель: А сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новым звуком, узнаем, какой буквой он обозначается.

А теперь послушайте сказку. Слушайте внимательно. Она поможет вам догадаться с каким новым звуком мы познакомимся.

Где-то на лесной опушке, жили два братца, два зайчонка. Одного звали Ай, а другого Ой. Ай был всегда весёлым и радостным, а Ой постоянно ныл и был всем недоволен.

Проснутся они утром – Ай выйдет на крылечко и говорит: “Ай, какое прекрасное утро! Как хорошо! Как здорово!”

А Ой ноет с утра: “Ой, встал рано! Холодно! Темно, спал бы себе и спал!”

Ай брался за работу, носил воду, поливал морковку и приговаривал: “Ай, как хорошо!”

А Ой бродил по двору и охал: “Ой! Роса холодная, ноги зябнут. Ой!”

Так дни и проходили. Ай радуется, а Ой стонет.

Ну-ка, я проверю, кто внимательно слушал? Как звали братьев? Какой одинаковый звук вы услышали в этих именах?

Правильно мы сегодня с вами познакомимся с новым звуком, со звуком [й].

Произнесите этот звук и понаблюдайте за воздухом.

Что происходит с воздухом? Гласный это или согласный?

Положим ручку на горлышко, что мы чувствуем, звонкий это или глухой?

Посмотрите на ленту букв, парный он или непарный?

Я вам открою ещё один секрет: [й] всегда мягкий, как и [ч], поэтому на соседку смотреть не надо, и мы всегда его будем отмечать зелёным цветом или двумя чёрточками.

Где может находиться в слове [й]? Отгадайте загадки и понаблюдайте, где вы слышите

Звук [й].

Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ….

Ответ: Воробей.

Над волной она летает,
Рыбу из воды хватает,
Провожает корабли
И встречает близ земли.
(Чайка.)

А слов, которые начинаются с буквы Й в русском языке мало, всего три, Послушайте стихотворение и запомните эти слова.

Слов на “Й” совсем немного:
Йогурт, йод, и слово йога.
“Й” в конце обычно пишем:
Или в середине слышим.

А теперь посмотрите на букву Й? На какую букву она похожа?

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Букву Й зовут “И кратким”.
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверх галочку пиши.

Работа со схемами по интерактивным таблицам к азбуке Горецкого.

А теперь давайте проверим, что там наши братья – зайчики.

Совсем заленился Ой, улёгся в постель, накрылся толстым одеялом и только вздыхает:

“Ой-ой-ой!” – сказал Ой.

“Я, мой друг, совсем больной”.

“Ты пойди-ка, погуляй. Все пройдет”, – сказал Ай-ай.

Какой совет дал Ай? И вы придумайте свой совет , что же надо зайчонку делать, что бы снова стать бодрым и весёлым зайчиком.

Бегай! Прыгай! Делай зарядку! Закаляйся! Обливайся!

Но Ой хочет нам что то сказать:

“Скучно будет одному
Укреплять здоровье,
Давайте вместе заниматься!
Вот моё условие.”

IV. Физкультминутка  (динамическая).

V. Продолжение нового материала.

Ребята, наш зайчик исправился, он стал заниматься спортом. И когда наступила зима решили наши братцы сыграть в хоккей.

Найдите на картинке слова с буквой й.

А теперь давайте мы составим рассказ по картинке.

Каким стал наш зайчик? Ответьте на вопрос, используя вопрос какой? (Здоровый, сильный, смелый, стойкий).

А кто ещё может быть стойким?

Солдат, воин. Пройдёт совсем немного времени, и все мы будем отмечать день защитника Отечества. Кто же такие защитники?

Долгие века отражала наша земля бесконечные нападения врагов со всего света. И всегда поднимался на её защиту воин – солдат – защитник. Они по-разному одевались, разным оружием владели. Но все они любили свою Родину. Эта любовь проявлялась в готовности защищать своё Отечество от врагов.

Нам повезло, что мы живём в мирное время. Мы не знаем что такое взрывы бомб, разрушенные дома. Но остались ещё участники последней самой жестокой войны. Это ветераны. Это они своим мужеством и героизмом завоевали победу и заслужили безмерное уважение.

VI. Физкультминутка (для глаз).

VII. Работа по учебнику.

 Сегодня мы с вами прочитаем рассказ про героя. Откройте учебник на стр. 159.

Чтение рассказа.

О ком этот рассказ?

Кем был дедушка на войне?

Что говорит мама?

Просмотр клипа “ Мой дедушка герой”

Поклон вам низкий, ветераны,
Пусть реже беспокоят раны!
Здоровья всем, кто нынче жив!
Спасибо за спасенный мир!

 VIII. Рефлексия

 – С каким новым звуком сегодня познакомились?

– Что особенного узнали про этот звук?

– Что понравилось на уроке больше всего?

Приложение 2.