Урок русского языка по теме "Окончание". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формирование у учащихся представлений об окончании как изменяемой части слова и его роли в словообразовании.

Задачи:

  • Дать представление об окончании как изменяемой части слова.
  • Научить находить окончание в словах, графически обозначать его.
  • Наблюдать за ролью окончания как средства связи слов в предложении.
  • Повторить изученные части слова.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Создать условия развития УУД:

  • способность аналитически мыслить: сравнивать и выявлять существенные признаки; анализировать задание, отвечать на поставленные вопросы, делать предположения; ставить перед собой и решать учебную задачу;
  • информационную грамотность: ориентироваться в информационном пространстве; умение находить необходимую информацию в учебнике;
  • развивать речь учащихся, обогащая их словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения: работать в парах;
  • развивать навык каллиграфического письма;
  • развивать санитарно-гигиенические навыки;
  • прививать интерес к изучаемому предмету и любовь к родному языку;

Оборудование: учебник, интерактивная доска, карточки,

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1.

Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.

- Дети повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Тихонечко садитесь. Начнём урок.

II. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по стране “Морфемике”.

Слайд 2.

- Угадайте, кто будет нашим попутчиком. Прочитайте загадку.

Зубастый, мохнатый
Как есть начнёт
Песенку поёт. (кот)

- Как догадались?

- Какую песенку поёт кот? (мяу-мяу, мур-мур)

- Наш кот непростой, а учёный.

Слайд 3.

- Давайте расскажем коту, что мы знаем?

- Что такое морфемика? (наука о словообразовании)

- Что она изучает? ( части слова )

- Какая часть есть в словах всегда? (корень)

- Почему?

- Какие части слова образуют родственные слова? ( приставка, суффикс)

- Чем они отличаются?

- Какие слова называются родственными?

- Наш учёный Кот просит вас подобрать родственные слова к слову кот. Запишите.

- О чём будем помнить при записи? (корень родственных слов пишется одинаково)

- Выделите изученные части слова.

- Давайте проверим, что получилось.

Кот – котик – котёнок – котище

- Какие части слова помогли выполнить задание? (суффиксы –ик, -ёнок, -ищ)

(выделяем на доске)

III. Постановка учебной задачи.

- Что означает ? на схеме?

(Есть ещё какая-то часть слова.)

- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?

(О новой части слова.)

Слайд 4.

- Сформулируем для себя задачу урока.

( Узнать о новой части слова.)

- Что бы вы хотели о ней узнать?

1. Как называется?

2. Какая это часть?

3. Для чего служит?

4. Как обозначается?

Слайд 5.

IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.

- Наш кот любит поиграть со словами и вот что у него получилось. Прочитайте про- себя, приготовьтесь прочитать вслух.

- Читаем вслух.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту,
Крыса старая и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о коте.

- Какие слова в стихотворении вам не понятны?

(Объясняем лексическое значение слов, подбираем синонимы.)

- С каким словом играет кот? (кот, от кота, к коту, с котом, о коте)

- Какое слово чаще встречается в стихотворении?

- Запишем эти слова в столбик. (К доске выходят ученики по одному и записывают слова.)

кот

от кота

к коту

с котом

о коте

- Выделите в словах ту часть, которая одинаковая и не изменяется.

- Как вы назовёте эту часть слова? (корень)

- Почему?

- Дети, что вы заметили в словах? (изменилась концовка-окончание слова)

- Как бы вы назвали эту часть слова? (окончание)

- Как же называется новая часть слова? (окончание)

- Как вы понимаете смысл слова окончание?

- Где можно узнать значение слова? (в толковом словаре)

(зачитываю значение слова)

- Я зачитала вам два значения. Значит слово, окончание - какое? (многозначное)

- В нашем случае окончание это часть слова.

- Что происходит с окончанием в слове кот? ( оно изменяется)

- Значит, сделаем вывод. Это какая часть? (изменяемая)

- Давайте проверим наши выводы. Откройте учебник с.92. Прочитайте 1 абзац текста в рамке.

- Правы мы были? (Да)

- Нужно обозначить окончание графически.

- Посмотрим в правило. Каким значком выделено окончание в словах? (с. 92)

- Обозначим окончание.

- Дети, кот наш огорчён. Что же ему не нравится?

(Везде есть окончание, а в слове кот – нет.)

Оказывается, в некоторых формах слов окончание может быть не выражено звуками (буквами). Тогда его называют нулевым и выделяют ?.

- Окончание изменяется. Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова?

(обращаю внимание на слово кот)

- Какой вывод сделаем?

(Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова.)

- Измените, слово стол, используя предлоги на, у, под, к. Запишите. Выделите окончание.

- Давайте проверим, что получилось. (Взаимопроверка)

(Стол, на столе, у стола, под столом, к столу.)

- Давайте вернёмся к стихотворению, которое предложил нам кот. Возьмите карточки. Прочитаем стихотворение.

У норы добычу ждёт
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кот...
А теперь и за версту
Не приблизится к кот,
Крыса старая и та,
Видя грозного кот,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с кот,
Там дрожит, и в темноте
Вспоминает о кот...

- Понятен ли смысл стихотворения? (нет)

- Почему? (в слове кот отсутствует окончание)

- Сделаем вывод. Для чего же служит окончание? (Для связи слов.)

- Посмотрите, доволен наш котик.

- Обратимся к учебнику. Прочитайте 2 абзац правила. Правы мы или нет?

- Для чего служит окончание?

- Что ещё узнали об окончании из текста правила? (значимая часть)

-Объясните, как вы понимаете значение слова значимая? (что-то значит для слова)

V. Закрепление. Слайд 6.

- У нашего кота есть друг. Вот что он рассказывает о нём. Возьмите листочки. Прочитайте предложения.

- Смысл предложений ясен?

- Что нужно сделать, чтобы стало понятно? (изменить окончание в слове друг)

- Я предлагаю обсудить возможные варианты в парах.

Моего друг. зовут Леопольд.
Мы весело играем с друг...

- Давайте проверим. (работаем с доской)

- Запишите предложения правильно.

- Почему мы изменили окончание в слове друг?

- Какую роль играет окончание в предложении?

- Что такое окончание? Кто сможет дать полный ответ?

VI. Итог урока.

Славно дети потрудились.
Вижу – многого добились.

- Пора подвести итоги.

Слайд 7.

- Какую задачу ставили?

- Достигли её?

- Какая часть слова называется окончанием?

- Есть ли окончание у существительного конь? Как оно называется?

- Для чего нужно окончание?

VII. Рефлексия.

- Возьмите карандаш в зависимости от того какое у вас было настроение на протяжении всего урока:

  • Жёлтый – хорошее, радостное
  • Зелёный – грустное, печальное

- Возьмите листочки с лесенкой. Оцените свою работу на уроке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, ему было интересно и всё получилось - рисует солнышко на верхней ступеньке.

- Кто считает, что на уроке он узнал новое, было интересно, но не всё получилось – рисует солнышко на ступеньке ниже.

- Кто считает, что на уроке ему было трудно и не понятно – рисует солнышко на нижней ступеньке.